Актуализация знаний | - Начать наш урок я хочу с минутки чистописания. Запишите в тетрадях число и классная работа. - На минутке чистописания будем работать над буквой «Н», запишите в свою тетрадь заглавную и строчную букву «н». - Теперь проведём словарную работу. У вас на столах лежат карточки, возьмите их в руки. Вам необходимо вставить пропущенные буквы. - Проверяем. - Посмотрите на доску, прочитайте слова. - Докажите, что эти слова являются однокоренными. - Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? - Что такое приставка? -Назовите алгоритм выделения приставки, как найти приставку в слове? -Хорошо. Ответьте на вопрос, что такое морфемика? -Что такое морфемы? - А какие морфемы вы знаете? - Что такое корень? -Какие слова называют однокоренными? -Что такое окончание? -Назовите окончания в словах: солнце, зелёный, поход. - На какой вопрос урока мы будем отвечать? | Записывают число, классная работа. Записывают в тетради заглавную и строчную букву «н». Ак..уратно, изв…ните, кил..грам…, к…л…ектив, праз…ник, суб…ота, чу…ство, щ…вель, шос…е, …зык. Проверяют. Читают слова: вход, переход, заход, подход, выход, поход. Имеют один общий корень – ход. Приставка. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Подбираем однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Находим и выделяем корень в этом слове. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой Это раздел науки о языке, который изучает морфемы (состав слова). Это минимальная значимая часть слова. Корень, окончание. Корень – это главная часть слова, определяет его лексическое значение. Это слова, имеющие одинаковый корень. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. В слове солнце - Е, зелёный - ый, поход - нулевое. Будем отвечать по теме приставка | Учитель ходит, проверяет. Слайд №1 (слова) Аккуратно, извините, килограмм, коллектив, суббота, чувство, щавель, шоссе, язык. Слайд № 2 (глаголы) |
Управление процессом познания научных закономерностей и законов | -Теперь потренируемся в нахождении, выделении приставок. -Замените и запишите одним словом с приставкой, используя алгоритм нахождения приставок: Пропустить урок Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску Начать исполнять песню Отделить ножницами часть ткани Старое пальто сшить по-другому Сменить место жительство Проглотить таблетку с водой -Итак, давайте закрепим, приставки выделяются следующим образом: ... -Следующее задание - будем заполнять таблицу путём определения значения приставок. Ваша задача - распределить глаголы с приставками в нужную колонку: всплыть, убежала, запеть, умчаться, взбежать, уплыть, подпрыгнуть, улетела, подбросить, ускакала заговорить, зацветает. -Подберите антонимы к группе со значением начала действия. -Итак, выполнив это упражнение, мы знаем, что приставки имеют значения. Какие значения имеют приставки, назовите? | Записывают в тетрадь слова, выделяют приставки Прогулять Прибить Запеть Отрезать Перешить Переехать Запить Сначала подбираем однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Находим и выделяем корень. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой. Выделяем приставку. Выходят ученики по полнятой руке, прикрепляют глаголы с нужным значением приставки в определённую колонку. Направление движения снизу вверх - всплыть, взбежать, подпрыгнуть, подбросить, Направление движения в сторону - убежала, улетела, уплыть, ускакала, умчаться Начало действия - запеть, заговорить, зацветает. Запеть - допеть, заговорить - замолчать, зацветает - отцветает. Называют значения приставок. | На доске глаголы с определёнными значениями приставок: начало действия, направление движения в сторону, направление движения снизу вверх |
Управление процессом перехода от теории к практике | -Хорошо. В следующем задании мы будем работать таким образом: вам необходимо выписать слова только с указанной приставкой и объяснить свой выбор: От - отрезать, отеплить, отколоть, отучить, отчизна, отбить, отряд. Об - обежать, обновить, обучить, обмотать, общий, обмолотить, обман. Под – подпилить, подумать, подкрутить, подплыть, подошва. По – потолок, повар, попросить, подавить, погода, погладить, погоня, подарок. -Итак, в словах у нас могут встречаться те же части слов, но входить и относиться будут к другой морфеме. -Посмотрите на слайд, перед вами слова: понаехать, небезызвестный, понарассказывать. Попробуем разобрать слово на морфемы, выделим приставки. -Какую особенность заметили? -Итак, верно. Сушествуют слова, в которых присутствует не одна, а несколько приставок. | Выполняют самостоятельно: Отрезать, отколоть, отучить, отбить Обежать, обновить, обучить, обмотать, обмолотить Подпилить, подкрутить, подплыть Повар, попросить, подавить, погладить, погоня, подарок. Проверяют вместе с учителем, объясняют выбор. Выполняют в тетрадях. Две приставки в одном слове. | Слайд № 4 (ответы) |