kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: учить правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

ЗАДАЧИ: образовательные: • организовать деятельность учащихся по изучению непроизносимых согласных; • формировать умение решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова, находить проверочные слова; • способствовать формированию способности к самообразованию; развивающие: • развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, речь, навык самоконтроля, умение работать в паре и самостоятельно; • развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, высказывать и доказывать свою точку зрения; • обогащать словарный запас посредством поиска однокоренных слов; воспитательные: • воспитывать потребность в грамотном письме; прививать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управления своим поведением, чувство сопереживания путём проведения работы в парах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с непроизносимыми согласными"»

Правописание слов с непроизносимыми согласными

УМК «Школа России»


ЦЕЛЬ: учить правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

ЗАДАЧИ: образовательные: • организовать деятельность учащихся по изучению непроизносимых согласных; • формировать умение решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова, находить проверочные слова; • способствовать формированию способности к самообразованию; развивающие: • развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, речь, навык самоконтроля, умение работать в паре и самостоятельно; • развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, высказывать и доказывать свою точку зрения; • обогащать словарный запас посредством поиска однокоренных слов; воспитательные: • воспитывать потребность в грамотном письме; прививать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управления своим поведением, чувство сопереживания путём проведения работы в парах.


Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель Прозвенел задорный звонок,

Наш класс он позвал на урок.

Тайны языка мы будем узнавать,

Ведь хотим мы грамотными стать.

— Дети, что нужно делать, чтобы стать грамотными?

Ученики (отвечают хором) Чтобы грамотными стать, Надо много правил знать!

— Мы продолжаем изучать правила русского языка. С каким настроением вы пришли на урок? Просигнальте, пожалуйста.

Ученики показывают смайлики.

— Мне приятно, что у всех сегодня радостное настроение. Я желаю сохранить его до конца урока.

— На занятии вы будете оценивать свою работу с помощью цветовых сигналов. • Зелёный цвет — отлично, я всё понимаю;

• жёлтый — хорошо, но иногда испытываю затруднения;

• красный — мне трудно, не понимаю, о чём идёт речь.

II. ЧИСТОПИСАНИЕ

— Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в детективное агентство. А чем занимаются в детективных агентствах? (Ведут расследование.)

— Сегодня здесь собрались самые внимательные, умные и наблюдательные школьники.

Именно такими качествами должны обладать детективы. А кто такие детективы?

— Слово «детектив» образовано от латинского

слова detectio, которое означает «раскрытие». То

есть детектив — это сыщик, раскрывающий преступления. Какими качествами должен обладать хороший детектив? (Быть внимательным,

уметь всё замечать, хорошо запоминать.)

— Сегодня вы станете необычными детективами. Вы будете раскрывать тайны русского

языка. Все свои наблюдения вы будете записывать. Куда?

— Правильно, в тетрадь. Откройте свои тетради и запишите дату нашего детективного расследования.

— Утром в наше детективное агентство поступило срочное сообщение о том, что потерялось

правило. Требуется составить его фоторобот. Для

этого нужно продолжить вот такой узор до конца

строки. Какие буквы спрятались в этом узоре?

(Д, Т, В, Л.)

— Запишите узор до конца строки.

— А сейчас узнайте по описанию слова. Ряд

ступеней, предназначенных для подъёма и спуска. (Лестница.)

— Человеческие эмоции, переживания. (Чувство.)

— Какая орфограмма в этих словах?

Учитель открывает записанные на доске слова «лестница» и «чувство».

— Запишите слова, выделите в них орфограмму.

— Оцените свою работу на минутке красивого

письма.

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

— Сейчас группа детективов проведёт частное

расследование. Для этого я выдаю им карточки.

Группа детей разгадывает кроссворд.

1. Название части слова, которая передаёт общее

для однокоренных слов значение. (Корень.)

2. Проверочное слово к слову «земля». (Земли.)

3. Антоним к слову «ложь». (Правда.)

4. Слово, пропущенное во фразеологизме «не

ударить в … лицом». (Грязь.)

5. Изменяемая значимая часть слова. (Окончание.)

6. Часть слова, которая стоит перед корнем.

(Приставка.)

7. Проверочное слово к слову «мороз». (Морозы.)

8. Проверочное слово к слову «стрела». (Стрелы.)



— Остальные пока займутся проведением экспертизы. Прочитайте слова.

Близкий, звёздный, доблестный, сладкий, робкий, грустный.

— Что объединяет эти слова? (Все слова —имена прилагательные.)

— Чем они различаются? (У них разные орфограммы.)

— Распределите слова в два столбика в зависимости от орфограммы.

Ожидаемый ответ

Близкий звёздный

сладкий доблестный

робкий грустный


34 Со знанием дела

— Слова с какой орфограммой вы записали

в первый столбик? Выделите эту орфограмму.

— Какие слова вы записали во второй столбик? Выделите орфограмму.

— Сравните количество букв и звуков в словах

из второго столбика. (Звёздный — 8 букв, 7 звуков, доблестный — 10 букв, 9 звуков, грустный —

8 букв, 7 звуков.)

— Почему в словах не совпадает количество

букв и звуков? (В этих словах есть непроизносимый согласный звук.)

— Подумайте, почему эти звуки не произносятся. (Три согласных звука стоят рядом и их

очень трудно произнести, поэтому мы упрощаем

их произношение.)

— Какое слово получилось у группы детективов, выполнявших частное расследование? (Непроизносимые.)

— Оцените свою работу на этом этапе урока.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

— Попробуйте определить тему сегодняшнего

урока. («Правописание слов с непроизносимыми

согласными».)

— Чтобы определить цели урока, вам нужно

расшифровать надпись.

У — учиться правописанию слов с непроизносимыми согласными;

Р — развивать навык грамотного письма;

О — объяснять правописание слов;

К — контролировать свою работу.

V. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

— Вернёмся к фотороботу. Какими буквами

обозначают непроизносимые согласные в слове?

— Приведите примеры слов с непроизносимыми согласными.

— Бывают ли такие слова, в которых нет непроизносимого согласного, но, кажется, что он

есть?

— Как проверить написание непроизносимого

согласного в слове?

— Что нужно сделать, если букву проверить

нельзя?

Учащиеся составляют кластер.

Непроизносимые согласные

Л Т Д В

Нужно запомнить лестница здравствуй чувство праздник

Нужно проверять

Подобрать однокоренные слова так, чтобы согласный слышался чётко: местность — место.

Пишутся: гигантский грустный поздний тростник

Не пишутся:чудесный прекрасный ясный интересный

— Итак, попробуйте использовать полученные знания, выполнив задание «Розыск».

У каждого детектива обычно есть напарник,который помогает ему вести расследование. Поэтому задание «Розыск» вы будете выполнять в паре. Перед вами лежат карточки с текстом. Подчеркните все слова с непроизносимыми согласными.

Прощание с осенью

Конец ноября — самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит огонь. Но вот засияло яркое солнце. Пришёл первый зимний день с лёгким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру. Вокруг рос тростник. Озеро покрылось тонким слоем льда.

— Сколько слов с непроизносимыми согласными в тексте? (Шесть слов: грустное, окрестность, ненастную, солнце, по лестнице, тростник.)

— Оцените свою работу над заданием «Розыск».

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

— А сейчас пришло время отдохнуть. Объявляю игру на внимание «Топай — хлопай». Я буду называть слова. Если в слове есть непроизносимая согласная, хлопайте, если такой согласной нет — топайте.

Звёздный, капустный, вкусный, чудесный,

известный, грустный, ужасный, радостный, небесный, доблестный, гласный.

VII. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

— Все детективы работают с вещественными доказательствами. Для нас это учебник. Откройте учебник на странице 120. Прочитайте слова из упражнения № 229. Что нужно сделать в этом упражнении?

— Последнее задание выполняют только те, кто быстро справится с первым заданием. Остальные объясняют и записывают приведённые слова.

— Какие предложения вы составили?

— Оцените свою работу.

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

— Я думаю, что вы хорошо подготовлены как

детективы. Пришло время для самостоятельного выполнения задания. Каждый может выбрать задание, с которым справится.

І вариант

• Замените прилагательные в приведённых словосочетаниях антонимами с непроизносимыми согласными.

Весёлая песня — … песня.

Письменный ответ — … ответ.

Ясный день — … день.

Незнакомый писатель — … писатель.

Печальная весть — … весть.

Маленький завод — … завод.

ІІ вариант

• Выполните тестовые задания.

1. Подберите проверочное слово к слову «местный».

Место;

местная;

местность;

уместно.

2. Укажите, в каком слове допущена ошибка.

Праздник;

чудесный;

грусный;

сердце.

3. Укажите, в каком слове нет непроизносимой

согласной.

Ненас..ный;

ужас..ный;

чес..ный;

прелес..ный.

4. Укажите строку, в которой записаны слова

с непроизносимыми согласными.

Варежки, грибки, ловкий, травка;

местный, тростник, доблестный, гигантский;

зелёный, морской, стекло, родной.

5. Укажите, в какой строке записаны слова, написание которых проверить нельзя.

Грустный, поздний, гигантский, ужасный;

здравствуй, лестница, праздник, чувство;

завистливый, вкусный, радостный, интересный.

6. Укажите, в каком ряду неправильно подобрано проверочное слово.

Грустный — грусть;

доблестный — доблесть;

праздничный — праздник;

честный — честь.

— Выполните самопроверку. Оцените свою работу.

IX. ИТОГ УРОКА

— Можете ли вы сказать, что мы достигли целей нашего детективного расследования?

— Как проверить написание слова с непроизносимой согласной?

— Сможете ли вы теперь объяснить правописание слова «агентство»? (Проверочное слово

«агент», значит, в слове «агентство» пишется непроизносимая согласная.)

— В каких словах нет непроизносимой согласной, хотя кажется, что она есть?

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

— Я приготовила для вас подарок. Но вам нужно отгадать, что это. Даю подсказку: это слово с непроизносимой согласной. То, что оно означает, несёт людям тепло и свет. (Это солнце.)

— Да, это солнце. На ваших карточках его можно раскрасить.

— А ещё я написала вам письмо. Дома вам нужно выписать из моего письма слова с непроизносимыми согласными и выделить орфограмму или составить текст из 3–4 предложений, в котором будут слова с непроизносимыми согласными.

Письмо

Здравствуй, мой чудесный ученик. Какой сегодня прекрасный день! Я хочу, чтобы каждый урок был для тебя праздником, чтобы твоё сердце замирало от восторга. Смело шагай по лестнице знаний. Будь счастливым, честным, радостным.

Твоя учительница.

XI. РЕФЛЕКСИЯ

— Как изменилось ваше настроение к концу урока?

Ученики показывают смайлики.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Автор: Шишкина Алина Геннадьевна

Дата: 16.12.2019

Номер свидетельства: 532232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка на тему:"Непроизносимые согласные в корне слова". "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nieproiznosimyie-soghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "182760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425582883"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_pravopisaniie_slov_s_nieproiznosimymi_soghlasny"
    ["file_id"] => string(6) "388694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486406017"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русский язык "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне." "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-pravopisaniie-slov-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "181900"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425405919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными "."
    ["seo_title"] => string(77) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_pravopisanie_slov_s_neproiznosimymi_soglasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "580031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1620482515"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Конспект урока русского языка :Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_pravopisaniie_ghlasnykh_i_soghlasnykh_v_korniak"
    ["file_id"] => string(6) "444517"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513329424"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства