Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: « Родственные слова. Корень слова».»
ГБОУ Белокатайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему:
« Родственные слова. Корень слова».
Составила:
учитель начальных классов
Крылова Н. В.
Протокол №______
с. Старобелокатай, 2015г
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: « Родственные слова. Корень слова.»
Цели урока:
закрепить понятие «родственные слова».
выделить два основных признака родственных слов.
дать определение понятию «корень слова».
ознакомить с алгоритмом нахождения корня в слове.
упражнять в нахождении родственных слов среди слов, похожих по написанию.
воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову.
обогащать словарный запас учащихся.
Тип урока - урок изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте ребята. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропишите в тетради минутку чистописания. Кто написал ручки, положите на парту, чтобы я видела, и приготовьтесь слушать меня.
Проверка пройденного материала.
- Какую тему проходили на том уроке? (Правописание предлогов).
- Что такое предлог? Как предлоги пишутся со словами?
- Чтобы закрепить пройденную тему, выполните следующее задание индивидуально. Подчеркнуть в предложениях предлоги (работа по карточкам).
3. Постановка темы и целей урока
- Послушайте текст. (Слайд 1).
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
- О! Здравствуйте! Вы кто?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А я ваша тётка – гусеница.
- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?
- Кого можно в этом тексте назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят)
- Ребята, есть ли у вас родственники?
- А кого называют родственниками? (Тех, кто живет вместе, одна
семья, имеет одну фамилию).
- Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
- Послушайте стихотворение Я. Акима (Слайд 3)
Моя родня
Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю
- Ребята, не только среди людей бывают родственники, но и среди слов тоже есть родственники.
- Ребята, слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию?(да)
- А по написанию похожи?(Да)
-Все верно, все эти слова имеют общую часть – САД.
-Такие слова называются родственными. Родственные слова – это слова, у которых есть общая часть. (слайд 5) (плакат с определением).
-Итак, первый признак родственных слов, они имеют общую часть.
Например: море, морской, моряк. Какая у них общая часть?
-Второй признак родственных слов, родственные слова должны быть близкими по смыслу (слайд 6).
- Вернемся к нашему стихотворению и прочитаем, что обозначают слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник и сделаем вывод ( слайд 7).
- Ребята, вы узнали, что у родственных слов есть общая часть, которая не меняется. В наших словах ( сад, посадили, рассада, садовод, садовник) общая часть САД. Эта часть слова называется корень. Корень-это общая часть слова и он выделяется вот так….(слайд 8)
- Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в нихобщую часть. (слайд 9).
Например: дом. Подберите к этому слову несколько родственных слов: дома, домище, домик (плакат).
- Какая общая часть у этих слов? (дом)
Это и будет корень слова. Выделим его…..
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала (работа по учебнику)
- А теперь поработаем и закрепим новый материал по учебнику. Открываем учебник на странице 167, выполним упражнение 1.
- Следующее выполним упражнение 2.
- Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики». ( на доске)
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас – это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по группам.
1 группа - - лис-
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 группа - - вод-
Вода, водичка, водный, водитель.
3 группа- -гор-
Гора, горный, гореть, пригорок.
- Обсудите в группах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)
- Проверяем, 1 группа, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 3 дерева с корнями, а вы –листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
- Посмотрите, какие чудные деревья у нас получились!
7. Итог урока
-Итак, ребята, так почему же гусеница не является родственницей гусям?
( Слова эти похожи по звучанию, но гусеница - это личинка насекомых, а точнее бабочки. А гуси-это птицы.) Эти слова не близкие по смыслу, а разные, поэтому эти слова не родственные.
- Какие новые слова узнали на уроке?
- Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).
- Как называется общая часть родственных слов?
- Как она выделяется. Покажите…..
8. Домашнее задание
Упражнение 5 на странице 170.
9. Рефлексия
- А теперь оцените свою работу на уроке (поднимают смайлики).