kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку. Тема "Личные местомения". Тип урока - урок систематизации и обобщения знаний и умений. На уроке используются тексты, отдельные предложения, взятые из воспоминаний современников о Чехове, что способствует осуществлению межпредметных связей с литературой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения"»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений(6класс)

Тема: Личные местоимения.

Цели урока:

Содержательная: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Деятельностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации темы «Личные местоимения»

Планируемые результаты:

Личностные: ученик научится концентрировать внимание для решения различных задач; научится навыкам анализа.

Предметные: ученик познакомиться с личными местоимениями, особенностями их склонения, научится правильно употреблять личные местоимения в речи, научится правильно писать их с предлогами.



Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: ученик научится определять и формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.

Познавательные УУД: ученик научится ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: ученик научится работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре или в группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс Разумовская М.М,Львова ,С.И. Капинос В.И.

Раздаточный материал: тексты, карточки с заданиями.

Демонстративный материал : презентация

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! С А.П.Чеховым вы знакомы уже давно. Какие произведения писателя вам знакомы? Какие рассказы Чехова вы помните из курса школьной программы?

Ученики. «Каштанка», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Тоска».

Учитель. Верно , молодцы! Так вот 29 января исполнилось 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова, классика мировой литературы, входящего в тройку самых великих драматургов в истории, создавшего более 500 произведений. Что вам известно о А.П.Чехове? Вспомним факты биографии писателя. Ответьте, пожалуйста, на ряд моих вопросов. Где родился Чехов? В какой семье?

Ученик. Родился в Таганроге. В семье купца.

Учитель. Чем увлекался молодой Чехов?

Ученик. В гимназические годы он увлекался итальянской оперой, любил симфоническую музыку.

Учитель. Какой факультет Московского университета закончил Чехов?

Ученики. Медицинский.

Учитель. Каким псевдонимом подписывался Чехов?

Ученик. Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Шампанский и др.

Учитель. Почему Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?

Ученик. Чехов учился на врача , потом работал врачом ,а пациенты могли считать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.

Учитель. Совершенно верно. Чехов говорил : «Профессия врача - это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов». Чехов любил медицину, дорожил и гордился званием врача. Медицинское образование и работа врачом обогатили его творчество, позволив глубже проникнуть в психологию своих героев. Безусловно, Антон Павлович одновременно и Чехов- писатель , и Чехов- врач.

Учитель. Какие рассказы Чехова связаны с темой медицины, болезни и врачевания?

Ученик. «Хирургия», «Палата №6», «Случай из практики»

Учитель. Чехов мастерски синтезировал науку и творчество, воплощая в художественных образах свой врачебный опыт . Ведь именно этот писатель на протяжении всей своей жизни занимался самообразованием, так как профессия врача требует постоянного самосовершенствования. Он говорил «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений».

Учитель. Хотите ли узнать , почему Чехов так презирал лень?

Ученики. Да.

Учитель. Обратите внимание на ваших партах лежат тексты. Давайте обратимся к тексту . Чтение текста.

  1. Постановка учебной задачи и построения проекта выхода из ситуации

Моя “она”

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная... За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли...

Ее зовут – Лень.

(А. П. Чехов)

Учитель. Что в тексте вам показалось необычным?

Ученик. В тексте нет имен, а только местоимения.

Учитель. Назовите тему текста? О ком идет речь?

Ученик. О лени.

Учитель. Правильно ли мы поняли автора, что речь пойдет о нежелании что- либо делать? Совпало ли ваше предположение?

Ученик. Нет, нам показалось, что речь идет о какой –то женщине, связанной с писателем какими-либо узами. Но предположить о том, что главной героиней станет лень, не могли.

Учитель. Как автор ведет повествование в рассказе?

Ученик. От первого лица.

Учитель. Верно, это один из самых распространенных приемов в художественной литературе. Таким образом, Чехов не называет конкретное лицо, а лишь указывает на него с помощью местоимений. Стилистический прием «обманутое ожидание» - средство усиления выразительности текста, основанное на нарушении предположений, ожиданий и предчувствий читателя. В этом юмористическом рассказе имя было заменено личным местоимением. Как еще можно было озаглавить текст?

Ученик. «Она», «Моя лень», «Лень».

Учитель. Найдите в тексте все местоимения, которые указывают лицо.

Ученик. Она, они, ей, с ней, я, нас, оно.

Учитель. Как изменяются эти местоимения? Давайте понаблюдаем. Просклоняйте местоимение она.

  1. Наблюдение.

Учитель. Почему автор использует в одном случае местоимение ЕЁ, а в другом – НЕЁ?

Ученик. Если местоимение 3-го лица употребляется в косвенном падеже и стоит после предлога, то к нему прибавляется Н.

Учитель. Найдите в тексте такие случаи.

Учитель. Удрать от неё, развестись с ней. Какой вывод можно сделать?

Ученик. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание , а все слово. После предлогов у местоимений 3 лица прибавляется н.

Учитель. На что указывают личные местоимения?

Ученик. Указание на лицо женского рода.

Учитель. Совершенно верно. Такие местоимения указывают на лица, участвующие в речи , и называются они личными. Давайте просклоняем местоимения 1 и 2 лица. О какой особенности местоимений мы можем сказать?

Ученик. Местоимения 1 и 2 лица изменяются по падежам.

Учитель. Докажите, что местоимения я, ты не изменяются по родам, для чего употребите их с глаголами в прошедшем времени.

Ученик. Я забыл, я забыла. Ты сделал, ты сделала.

Учитель. А как изменяются местоимения 3 лица?

Ученик. Они изменяются по падежам, по числам, по родам(в ед.ч.)

Учитель. Предлагаю проверить себя , прочитав правило в учебнике на стр.272 (учебник под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта для 6 класса)

Учитель. Итак, мы сделали правильный вывод. Так как мы не привыкли лениться и готовы трудиться , переходим к следующему заданию. Отредактируйте данные пословицы. Раскройте скобки. Работа в паре.

Задание№1.

Книги не любят, когда ( они ) почитают, а любят, когда (они) читают.

Берись за то, к чему (ты) годен.

Не кричи о себе – пусть другие о (ты) тихо скажут.

Учащиеся проверяют себя по эталону (проекция на доске)

Учитель. Ребята, все ли справились с заданием? Проверьте, пожалуйста ,себя. Дайте объяснение пословице « Книги не любят, когда их почитают, а любят, когда их читают».

Ученик. Книга является источником знаний, она призвана быть полезной человечеству и не должна пылиться на книжной полке. Мы должны их читать, находить ответы на интересующие вопросы. Книга – ключ к знаниям.

Учитель. Я полностью с вами согласна. К примеру, Антон Павлович Чехов был страстным любителем книг, будучи 16-летним юношей он посещал общественную библиотеку . Даже когда он стал знаменитым писателем, он все равно помнит родную таганрогскую библиотеку и нередко отправляет свои произведения. « Я прошу городскую библиотеку принять от меня этот небольшой подарок , как со временем буду просить принять от меня все те книги с авторскими факсимиле , какие у меня теперь имеются и какие я собираю и сохраняю специально для библиотеки моего родного города». Спишите, пожалуйста ,слова А.П.Чехова. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните личные местоимения как члены предложения.

« Я пр..шу г..родскую библиотеку принять от меня этот (не)большой подарок , как со временем буду пр..сить принять от меня все те книги с авторскими факсимиле , какие у меня теперь имеются и какие я соб..раю и сохр..няю спец..ально для библиотеки моего родного города, для них».

Учащиеся объясняют орфограммы в словах. Находят грамматическую основу. Подчеркивают личные местоимения как члены предложения.

Учитель. Ребята, каким членом предложения являются личные местоимения?

Ученик. Личные местоимения в предложении являются подлежащим или дополнением.

Учитель. Молодцы! Давайте поиграем. Отгадайте загадки о личных местоимениях.

  1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

  2. Какие два личных местоимения мешаю движению по дороге? (Я – мы)

  3. Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я)

  4. Первый слог - личное местоимение, второй – звку, который издает лягушка. Вместе - овощ. (Ты-ква)

  5. Первый слог - личное местоимение , второй – детская болезнь. Вместе - предмет, удерживающий корабль на месте. (Я-корь)

Учитель. Остроумный и тонкий автор , Антон Павлович писал так, что его рассказы тут же въедаются в память, а реплики персонажей классика уже давно стали крылатыми. Всем свои творчеством Чехов стремился пробудить людей от духовной спячки. Он верил в то, что мир станет намного лучше, если человек станет человеком. Давайте прочитаем известные цитаты Чехова о человеке и жизни.

1)Человек - это то, во что он верит.

2) Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.

3)Все , что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя.

4) Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он – пустой человек.

Задание. Найдите в цитатах все личные местоимения.

Учитель. Обратите внимание, на доске вы видите план морфологического разбора местоимения. Познакомимся с планом и образцом морфологического разбора местоимений. Работа с учебником стр.274 (учебник под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта для 6 класса)

Выполним разбор местоимений из 2 и 4 предложения (Местоимения нас, он)

План разбора местоимения

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

  1. начальная форма — именительный падеж, единственное число (кроме личных местоимений «мы»«вы»);

  2. разряд по значению;

  3. лицо (у личных местоимений);

  4. падеж

  5. число (если имеется);

  6. род (если имеется).

III. Синтаксическая роль.



Проверка по эталону (проекция на доске)

Творческое задание.

Учитель. Итак, ребята мы познакомились с некоторыми фактами из биографии великого писателя Антона Павловича Чехова. Мы поняли, что Чехов был человеком деятельным, добрым, стремился к «активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее». У него есть замечательное высказывание о жизни : «Я вовсе не хочу , чтобы из меня вышло что-нибудь особенное , чтобы я создал великое , а мне просто хочется жить, мечтать , надеяться, всюду поспевать… Жизнь коротка, и надо прожить ее лучше». Я предлагаю вам

написать эссе . Объясните, как Вы понимаете смысл этого высказывания (необходимо употребить личные местоимения)

Чтение работ (2-3)

Обсуждение.

Учитель. Ребята , какую цель мы ставили в начале урока ?Как вы считаете , мы добились ее? Что вы сегодня узнали?

Рефлексия

- Над какой темой работали на уроке? Какие задания выполняли? Какие качества помогли в выполнении заданий? Кто доволен своей работой?

Подведение итогов урока.

  • Какой разряд местоимений мы сегодня изучали на уроке?

  • Как личные местоимения пишутся с предлогами?

  • На что указывают личные местоимения?

Заключительное слово учителя.

Конечно, ответить на эти вопросы мы смогли благодаря творчеству А.П.Чехова ,чья творческая деятельность является неповторимым явлением в русской литературе, так как представляет собой сочетание доброго и грустного юмора, трагические ноты и мягкую лиричность, а также особый способ раскрытия вечных для человеческой жизни проблем.

Писатель никогда не прекращал работу над собой, был требовательным, постоянно анализировал свое поведение, никогда не расставался с книгой. И действительно, знания , которые человек сам добывает, бесценны, а если эти знания он и в жизни сможет применять, то это приведет к успеху. Ведь только успешный человек способен превратить мечту в цель и достичь ее. Я желаю Вам быть успешными , быть примером для подражания, таким как великий А.П.Чехов.



Домашнее задание (по выбору)

1)Выполнить упражнение 678 или

2)Выписать из художественной литературы 6 предложений с личными местоимениями, подчеркивая личные местоимения как члены предложения или

3)Написать эссе на тему «Чем творчество А.П.Чехова может быть интересно современному читателю?»











.

































ХIV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
(2020/2021 учебный год)



Гуманитарное направление

Конспект урока по русскому языку «Личные местоимения»













Выполнила:

Сафина Лейсан Радиковна,

учитель русского языка

и литературы

первой квалификационной

категории

МБОУ«Школа №143» г.Казани

Казань, 2020г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения"

Автор: Сафина Лейсан Радиковна

Дата: 15.11.2020

Номер свидетельства: 563395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298411"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка Роль личных местоимений в речи"
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-lichnykh-miestoimienii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "290868"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455030258"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства