Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций»
Программа Эльконина - Давыдова
Цели : 1. Создать условия для того, чтобы учащиеся разграничили орфограммы сильных и слабых позиций, выделили и составили список изученных орфограмм сильных позиций.
2. Продолжить работу по развитию диалоговой речи через работу в группах, орфографической зоркости ( составление списка орфограмм)
3. Воспитываем умение общаться, вести диалог, доказывать правильность своего мнения.
Тип урока: Урок решения частных задач( работа открытого способа действия)
Ход урока
- Оргмомент, психологический настрой.
- Этап восстановления изученных знаний, выход на проблему.
- Расшифруйте: ООММААРРФГ (орфограмма)
- Что такое орфограмма? Как вы понимаете это слово?
- Где мы можем узнать точное определение ? Кого мы отправим на поиски значения этого слова в «Толковом словаре» Ожегова?
- Как быть, если тем нет этого слова? Какие еще слова мы можем искать? (орфография, орфографический)
- Что вы уже знаете об орфограммах? (по ответам детей составляется схема)
- Что вы об этом виде орфограмм знаете?
Орфограммы
Связанные с обозначением < > Не связанные с обозначением < >
А Б
А А Б1 – пробел L _ _.?
Сильная позиция ? Слабая позиция Б2 – перенос слов ? ? ?- ? ?
? Б3 - знаки препинания ! ?., : ;…
Б4 – большая буква L_ L _.
2) Этап постановки задач
1. Целеполагание
- Какие цели поставим на урок?
- Мы должны вспомнить, чем отличаются орфограммы сильных позиций от орфограмм слабых позиций.
- Составить список орфограмм сильных позиций, вспомнить правила для них.
- Над чем мы будем работать в первую очередь? Что будем делать потом? Составим из целей план работы на урок.
2.Этап решения частных задач.
- В учебнике с.137 упр. 299.
- С какой целью мы будем выполнять это упражнение?
- Какой должен получиться результат?
- Какие орфограммы мы можем назвать орфограммами сильных позиций? (Под ударением, перед гласными )
- Самостоятельная работа учащихся.
- Проверка работы с обсуждением
- Самооценка.
- Рефлексия.
- Кто научился различать орфограммы сильных от орфограмм слабых позиций?
- У кого были трудности ? В чем?
3. – А какие конкретные орфограммы мы назвать орфограммами сильных позиций?
- Напомните правила работы в группах.
- Цель работы - составить список орфограмм сильных позиций.
- Работа в группах.
- Представление результатов работы групп.
- Кто бы хотел задать «Умные вопросы»?
- Самооценка и взаимооценка работы групп.
4. Сравните наш список орфограмм сильных позиций с тем списком, который у вас в учебнике.
- Какие орфограммы вам не встречались раньше?
- Что дальше будем делать с этим списком? ( Внесем в справочник )
- Зачем мы составим этот список?
3) Итоговая рефлексия.
1.Какие цели мы ставили в начале урока? Удалось ли нам их достигнуть?
- Какие виды орфограмм вы знаете?
- Кто может сказать, что он научился различать орфограммы сильных и слабых позиций?
- У кого были проблемы?
2.Самооценка в тетради.
- Что будем оценивать сегодня? ( Аккуратность, правильность, рефлексия)
3.Кого бы вы могли похвалить за урок? Почему?
- Кто бы мог оценить свою работу на уроке? За что бы вы себя повалили?
Домашнее задание – с. 138 упр. 300
1 вариант – списать, подчеркнуть орфограммы А – сильных позиций
2 вариант – списать, подчеркнуть, указать номера по списку А + Б