Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие" 6 класс»
Урок русского языка в 6 классе.
Учитель: Апряткина В.П.
Тема: Обобщение и закрепление по теме «Наречие как часть речи»
Тип урока: Урок закрепления и обобщения
Цели как деятельность учеников:
Метапредметные : пользоваться приёмами аудирования(ознакомительного, выборочного); извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, группировать.
Коммуникативные: осуществлять взаимодействие в группе, формулировать собственное мнение и обосновывать свою позицию, координировать с позициями партнёров в сотрудничестве.
Регулятивные: выявлять и анализировать общее значение морфологические признаки наречия как части речи.
Этапы урока
Ход урока
Орг. момент
Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие.
Эпиграф к уроку. –
Послушайте стихотворение. Выделите из имеющихся в тексте отыменные наречия
День стоял веселый
Раннею весной,
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень –
Шли куда попало –
В первый теплый день.
Шли куда попало-
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять.
(С.Маршак)
Записать только наречия, указать группу по значению
Личностные результаты
1.Интерес к изучению русского языка.
2. Достаточный объём словарного запаса грамматических средств для свободного выражения мыслей
II.
Актуализация знаний.
2. Творческая работа (работа над развитием речи).
заменить в предложении фразеологизм наречием, записать наречие, выделить основу слова.
Из школы Игорь шел черепашьим шагом. (медленно)
Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (мало)
Сегодня мне пришлось встать чуть свет. (рано)
От остановки до нашей школы рукой подать.(близко)
В автобусе сегодня яблоку негде было упасть.(тесно)
Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на уроке. Прочитайте название параграфа.
Что о ней знаете? А что можете добавить на основе языковой разминки?
Предположите на основе названия, какие аспекты наречия будут в центре внимания на уроке.
После просмотрового чтения материала параграфа уточните цели урока.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать цель урока.
3. Планировать деятельность на уроке.
IV. Открытие нового знания.
Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
1. Работа по учебнику . Изучают таблицу.
До чтения ученики высказывают предположения, какие разряды у наречий могут быть.
Во время чтения: Что нового узнали из текста? Работа в парах.
После чтения . Работа в группах-четвёрках.
2. Исследовательская работа ( Читается текст, исключив из него наречия, а затем полностью
Проводится сопоставление, выясняется роль наречий
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался ( внезапно) над нами и ( тотчас же) повторялся уже ( немного) впереди.
Крупные, красивые птицы летели ( треугольником), ( резко и редко) махая выпуклыми крыльями. ( Туго) вытянув голову и ноги, ( круто) выставив грудь, они стремились ( неудержимо и) до того ( быстро), что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли ( изредка) перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что – то гордое, важное, что –то ( несокрушимо) самоуверенно в этом подоблачном разговоре (И.С.Тургенев)
Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?
Молния ударила в верх дерева. - Ветви тянулись вверх.
В дали голубой замелькал парус.- Вдали послышался шум .
В начале лета было жарко. - Вначале разговор не клеился.
3. Тренировочные упражнения на актуализацию изученного.
Обозначив полные прилагательные буквой а, их окончание буквой б, можно выразить образование некоторых наречий. Наречие быстро = а - б + суффикс о (быстрый – ый +о)
А) Упр. – развивается умение отличать наречие от однокоренных слов других частей речи.
Б) Упр. – развивается умение употреблять в речи наречия.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Работать в паре (группе), договариваться о совместной деятельности.
3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из источника, преобразовывать её из одной формы в другую.
2. Устанавливать логические связи.
V. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
Этап реализации построенного проекта
Закрепление
Выборочный диктант.
Записать предложения с краткими прилагательными(1 вариант), с наречиями( 2 вариант)
Неспокойно синее море (А.Пушкин).2 Засмеялся Балда лукаво (А.Пушкин) 3. Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно, золотисто. (А.Пушкин) 4. «Это цапля кричит», - спокойно возразил Павел (И. Тургенев)
Записать только наречия, указать группу по значению.
Кто больше?
Заполнить таблицу известными вам наречиями с приставками из –(ис), до -, с-.
Ударение
Ударение
на приставке
на суффиксе
досыта
свысока
издавна
дотла
изредка
исподтишка
издали
догола
сослепу
добела
сызмала
исстари
Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши – живётся легко. Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
2. Творческая работа (работа над развитием речи).
заменить в предложении фразеологизм наречием, записать наречие, выделить основу слова.
1.Из школы Игорь шел черепашьим шагом. (медленно)
2.Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (мало)
3.Сегодня мне пришлось встать чуть свет. (рано)
4.От остановки до нашей школы рукой подать.(близко)
5.В автобусе сегодня яблоку негде было упасть.(тесно)
6.Знать на зубок- Значит хорошо, наизусть
Посмотреть отрывок из мультипликационного фильма “Двенадцать месяцев” и охарактеризовать происходящее с помощью словосочетаний глагол + наречие
(например: горит ярко, говорит капризно, ругаются громко и т.д.)
Познавательные УУД
1. Производить отбор и систематизацию материала.
2. Анализировать, сравнивать, группировать.
Регулятивные УУД
взаимопроверка
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Проверочная работа.
Услышать в предложении наречие, выписать словосочетание глагол+ наречие, определить разряд наречия по значению.
Русалочка подплыла к краю близко.
Сегодня удача улыбается мне.
Принца Эрика волна легко выплеснула на берег.
Сердце принца часто забилось.
Личностные УУД
1. Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.
2. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
VII. Итог урока.
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке (на основе алгоритма).
Кого бы вы хотели сегодня поблагодарить за работу в парах.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работ ученикамна основе их самооценки
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VIII.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1. Составить рассказ о разрядах наречий на основе таблицы, подобрать примеры.
2. По выбору: выписать из любого произведения 6 предложений с наречиями; написать сочинение “На уроке”, используя наречия.