kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Наречие как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал о наречии как о части речи,показывает общее значение, морфологические признаки  и синтаксическую роль наречий, формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении,развивать ассоциативное мышление учащихся, память; расширять словарный запас уч-ся за счёт употребления в речи наречий, воспитывать эстетический вкус, интерес к музыке, живописи;

воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Наречие как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе.

Тема: Наречие как часть речи


Цели урока:

- дать понятие о наречии как о части речи;

- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

развивать ассоциативное мышление учащихся, память; расширять словарный запас уч-ся за счёт употребления в речи наречий, воспитывать эстетический вкус , интерес к музыке,живописи;

- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: учебник, запись музыки «Рождественские мелодии»,репродукция картины И.Н Крамского «Старик»,апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания.

Эпиграф к уроку: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»

М.Горький

Ход урока:

I.Мотивация учебной деятельности.

1. Эмоциональный настрой

Учитель.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок!


2. Сообщение темы, цели урока.

II.Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Учитель:

- Назовите самостоятельные части речи.

- Правильно, это имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные и наречия.

А теперь слушайте небольшое стихотворение и скажите о какой части речи идёт речь.

Что это за части речи?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!


Есть у меня семёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, -

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.



-О какой части речи идёт речь?

-Правильно. Это наречие.

2.Мини-лекция. (Гости сидят за отдельными соликами)

Учитель. Ребята, к нам на урок сегодня приехала группа учёных из Древнего Рима и Великой Руси. Послушаем, что они нам расскажут о наречии.

Ученый из Великой Руси: Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, корень « речь» как бы связывает его с глаголом.

Ученый из Рима: Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».

Ученый из Великой Руси: Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе.

Ученый из Рима: Античный философ Дионисий Фракийский первым дал название этой части речи. С греческого языка это название переводится как «при языке, при слове». В русском языке называется – наречие. В украинском - прислівник.

Ученый из Великой Руси: Наречием называется неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или поясняет где, когда происходит действие, куда оно направлено, и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Откуда? Когда? и др.

Ученый из Рима: Обратите внимание: наречие не изменяется по числам, по падежам, не имеет признаков рода, окончаний. В предложении наречия выполняют роль второстепенных членов предложения (обстоятельств). Наречие всегда делает речь красивой, даёт более точное представление о месте и времени.

(Заходит мальчик в костюме )

Выступление мальчика в роли наречия

- Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Видите, я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, нарекать и другие.

Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность- неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет.В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством. Желаю вам удачи, ребята . Изучайте меня и характер мой.


Учитель. Чтобы убедиться в том, что рассказали нам гости и сам наречие, мы с вами

выполним несколько заданий. Задания, которые вы будете выполнять будут оцениваться определённым количеством баллов.(учащимся раздаются оценочные листы ) Перед каждым из вас лист самоконтроля. За каждое задание вы должны ставить себе баллы (по 12 бальной системе). 

3.Работа с текстом.(Анализ текста с наречиями).

Тёмное, чистое небо торжественно необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный свежий запах – запах русской летней ночи. Тишина. Лишь изредка плеснёт большая рыба в реке, слабо зашумит прибрежный тростник.

И.Тургенев

(наречия в тексте закрыты)

Задание: сравнить текст без наречий и с наречиями.

Вывод: как сказал гость из Рима наречия «живописуют текст», дают более точные представления о месте, времени действия.

III Восприятие и усвоение учащимися учебного материала

  1. Наблюдения над учебным материалом:

а) на доске записаны упражнения

скоро мы нашли в парке очень уютный уголок.

Здесь мы довольно хорошо отдохнули.

Задание: выписать словосочетания с наречием

Очень уютный – зависимое слово-наречие, обозначает признак признака

Отдохнули хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак действия

Довольно хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак другого признака

Вывод: наречие может относится к прилагательному, глаголу, другому наречию и обозначать признак действия, признак признака. Может относиться к причастию, деепричастию.

б) запись на доске: пел красиво(как?), поют красиво(как?), поёшь

красиво(как?)

Вывод: не имеет окончания, не изменяется

в) синтаксический разбор предложения.

Ветер, нагоняя тоску, назойливо выл в трубе дома

Вывод: наречие в предложении является обстоятельством.

Физкультминутка.

Учитель. Немного отдохнём, но с пользой.

 Я буду произносить речёвку  и показывать движения. Вы движения за мной повторяйте и запоминайте были ли в стихотворении наречия.

Дружно все ребята встали.

Руки кверху все подняли.

Сладко-сладко потянулись.

Раз- нагнулись, два- нагнулись.

Отдохнули. И опять

Станем знаниям внимать


II вариант :(проводит физкультминутку сам наречие под музыку)

Ну что ребята, вы, наверное устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.


Из-за парт все встали дружно,

Косточки размять нам нужно.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Энергично повертелись,

Круг рисуем головой,

А теперь тихонько сели

Изучать характер мой.


Ну, что были в стихотворении наречия? Назовите их.(Дружно,энергично,тихонько)

-Часто ли мы употребляем наречия в речи?

По частоте употребления наречия занимают 4 место (после сущ.,глаг.,прилаг.)

Минутка для шутки

Посмотрите инсценировку - рецепт.

Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- В 7 Бы

- Бы ? Не знаю такого класса, А дружно вы живёте в своём классе?

- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…

- Жутко дружно, ужасно и весело…А хорошо учитесь-то?

- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Нормально… В пух и прах хвалит…Да , болезнь серьёзная, У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Вот тебе рецепт- учебник грамматики русского языка.

Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чём тут ошибки?

2.Работа с учебником.

Чтение §18 стр.80-81.


IV.Закрепление учебного материала.

Диктант-кроссворд.

Задание: определить значение фразеологических оборотов, подобрать наречия-синонимы(взаимопроверка).

Встать ни свет, ни заря(рано); жить душа в душу (дружно); рукой подать (близко); хоть пруд пруди(много); мчаться во весь дух (быстро); зуб на зуб не попадает(холодно); на краю света(далеко).


Вопрос: что обозначает записанные наречия?(время действия, образ действия, место действия, меру действия)


Вывод: В зависимости от того , что наречия обозначают и на какие вопросы отвечают, они делятся на группы по значению.


Задание 3. «Загадки»

Задание: Найти наречие и подчеркнуть как член предложения

Его мы издалека встречаем
На дороге,
Без палки ходит он,
Безглазый и безногий.
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов.  (Червяк)

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.  (дерево)

Устное словесное рисование

С помощью наречий мы можем создать портреты. Не верите? Давайте проверим. Нарисуйте словесный портрет человека, который ходит

Лениво ,легко, небрежно, красиво, грациозно, осторожно, тихо, крадучись,

Стремительно, чётко, тяжело , медленно.

Вывод: Смысл всего высказывания, наше представление о человеке полностью меняется от замены наречий. Как мы уже говорили М. Горький ( см. эпиграф к уроку) наречия делают нашу речь образной, изящной. Они необходимы для того , чтобы охарактеризовать более точно, более выразительно и действие, и признак и передать наше отношение к ним.


3.Работа с таблицей «Группы наречий по значению»



Вопрос

Значение

Примеры

1. Как? Каким образом?

Образ действия.

Громко, дружески.

2. В какой степени? Насколько?

Меры и степени.

Очень, вдвое.

3. Где? Куда? Откуда?

Места.

Далеко, внизу.

4. Когда? Как? Долго?

Времени.

Допоздна, ночью.

5. Почему? Отчего?

Причины.

Сгоряча, поневоле.

6. Зачем? Для чего?

Цели.

Назло, нарочно.








Заполнить таблицу, подобрать свои примеры.

4. Исследовательская работа


Мозговой штурм. Незаконченное предложение.


Наречие-это___________

Обозначает________________

Отвечает _______________


Перед вами прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. На каждом апельсине скрыто незаконченное предложение. Учащиеся срывают плоды, читают вопрос и дают ответ.






Развитие ассоциативного мышления.


А теперь подберите наречия, передающие вкус апельсина(вкусно, сладко, сочно, кисло, мокро, терпко, ароматно)-ответ по цепочке.


5.Прослушивание музыки «Рождественские мелодии»

Задание: как звучала музыка?- подобрать наречия.(Весело, нежно, мечтательно, красиво, хорошо, ласково, очаровательно).

-Какое впечатление произвело на слушающих? (на душе было приятно, волнующе, торжественно, празднично, трогательно)

6.Аукцион «Кто быстрее» К данным наречиям подобрать антонимы.

Высоко, быстро, далеко ,вперёд, утром, темно, хорошо, громко, весело, внизу, летом, по-новому.(взаимоконтроль).

7.Составить предложения по картине, используя наречия.

Картина И.Н.Крамского «Старики» (II вариант картина «Осень» или поляна)


Проверим?

Молодцы! Вы отлично справились с заданием




V. Итог урока.


- А сейчас для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок, я предлагаю вам составить синквейн. Напомню правила составления этого нерифмованного стихотворения.

  • Составление синквейна. (Учащиеся работают в группах по 4 человека).

  • - Подводя итог изучению темы, составим синквейн «Наречие».

  • Как это делать:

  • Тема (существительное)____________________________________________

  • Описание (два прилагательных)______________________________________

  • Действие (три глагола)______________________________________________

  • Чувство (фраза из 4-х слов)__________________________________________

  • Повторение сути (синоним темы)_____________________________________

Например:

Наречие

Образное, красивое

Уточняет, украшает, не изменяется ( дополняет, определяет)

Наречие – необходимая часть речи

Приглаголие


Наречие

Выразительное, текстообразующее

Уточняет, обозначает, связывает

Часть речи «живописующая» признаки.

Наглаголие.


Молодцы! Вы отлично справились с заданием

Рефлексия.

Упражнение « Микрофон»

Что вы узнали о наречии ? (примерные ответы учащихся)

-Я знаю, что такое наречие.

-Я умею находить наречие в предложении.

-Я знаю, зачем наречия нужны в речи.

- Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том , как меня всё получилось.

-Я рад познакомиться с самим наречием.

-Я был рад увидеть учёных из Рима и Древней Руси.

-Я для себя сделал открытие .Узнал, что с помощью наречия можно создать словесный портрет.


Упражнение «Ожидание».

- Насколько оправдались наши ожидания?

- Что нового для себя узнали?

-Нужны ли нам знания о наречиях?


Упражнение « Интервью».Работа в паре.

Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, … .



Пожелания гостям использованием наречий 
1. ________________ не болеть. (никогда) 
2. ________________ выглядеть. (великолепно) 
3. ________________улыбаться. (чаще) 
4. ________________ быть преданными своему делу. (всегда) 
5. Живите____________________________________ (счастливо)

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.

Учитель. Ребята, мы работали на уроке быстро, умело, внимательно, чётко,

старательно. Я думаю, нам и нашим гостям не было грустно, тоскливо, печально, а главное- скучно. Мы все выполняли дружно и весело.

Я благодарю вас за работу. Удачи вам.

Учитесь крепко, живите дружно.


YI. Домашнее задание:

Выучить правило.Стр.80

Написать небольшой рассказ о жизни и происхождении наречия.


-Для позитивного завершения нашего урока давайте споём песенку о наречии.

Песенка про наречие.

Иногда бывает вам желательно

Действие или признак пояснить

Это значит: нужно обязательно

Вам меня на помощь пригласить.

П-в:

Наречие- старое слово,

Наречие- от слова «глаголить»,

Наречие- неизменяемое слово,

Наречия- нужно запомнить.


Знали вы или не знали,

Что наречия читали?

Вы запомните их прочно,

Навсегда, надёжно, точно.


П-в: тот же.


Хорошо, красиво, ладно,

Осторожно, аккуратно,

Чисто, ласково и нежно,

Бодро, холодно и снежно,

Тихо, близко, далеко,

Быстро, весело, легко.

Горько, кисло, очень сладко,

Тяжело, печально, гладко.


П-в: тот- же (2 раза). Ла- ла- ла…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Наречие как часть речи

Автор: Ирина Ервандовна Гигинари

Дата: 31.10.2024

Номер свидетельства: 658803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка "Образование наречий" в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-obrazovaniie-nariechii-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "148041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419565126"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по теме "Наречие как часть  речи"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekturokapotiemienariechiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "262652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449398490"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства