Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова"»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
«Правописание безударных гласных в корне слова».
Цели урока:
образовательные: формировать представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне слова;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, чувство сотрудничества, взаимопомощи.
Ход урока
Организационный момент Долгожданный дан звонок, Начинается урок. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Актуализация знаний
-А настроиться на работу нам помогут загадки, внимательно слушайте:
-Зимой – звезда,
Весной - вода. (Снежинка).
- Всех поздравит от души -
Только адрес напиши. ( Письмо).
- По морю идет, идет,
А до берега дойдет и пропадет. ( Волна).
-Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река).
-Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит.( Глаза).
Учитель вывешивает правильные ответы с пропущенными гласными в корне- сн…жинка, п..сьмо, в…лна, р…ка, гл…за.
III. Сообщение темы и цели урока. - Отгадайте загадку: В небе молния сверкает, Гром в раскатах громыхает, Клонится к земле лоза. Начинается … (гроза). - Выполните слого - звуковой разбор слова «гроза» (записываем слово «гроза» на доске). - На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением) - Сформулируйте тему урока. - Чему мы будем учиться? - Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися). IV. Работа по теме урока. 1. Карточкина доске: В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец. - Прочитайте предложения. - Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова) - Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами. Солонка, соль, солить, солёный. - В написании какого слова вы не сомневаетесь? (соль) - Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные). - А почему сомневаетесь в остальных случаях? - Как быть? (подобрать проверочное слово). - Слово «соль» является «проверочным» - По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно). - А почему хорошо слышно? (Под ударением) - Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения. - Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми. - Какой вывод можно сделать? Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове. - Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное) - Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне. На доске: дом – дома совы - сова - Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова). - Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными. – Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – второй способ). - Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слова.
V.Физкультминутка.
«Спортсмены»
Мы спортсмены хоть куда, (руки на поясе, повороты в стороны)
Это да, это да! (хлопки в ладоши)
Люби бегать, любим прыгать,
Приседать и отжиматься ( движения по тексту на месте)
И как рыбка выгибаться. ( упражнение «рыбка»)
Мы спортсмены хоть куда, (руки на поясе, повороты в стороны)
Это да, это да! (хлопки в ладоши)
Мы гантели поднимаем,
По дорожке мы шагаем,
Встали на пятки, затем на носки, ( движения по тексту)
Наши победы очень близки. (прыжки ноги вместе-врозь, хлопки рук над головой)
VI. Словарная работа.
- Сейчас мы с вами немного размялись, позанимались физкультурой. Выполняли упражнения, как спортсмены. И у спортсменов тоже бывает разминка, только не в середине занятия, а перед ним. А как называется занятие у спортсменов? (Тренировка.) Кто проводит тренировку? (Тренер.) Что спортсмены делают на занятии? (Тренируются.) Итак, вы назвали три однокоренных слова. А теперь давайте запишем их в словарь трудных слов и запомним их правописание.
Тренер, тренировка, тренироваться.
VII. Закрепление
1.Работа по карточкам.
Фронтальная проверка. Оценивание на этапе.
3. Работа с учебником. 4. Индивидуальные задания. Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему: • уд…вительно (диво, дева) • л…пить (липка, лепка) • м…стерить (мост, мастер) • л…нивый (лень, линька) • скр…пучий (скрепка, скрип) Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему: • кричать, крикливый, крик • окно, окошечко, окна • тайник, тайна • сова, совёнок, совы • дворы, двор, дворовый • дождь, дождливый, дождик VIII.. Подведение итогов урока. Рефлексия - Скажите, о какой орфограмме шла речь на уроке. - Какие гласные в корне требуют проверки? - Как вы подбирали проверочные слова?