kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: « Родственные слова. Корень слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей начальных классов коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: « Родственные слова. Корень слова».»

ГБОУ Белокатайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.













Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему:

« Родственные слова. Корень слова».









Составила:

учитель начальных классов

Крылова Н. В.

Протокол №______



















с. Старобелокатай, 2015г

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: « Родственные слова. Корень слова.»


Цели урока:

  • закрепить понятие «родственные слова».

  • выделить два основных признака родственных слов.

  • дать определение понятию «корень слова».

  • ознакомить с алгоритмом нахождения корня в слове.

  • упражнять в нахождении родственных слов среди слов, похожих по написанию.

  • воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову.

  • обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока - урок изучение нового материала.

Ход урока
  1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропишите в тетради минутку чистописания. Кто написал ручки, положите на парту, чтобы я видела, и приготовьтесь слушать меня.

  1. Проверка пройденного материала.

- Какую тему проходили на том уроке? (Правописание предлогов).

- Что такое предлог? Как предлоги пишутся со словами?

- Чтобы закрепить пройденную тему, выполните следующее задание индивидуально. Подчеркнуть в предложениях предлоги (работа по карточкам).

3. Постановка темы и целей урока

- Послушайте текст. (Слайд 1).

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша  тётка – гусеница.

- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

- Кого можно в этом тексте назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят)

- Ребята, есть ли у вас родственники?

- А кого называют родственниками? (Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию).

- Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

- Послушайте стихотворение Я. Акима (Слайд 3)

Моя родня

Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю

- Ребята, не только среди людей бывают родственники, но и среди слов тоже есть родственники.

-Итак, какая тема сегодняшнего урока? (Родственные слова).

- К нашему тексту мы вернемся в конце урока, и вы мне точнее определите, почему гусеница не является родственницей гусям.

4. Работа по теме урока

- Прочитаем стихотворение «Как растут слова» вслух. Прислушайся к звучанию слов, выделенных красным цветом. (слайд 4).

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

Е. Измайлов


- Ребята, слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию?(да)

- А по написанию похожи?(Да)

-Все верно, все эти слова имеют общую часть – САД.

-Такие слова называются родственными. Родственные слова – это слова, у которых есть общая часть. (слайд 5) (плакат с определением).

-Итак, первый признак родственных слов, они имеют общую часть.

Например: море, морской, моряк. Какая у них общая часть?

-Второй признак родственных слов, родственные слова должны быть близкими по смыслу (слайд 6).

- Вернемся к нашему стихотворению и прочитаем, что обозначают слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник и сделаем вывод ( слайд 7).

- Ребята, вы узнали, что у родственных слов есть общая часть, которая не меняется. В наших словах ( сад, посадили, рассада, садовод, садовник) общая часть САД. Эта часть слова называется корень. Корень-это общая часть слова и он выделяется вот так….(слайд 8)

- Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть. (слайд 9).

Например: дом. Подберите к этому слову несколько родственных слов: дома, домище, домик (плакат).

- Какая общая часть у этих слов? (дом)

Это и будет корень слова. Выделим его…..

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала (работа по учебнику)

- А теперь поработаем и закрепим новый материал по учебнику. Открываем учебник на странице 167, выполним упражнение 1.

- Следующее выполним упражнение 2.

- Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики». ( на доске)

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас – это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по группам.

1 группа - - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.


2 группа - - вод-

Вода, водичка, водный, водитель.


3 группа- -гор-

Гора, горный, гореть, пригорок.


- Обсудите в группах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

- Проверяем, 1 группа, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 группы)

-Проверяем работу 3 группы.

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 3 дерева с корнями, а вы –листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.


1 группа - рыб –

Рыбак, рыбак, рыбачить, рыбачье, рыбка, рыбешка.


2 группа - ум –

Умный, умница, умник, ум, поумнел, разум.


3 группа - снег –

Снег, снегурочка, снежок, подснежник, снеговик, снежинка

- Посмотрите, какие чудные деревья у нас получились!


7. Итог урока

-Итак, ребята, так почему же гусеница не является родственницей гусям?

( Слова эти похожи по звучанию, но гусеница - это личинка насекомых, а точнее бабочки. А гуси-это птицы.) Эти слова не близкие по смыслу, а разные, поэтому эти слова не родственные.

- Какие новые слова узнали на уроке?

- Какие слова называются родственными? ( Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).

- Как называется общая часть родственных слов?

- Как она выделяется. Покажите…..

8. Домашнее задание

Упражнение 5 на странице 170.

9. Рефлексия

- А теперь оцените свою работу на уроке (поднимают смайлики).

- Итак, оценки за урок получают …….




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: « Родственные слова. Корень слова».

Автор: Крылова Наталья Валерьевна

Дата: 25.11.2020

Номер свидетельства: 564426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakom-ties-drughiie-chasti-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444486472"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова» "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-forma-i-sodierzhaniie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "206054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430082222"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677255"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока русского языка по теме   «Знакомство с безударной гласной в корне слова» "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakomstvo-s-biezudarnoi-ghlasnoi-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "127265"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415287005"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства