Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
ЦЕЛЬ: учить правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
ЗАДАЧИ: образовательные: • организовать деятельность учащихся по изучению непроизносимых согласных; • формировать умение решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова, находить проверочные слова; • способствовать формированию способности к самообразованию; развивающие: • развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, речь, навык самоконтроля, умение работать в паре и самостоятельно; • развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, высказывать и доказывать свою точку зрения; • обогащать словарный запас посредством поиска однокоренных слов; воспитательные: • воспитывать потребность в грамотном письме; прививать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управления своим поведением, чувство сопереживания путём проведения работы в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с непроизносимыми согласными"»
Правописание слов с непроизносимыми согласными
УМК «Школа России»
ЦЕЛЬ: учить правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
ЗАДАЧИ: образовательные: • организовать деятельность учащихся по изучению непроизносимых согласных; • формировать умение решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова, находить проверочные слова; • способствовать формированию способности к самообразованию; развивающие: • развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, речь, навык самоконтроля, умение работать в паре и самостоятельно; • развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, высказывать и доказывать свою точку зрения; • обогащать словарный запас посредством поиска однокоренных слов; воспитательные: • воспитывать потребность в грамотном письме; прививать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управления своим поведением, чувство сопереживания путём проведения работы в парах.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель Прозвенел задорный звонок,
Наш класс он позвал на урок.
Тайны языка мы будем узнавать,
Ведь хотим мы грамотными стать.
— Дети, что нужно делать, чтобы стать грамотными?
Ученики (отвечают хором) Чтобы грамотными стать, Надо много правил знать!
— Мы продолжаем изучать правила русского языка. С каким настроением вы пришли на урок? Просигнальте, пожалуйста.
Ученики показывают смайлики.
— Мне приятно, что у всех сегодня радостное настроение. Я желаю сохранить его до конца урока.
— На занятии вы будете оценивать свою работу с помощью цветовых сигналов. • Зелёный цвет — отлично, я всё понимаю;
• жёлтый — хорошо, но иногда испытываю затруднения;
• красный — мне трудно, не понимаю, о чём идёт речь.
II. ЧИСТОПИСАНИЕ
— Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в детективное агентство. А чем занимаются в детективных агентствах? (Ведут расследование.)
— Сегодня здесь собрались самые внимательные, умные и наблюдательные школьники.
Именно такими качествами должны обладать детективы. А кто такие детективы?
— Слово «детектив» образовано от латинского
слова detectio, которое означает «раскрытие». То
есть детектив — это сыщик, раскрывающий преступления. Какими качествами должен обладать хороший детектив? (Быть внимательным,
уметь всё замечать, хорошо запоминать.)
— Сегодня вы станете необычными детективами. Вы будете раскрывать тайны русского
языка. Все свои наблюдения вы будете записывать. Куда?
— Правильно, в тетрадь. Откройте свои тетради и запишите дату нашего детективного расследования.
— Утром в наше детективное агентство поступило срочное сообщение о том, что потерялось
правило. Требуется составить его фоторобот. Для
этого нужно продолжить вот такой узор до конца
строки. Какие буквы спрятались в этом узоре?
(Д, Т, В, Л.)
— Запишите узор до конца строки.
— А сейчас узнайте по описанию слова. Ряд
ступеней, предназначенных для подъёма и спуска. (Лестница.)
— Человеческие эмоции, переживания. (Чувство.)
— Какая орфограмма в этих словах?
Учитель открывает записанные на доске слова «лестница» и «чувство».
— Запишите слова, выделите в них орфограмму.
— Оцените свою работу на минутке красивого
письма.
III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
— Сейчас группа детективов проведёт частное
расследование. Для этого я выдаю им карточки.
Группа детей разгадывает кроссворд.
1. Название части слова, которая передаёт общее
для однокоренных слов значение. (Корень.)
2. Проверочное слово к слову «земля». (Земли.)
3. Антоним к слову «ложь». (Правда.)
4. Слово, пропущенное во фразеологизме «не
ударить в … лицом». (Грязь.)
5. Изменяемая значимая часть слова. (Окончание.)
6. Часть слова, которая стоит перед корнем.
(Приставка.)
7. Проверочное слово к слову «мороз». (Морозы.)
8. Проверочное слово к слову «стрела». (Стрелы.)
— Остальные пока займутся проведением экспертизы. Прочитайте слова.
— Что объединяет эти слова? (Все слова —имена прилагательные.)
— Чем они различаются? (У них разные орфограммы.)
— Распределите слова в два столбика в зависимости от орфограммы.
Ожидаемый ответ
Близкий звёздный
сладкий доблестный
робкий грустный
34 Со знанием дела
— Слова с какой орфограммой вы записали
в первый столбик? Выделите эту орфограмму.
— Какие слова вы записали во второй столбик? Выделите орфограмму.
— Сравните количество букв и звуков в словах
из второго столбика. (Звёздный — 8 букв, 7 звуков, доблестный — 10 букв, 9 звуков, грустный —
8 букв, 7 звуков.)
— Почему в словах не совпадает количество
букв и звуков? (В этих словах есть непроизносимый согласный звук.)
— Подумайте, почему эти звуки не произносятся. (Три согласных звука стоят рядом и их
очень трудно произнести, поэтому мы упрощаем
их произношение.)
— Какое слово получилось у группы детективов, выполнявших частное расследование? (Непроизносимые.)
— Оцените свою работу на этом этапе урока.
IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
— Попробуйте определить тему сегодняшнего
урока. («Правописание слов с непроизносимыми
согласными».)
— Чтобы определить цели урока, вам нужно
расшифровать надпись.
У — учиться правописанию слов с непроизносимыми согласными;
Р — развивать навык грамотного письма;
О — объяснять правописание слов;
К — контролировать свою работу.
V. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ
— Вернёмся к фотороботу. Какими буквами
обозначают непроизносимые согласные в слове?
— Приведите примеры слов с непроизносимыми согласными.
— Бывают ли такие слова, в которых нет непроизносимого согласного, но, кажется, что он
есть?
— Как проверить написание непроизносимого
согласного в слове?
— Что нужно сделать, если букву проверить
нельзя?
Учащиеся составляют кластер.
Непроизносимые согласные
Л Т Д В
Нужно запомнить лестница здравствуй чувство праздник
Нужно проверять
Подобрать однокоренные слова так, чтобы согласный слышался чётко: местность — место.
Пишутся: гигантский грустный поздний тростник
Не пишутся:чудесный прекрасный ясный интересный
— Итак, попробуйте использовать полученные знания, выполнив задание «Розыск».
У каждого детектива обычно есть напарник,который помогает ему вести расследование. Поэтому задание «Розыск» вы будете выполнять в паре. Перед вами лежат карточки с текстом. Подчеркните все слова с непроизносимыми согласными.
Прощание с осенью
Конец ноября — самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит огонь. Но вот засияло яркое солнце. Пришёл первый зимний день с лёгким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру. Вокруг рос тростник. Озеро покрылось тонким слоем льда.
— Сколько слов с непроизносимыми согласными в тексте? (Шесть слов: грустное, окрестность, ненастную, солнце, по лестнице, тростник.)
— Оцените свою работу над заданием «Розыск».
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
— А сейчас пришло время отдохнуть. Объявляю игру на внимание «Топай — хлопай». Я буду называть слова. Если в слове есть непроизносимая согласная, хлопайте, если такой согласной нет — топайте.
— Все детективы работают с вещественными доказательствами. Для нас это учебник. Откройте учебник на странице 120. Прочитайте слова из упражнения № 229. Что нужно сделать в этом упражнении?
— Последнее задание выполняют только те, кто быстро справится с первым заданием. Остальные объясняют и записывают приведённые слова.
— Какие предложения вы составили?
— Оцените свою работу.
VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
— Я думаю, что вы хорошо подготовлены как
детективы. Пришло время для самостоятельного выполнения задания. Каждый может выбрать задание, с которым справится.
І вариант
• Замените прилагательные в приведённых словосочетаниях антонимами с непроизносимыми согласными.
Весёлая песня — … песня.
Письменный ответ — … ответ.
Ясный день — … день.
Незнакомый писатель — … писатель.
Печальная весть — … весть.
Маленький завод — … завод.
ІІ вариант
• Выполните тестовые задания.
1. Подберите проверочное слово к слову «местный».
Место;
местная;
местность;
уместно.
2. Укажите, в каком слове допущена ошибка.
Праздник;
чудесный;
грусный;
сердце.
3. Укажите, в каком слове нет непроизносимой
согласной.
Ненас..ный;
ужас..ный;
чес..ный;
прелес..ный.
4. Укажите строку, в которой записаны слова
с непроизносимыми согласными.
Варежки, грибки, ловкий, травка;
местный, тростник, доблестный, гигантский;
зелёный, морской, стекло, родной.
5. Укажите, в какой строке записаны слова, написание которых проверить нельзя.
Грустный, поздний, гигантский, ужасный;
здравствуй, лестница, праздник, чувство;
завистливый, вкусный, радостный, интересный.
6. Укажите, в каком ряду неправильно подобрано проверочное слово.
Грустный — грусть;
доблестный — доблесть;
праздничный — праздник;
честный — честь.
— Выполните самопроверку. Оцените свою работу.
IX. ИТОГ УРОКА
— Можете ли вы сказать, что мы достигли целей нашего детективного расследования?
— Как проверить написание слова с непроизносимой согласной?
— Сможете ли вы теперь объяснить правописание слова «агентство»? (Проверочное слово
«агент», значит, в слове «агентство» пишется непроизносимая согласная.)
— В каких словах нет непроизносимой согласной, хотя кажется, что она есть?
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
— Я приготовила для вас подарок. Но вам нужно отгадать, что это. Даю подсказку: это слово с непроизносимой согласной. То, что оно означает, несёт людям тепло и свет. (Это солнце.)
— Да, это солнце. На ваших карточках его можно раскрасить.
— А ещё я написала вам письмо. Дома вам нужно выписать из моего письма слова с непроизносимыми согласными и выделить орфограмму или составить текст из 3–4 предложений, в котором будут слова с непроизносимыми согласными.
Письмо
Здравствуй, мой чудесный ученик. Какой сегодня прекрасный день! Я хочу, чтобы каждый урок был для тебя праздником, чтобы твоё сердце замирало от восторга. Смело шагай по лестнице знаний. Будь счастливым, честным, радостным.