kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Способ проверки орфограмм слабых позиций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для отработки способа  проверки орфограмм слабых позиций в корне слова  с помощью однокоренных слов.м

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Способ проверки орфограмм слабых позиций"»

Учебный предмет: «Русский язык»

Класс: 3е

Тема: Способ проверки орфограмм слабых позиций .

Цель:

1. создать условия для отработки способа проверки орфограмм слабых позиций в корне слова  с помощью однокоренных слов.

Развивающие:

- создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, учебной мотивации, планирования, само-взаимопроверки, рефлексии);

- учить контролировать свои действия при помощи алгоритма

Воспитательные:

- создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Мы начинаем урок русского языка.

- Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите дату, вид работы.

(Орфографическое чтение даты)

I этап.- Этап актуализации знаний.

1.1.-Чему учились на прошлых уроках? (учились проверять 3 способами ОСП, по сильной позиции, по словарю, по спец правилу)

-Что же такое орфограмма? (Это место в буквенной записи, которое нельзя писать по слуху.)

-Что такое слабая позиция? ( Это позиция в слове, где произношение не совпадает с написанием)

-Каким законом вы будете пользоваться? (Основным законом русского письма – Орфограммы слабых позиций проверяем по сильной позиции).

-Как можно проверить орфограмму слабой позиции гласного звука в корне слова?

(Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в корне слова, нужно подобрать однокоренные слова или изменить форму слова, в которых этот гласный звук будет в сильной позиции)

1.2. Словарная работа

Вспомним алгоритм работы с орфографическим словарем.

Алгоритм:

1 Нахожу слово в словаре, подчеркиваю орфограммы.

2.Читаю слово орфографически правильно, запоминаю.

3. Повторяю слово орфографически правильно (не глядя в словарь).

4.Диктую и записываю слово по слогам, орфографически точно.

5. Проверяю: подчеркиваю орфограммы, ставлю точки под гласными, делю на слоги, ставлю ударение.

6. Контроль сверяю орфограммы в записанном слове по словарю.

-По каким критериям будем оценивать? (знаю алфавит, умею находить слабую позицию, умею находить нужные слова в словаре, хорошо запомнил написание словарного слова)

Учитель диктует: Город, горох

1.3 Вспомним

Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова

  1. Выделить ударный слог.

  2. Найти в слове слабую позицию.  (д_бро´)

  3. Подобрать родственное слово или измененить форму слова, чтобы звук находился в сильной позиции. (до´брый)

  4. Обозначить буквой звук в слабой позиции.  ( добро)

  5. Контроль

Покажите это на примере:

II этап- Этап постановки учебной задачи

2.1 Определение  границ применения способа проверки  орфограмм слабых позиций.

- Маша написала в письме слово перо с буквой и (пиро). 

На вопрос, каким словом она проверяла орфограмму, девочка ответила: «Словом перинкаИ в сильной позиции, поэтому пишем  гласную и».

2.2 Контроль и оценка  ответа  героя урока.

 - Правильно ли Маша нашла проверку ОСП?

- Почему не правильно? Не в той части слова. Слабая позиция находится в корне пер-,  а проверку она  выполняет  по сильной позиции в суффиксе –инк-. 

-Значит какое умение еще необходимо для нахождения ОСП? Уметь находить сильную позицию в той же части слова что и слабая.

 -Значит какая цель урока? Научиться правильно определять, где находится ОСП.

Смотрим на алгоритм. В нем есть пункт касающийся места нахождения ОСП?

Значит еще наша цель скорректировать алгоритм.

III этап- Этап конкретизации способа действия

3.1 Добавляем пункт 3 Выделить корень (определить в какой части слова находится орфограмма)

Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова

1.Определить ударный слог

2.Найти в слове слабую позицию.  (д_бро´)

3.Выделить корень. (д_бро – до´брый

4.Подобрать родственное слово или изменить форму слова, чтобы звук находился в сильной позиции. (до´брый)

5.Обозначить буквой звук в слабой позиции.  ( добро)

3.2 Если орфограмма находится в корне, то как проверяем? (подбираем родственные слова или изменяем форму слова в сильной позиции)

IV этап-Этап применения способа действия.

4.1 А теперь проверим умеем ли подбирать родственные слова.

Работа в парах.

 Найдите  проверочные слова-родственников  для слов: река, летать, говорить, земля.

р_ка – речка, речной, заречье;

л_тать – полёт, лётчик, лётный, перелететь;

г_ворить – говор, заговор, разговорный;

з_мля – землица, земляника, землистый.

– Во всех ли парах удалось подобрать проверочное однокоренное слово?

(Нет, в четвёртой группе для проверки подобрали изменение  по числу слова земли)

Анализ полученных результатов парной работы.

Вывод:

- Какие умения при выполнении этого задания являются важными?

(Умение подбирать однокоренные слова в сильной позиции, умение изменять форму слова по сильной позиции)

4.2 Маша выполнила такую проверку:   

М_риться – мерка - мериться

–Верно ли девочка подобрала проверочное слово? ( Нет, значения этих слов разные, хотя по звучанию корни похожи. Мириться – значит, снова дружить, а мерка нужна, чтобы измерять величины.   Она подобрала неродственное слово, а слово с корнем-омонимом)

- Какие корни называют корнями-омонимами? ( Это такие корни, которые похожи по произношению, но отличаются по смыслу)

4.3  Алёша и Маша приготовили  для вас задание.

- Выберите из слов, записанных в скобках, проверочное. Впишите буквы. Орфограммы подчеркните.

Р_левой ( ролики, ралли, роль)

Тр_сёт (треск, тряска)

К_чать (кочка, качка, качели)

П_лить  (пилка, пели)

– Докажите, что  выбранные вами  слова являются  проверочными.(Это однокоренные слова, и проверяемая гласная – в сильной позиции:

Ролевой – роль,  трясёт – тряска, качать - качка, пилить - пилка, медовый – мёд, косить – косит, лечить - лекарь. Так же эти слова похожи по смыслу)

-Зачем вам Алеша и Маша придумали это задание? Обязательно смотреть на лексическое значение слова при подборе родственных слов)

4.4. Отработка способа действия

Работа по алгоритму. Дети работают у доски .

Учитель диктует слова: мастерить, лепить, крикливый, моряк

6 этап-Этап подведения итога урока.

1. Подведем итог нашего урока.

- Чему учились на этом уроке? учились правильно определять, где находится ОСП

А теперь оцените свою работу за урок. Для этого заполните «Лист самооценки».

Умения

Оценка ученика

Оценка учителя

1.

Умею находить в слове слабую позицию

 

 

2.

Умею  подбирать родственные слова и выделять корень в слове

 

 

3.

Могу подобрать изменения формы слова для проверки орфограмм в корне

 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Способ проверки орфограмм слабых позиций"

Автор: Иванова Марина Лукинична

Дата: 08.03.2020

Номер свидетельства: 542096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка "Как проверить орфограммы в высказывании""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokarusskoghoiazykakakprovieritorfoghrammyvvyskazyvanii"
    ["file_id"] => string(6) "271714"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451743146"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока русского языка в 3 классе по программе Эльконина- Давыдова"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekturokarusskoghoiazykav3klassiepoproghrammieelkoninadavydova"
    ["file_id"] => string(6) "262785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449410724"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-provieriaiemymi-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "110042"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405433946"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект урока русского языка по теме "Нахождение« опасного звучания»  в словах с непроизносимыми согласными . Алгоритм проверки. "
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nakhozhdieniie-opasnogho-zvuchaniia-v-slovakh-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi-alghoritm-provierki"
    ["file_id"] => string(6) "135576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416936318"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-uchimsia-pisat-bukvy-ghlasnykh-i-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "159343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421872468"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства