Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Наречие как часть речи
Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Наречие как часть речи
Данная разработка содержит материал о наречии как о части речи,показывает общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении,развивать ассоциативное мышление учащихся, память; расширять словарный запас уч-ся за счёт употребления в речи наречий, воспитывать эстетический вкус, интерес к музыке, живописи;
воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Наречие как часть речи»
Конспект урока по русскому языку в 7 классе.
Тема: Наречие как часть речи
Цели урока:
- дать понятие о наречии как о части речи;
- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
развивать ассоциативное мышление учащихся, память; расширять словарный запас уч-ся за счёт употребления в речи наречий, воспитывать эстетический вкус , интерес к музыке,живописи;
- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: учебник,запись музыки «Рождественские мелодии»,репродукция картины И.Н Крамского «Старик»,апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания.
Эпиграф к уроку: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»
М.Горький
Ход урока:
I.Мотивация учебной деятельности.
1. Эмоциональный настрой
Учитель.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сочиним урок!
2. Сообщение темы, цели урока.
II.Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель:
- Назовите самостоятельные части речи.
- Правильно, это имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные и наречия.
А теперь слушайте небольшое стихотворение и скажите о какой части речи идёт речь.
Что это за части речи?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!
Есть у меня семёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.
-О какой части речи идёт речь?
-Правильно. Это наречие.
2.Мини-лекция. (Гости сидят за отдельными соликами)
Учитель. Ребята, к нам на урок сегодня приехала группа учёных из Древнего Рима и Великой Руси. Послушаем, что они нам расскажут о наречии.
Ученый из Великой Руси: Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, корень « речь» как бы связывает его с глаголом.
Ученый из Рима: Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».
Ученый из Великой Руси: Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе.
Ученый из Рима: Античный философ Дионисий Фракийский первым дал название этой части речи. С греческого языка это название переводится как «при языке, при слове». В русском языке называется – наречие. В украинском - прислівник.
Ученый из Великой Руси: Наречием называется неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или поясняет где, когда происходит действие, куда оно направлено, и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Откуда? Когда? и др.
Ученый из Рима: Обратите внимание: наречие не изменяется по числам, по падежам, не имеет признаков рода, окончаний. В предложении наречия выполняют роль второстепенных членов предложения (обстоятельств). Наречие всегда делает речь красивой, даёт более точное представление о месте и времени.
(Заходит мальчик в костюме )
Выступление мальчика в роли наречия
- Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Видите, я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, нарекать и другие.
Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность- неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет.В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством. Желаю вам удачи, ребята . Изучайте меня и характер мой.
Учитель. Чтобы убедиться в том, что рассказали нам гости и сам наречие, мы с вами
выполним несколько заданий. Задания, которые вы будете выполнять будут оцениваться определённым количеством баллов.(учащимся раздаются оценочные листы ) Перед каждым из вас лист самоконтроля. За каждое задание вы должны ставить себе баллы (по 12 бальной системе).
3.Работа с текстом.(Анализ текста с наречиями).
Тёмное, чистое небо торжественно необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный свежий запах – запах русской летней ночи. Тишина. Лишь изредка плеснёт большая рыба в реке, слабо зашумит прибрежный тростник.
И.Тургенев
(наречия в тексте закрыты)
Задание: сравнить текст без наречий и с наречиями.
Вывод: как сказал гость из Рима наречия «живописуют текст», дают более точные представления о месте, времени действия.
III Восприятие и усвоение учащимися учебного материала
Наблюдения над учебным материалом:
а) на доске записаны упражнения
скоро мы нашли в парке очень уютный уголок.
Здесь мы довольно хорошо отдохнули.
Задание: выписать словосочетания с наречием
Очень уютный – зависимое слово-наречие, обозначает признак признака
Отдохнули хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак действия
Довольно хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак другого признака
Вывод: наречие может относится к прилагательному, глаголу, другому наречию и обозначать признак действия, признак признака. Может относиться к причастию, деепричастию.
б) запись на доске: пел красиво(как?), поют красиво(как?), поёшь
красиво(как?)
Вывод: не имеет окончания, не изменяется
в) синтаксический разбор предложения.
Ветер, нагоняя тоску, назойливо выл в трубе дома
Вывод: наречие в предложении является обстоятельством.
Физкультминутка.
Учитель. Немного отдохнём, но с пользой.
Я буду произносить речёвку и показывать движения. Вы движения за мной повторяйте и запоминайте были ли в стихотворении наречия.
Дружно все ребята встали.
Руки кверху все подняли.
Сладко-сладко потянулись.
Раз- нагнулись, два- нагнулись.
Отдохнули. И опять
Станем знаниям внимать
II вариант :(проводит физкультминутку сам наречие под музыку)
Ну что ребята, вы, наверное устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.
Из-за парт все встали дружно,
Косточки размять нам нужно.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Энергично повертелись,
Круг рисуем головой,
А теперь тихонько сели
Изучать характер мой.
Ну, что были в стихотворении наречия? Назовите их.(Дружно,энергично,тихонько)
-Часто ли мы употребляем наречия в речи?
По частоте употребления наречия занимают 4 место (после сущ.,глаг.,прилаг.)
Минутка для шутки
Посмотрите инсценировку - рецепт.
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В 7 Бы
- Бы ? Не знаю такого класса, А дружно вы живёте в своём классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
- Жутко дружно, ужасно и весело…А хорошо учитесь-то?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально… В пух и прах хвалит…Да , болезнь серьёзная, У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Вот тебе рецепт- учебник грамматики русского языка.
Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чём тут ошибки?
2.Работа с учебником.
Чтение §18 стр.80-81.
IV.Закрепление учебного материала.
Диктант-кроссворд.
Задание: определить значение фразеологических оборотов, подобрать наречия-синонимы(взаимопроверка).
Встать ни свет, ни заря(рано); жить душа в душу (дружно); рукой подать (близко); хоть пруд пруди(много); мчаться во весь дух (быстро); зуб на зуб не попадает(холодно); на краю света(далеко).
Вопрос: что обозначает записанные наречия?(время действия, образ действия, место действия, меру действия)
Вывод: В зависимости от того , что наречия обозначают и на какие вопросы отвечают, они делятся на группы по значению.
Задание 3.«Загадки»
Задание: Найти наречие и подчеркнуть как член предложения
Его мы издалека встречаем На дороге, Без палки ходит он, Безглазый и безногий. Боится не собак, не кошек, не коров, А кур и петухов. (Червяк)
Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели. (дерево)
Устное словесное рисование
С помощью наречий мы можем создать портреты. Не верите? Давайте проверим. Нарисуйте словесный портрет человека, который ходит
Вывод: Смысл всего высказывания, наше представление о человеке полностью меняется от замены наречий. Как мы уже говорили М. Горький ( см. эпиграф к уроку) наречия делают нашу речь образной, изящной. Они необходимы для того , чтобы охарактеризовать более точно, более выразительно и действие, и признак и передать наше отношение к ним.
3.Работа с таблицей «Группы наречий по значению»
Вопрос
Значение
Примеры
1. Как? Каким образом?
Образ действия.
Громко, дружески.
2. В какой степени? Насколько?
Меры и степени.
Очень, вдвое.
3. Где? Куда? Откуда?
Места.
Далеко, внизу.
4. Когда? Как? Долго?
Времени.
Допоздна, ночью.
5. Почему? Отчего?
Причины.
Сгоряча, поневоле.
6. Зачем? Для чего?
Цели.
Назло, нарочно.
Заполнить таблицу, подобрать свои примеры.
4. Исследовательская работа
Мозговой штурм. Незаконченное предложение.
Наречие-это___________
Обозначает________________
Отвечает _______________
Перед вами прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. На каждом апельсине скрыто незаконченное предложение. Учащиеся срывают плоды, читают вопрос и дают ответ.
Развитие ассоциативного мышления.
А теперь подберите наречия, передающие вкус апельсина(вкусно, сладко, сочно, кисло, мокро, терпко, ароматно)-ответ по цепочке.
7.Составить предложения по картине, используя наречия.
Картина И.Н.Крамского «Старики» (II вариант картина «Осень» или поляна)
Проверим?
Молодцы! Вы отлично справились с заданием
V. Итог урока.
- А сейчас для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок, я предлагаю вам составить синквейн. Напомню правила составления этого нерифмованного стихотворения.
Составление синквейна. (Учащиеся работают в группах по 4 человека).
- Подводя итог изучению темы, составим синквейн «Наречие».