Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения"
Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения"
Урок по русскому языку. Тема "Личные местомения". Тип урока - урок систематизации и обобщения знаний и умений. На уроке используются тексты, отдельные предложения, взятые из воспоминаний современников о Чехове, что способствует осуществлению межпредметных связей с литературой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения"»
Урок систематизации и обобщения знаний и умений(6класс)
Тема: Личные местоимения.
Цели урока:
Содержательная: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Деятельностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации темы «Личные местоимения»
Планируемые результаты:
Личностные: ученик научится концентрировать внимание для решения различных задач; научится навыкам анализа.
Предметные: ученик познакомиться с личными местоимениями, особенностями их склонения, научится правильно употреблять личные местоимения в речи, научится правильно писать их с предлогами.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: ученик научится определять и формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.
Познавательные УУД: ученик научится ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: ученик научится работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре или в группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Раздаточный материал: тексты, карточки с заданиями.
Демонстративный материал : презентация
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята! С А.П.Чеховым вы знакомы уже давно. Какие произведения писателя вам знакомы? Какие рассказы Чехова вы помните из курса школьной программы?
Ученики. «Каштанка»,«Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Тоска».
Учитель. Верно , молодцы! Так вот 29 января исполнилось 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова, классика мировой литературы, входящего в тройку самых великих драматургов в истории, создавшего более 500 произведений. Что вам известно о А.П.Чехове? Вспомним факты биографии писателя. Ответьте, пожалуйста, на ряд моих вопросов. Где родился Чехов? В какой семье?
Ученик. Родился в Таганроге. В семье купца.
Учитель. Чем увлекался молодой Чехов?
Ученик. В гимназические годы он увлекался итальянской оперой, любил симфоническую музыку.
Учитель. Какой факультет Московского университета закончил Чехов?
Ученики. Медицинский.
Учитель. Каким псевдонимом подписывался Чехов?
Ученик. Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Шампанский и др.
Учитель. Почему Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?
Ученик. Чехов учился на врача , потом работал врачом ,а пациенты могли считать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.
Учитель. Совершенно верно. Чехов говорил : «Профессия врача - это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов». Чехов любил медицину, дорожил и гордился званием врача. Медицинское образование и работа врачом обогатили его творчество, позволив глубже проникнуть в психологию своих героев. Безусловно, Антон Павлович одновременно и Чехов- писатель , и Чехов- врач.
Учитель. Какие рассказы Чехова связаны с темой медицины, болезни и врачевания?
Ученик. «Хирургия», «Палата №6», «Случай из практики»
Учитель. Чехов мастерски синтезировал науку и творчество, воплощая в художественных образах свой врачебный опыт . Ведь именно этот писатель на протяжении всей своей жизни занимался самообразованием, так как профессия врача требует постоянного самосовершенствования. Он говорил «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений».
Учитель. Хотите ли узнать , почему Чехов так презирал лень?
Ученики. Да.
Учитель. Обратите внимание на ваших партах лежат тексты. Давайте обратимся к тексту . Чтение текста.
Постановка учебной задачи и построения проекта выхода из ситуации
Моя “она”
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная... За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли...
Ее зовут – Лень.
(А. П. Чехов)
Учитель. Что в тексте вам показалось необычным?
Ученик. В тексте нет имен, а только местоимения.
Учитель. Назовите тему текста? О ком идет речь?
Ученик. О лени.
Учитель. Правильно ли мы поняли автора, что речь пойдет о нежелании что- либо делать? Совпало ли ваше предположение?
Ученик. Нет, нам показалось, что речь идет о какой –то женщине, связанной с писателем какими-либо узами. Но предположить о том, что главной героиней станет лень, не могли.
Учитель. Как автор ведет повествование в рассказе?
Ученик. От первого лица.
Учитель. Верно, это один из самых распространенных приемов в художественной литературе. Таким образом, Чехов не называет конкретное лицо, а лишь указывает на него с помощью местоимений. Стилистический прием «обманутое ожидание» - средство усиления выразительности текста, основанное на нарушении предположений, ожиданий и предчувствий читателя. В этом юмористическом рассказе имя было заменено личным местоимением. Как еще можно было озаглавить текст?
Ученик. «Она», «Моя лень», «Лень».
Учитель. Найдите в тексте все местоимения, которые указываютлицо.
Ученик. Она, они, ей, с ней, я, нас, оно.
Учитель. Как изменяются эти местоимения? Давайте понаблюдаем. Просклоняйте местоимение она.
Наблюдение.
Учитель. Почему автор использует в одном случае местоимение ЕЁ, а в другом – НЕЁ?
Ученик. Если местоимение 3-го лица употребляется в косвенном падеже и стоит после предлога, то к нему прибавляется Н.
Учитель. Найдите в тексте такие случаи.
Учитель. Удрать от неё, развестись с ней. Какой вывод можно сделать?
Ученик. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание , а все слово. После предлогов у местоимений 3 лица прибавляется н.
Учитель. На что указывают личные местоимения?
Ученик. Указание на лицо женского рода.
Учитель. Совершенно верно. Такие местоимения указывают на лица, участвующие в речи , и называются они личными. Давайте просклоняем местоимения 1 и 2 лица. О какой особенности местоимений мы можем сказать?
Ученик. Местоимения 1 и 2 лица изменяются по падежам.
Учитель. Докажите, что местоимения я, ты не изменяются по родам, для чего употребите их с глаголами в прошедшем времени.
Ученик. Я забыл, я забыла. Ты сделал, ты сделала.
Учитель. А как изменяются местоимения 3 лица?
Ученик. Они изменяются по падежам, по числам, по родам(в ед.ч.)
Учитель. Предлагаю проверить себя , прочитав правило в учебнике на стр.272 (учебник под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта для 6 класса)
Учитель. Итак, мы сделали правильный вывод. Так как мы не привыкли лениться и готовы трудиться , переходим к следующему заданию. Отредактируйте данные пословицы. Раскройте скобки. Работа в паре.
Задание№1.
Книги не любят, когда ( они ) почитают, а любят, когда (они) читают.
Берись за то, к чему (ты) годен.
Не кричи о себе – пусть другие о (ты) тихо скажут.
Учащиеся проверяют себя по эталону (проекция на доске)
Учитель. Ребята, все ли справились с заданием? Проверьте, пожалуйста ,себя. Дайте объяснение пословице « Книги не любят, когда их почитают, а любят, когда их читают».
Ученик. Книга является источником знаний, она призвана быть полезной человечеству и не должна пылиться на книжной полке. Мы должны их читать, находить ответы на интересующие вопросы. Книга – ключ к знаниям.
Учитель. Я полностью с вами согласна. К примеру, Антон Павлович Чехов был страстным любителем книг, будучи 16-летним юношей он посещал общественную библиотеку . Даже когда он стал знаменитым писателем, он все равно помнит родную таганрогскую библиотеку и нередко отправляет свои произведения. « Я прошу городскую библиотеку принять от меня этот небольшой подарок , как со временем буду просить принять от меня все те книги с авторскими факсимиле , какие у меня теперь имеются и какие я собираю и сохраняю специально для библиотеки моего родного города». Спишите, пожалуйста ,слова А.П.Чехова. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните личные местоимения как члены предложения.
« Я пр..шу г..родскую библиотеку принять от меня этот (не)большой подарок , как со временем буду пр..сить принять от меня все те книги с авторскими факсимиле , какие у меня теперь имеются и какие я соб..раю и сохр..няю спец..ально для библиотеки моего родного города, для них».
Учащиеся объясняют орфограммы в словах. Находят грамматическую основу. Подчеркивают личные местоимения как члены предложения.
Учитель. Ребята, каким членом предложения являются личные местоимения?
Ученик. Личные местоимения в предложении являются подлежащим или дополнением.
Учитель. Молодцы! Давайте поиграем. Отгадайте загадки о личных местоимениях.
В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
Какие два личных местоимения мешаю движению по дороге? (Я – мы)
Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я)
Первый слог - личное местоимение, второй – звку, который издает лягушка. Вместе - овощ. (Ты-ква)
Первый слог - личное местоимение , второй – детская болезнь. Вместе - предмет, удерживающий корабль на месте. (Я-корь)
Учитель. Остроумный и тонкий автор , Антон Павлович писал так, что его рассказы тут же въедаются в память, а реплики персонажей классика уже давно стали крылатыми. Всем свои творчеством Чехов стремился пробудить людей от духовной спячки. Он верил в то, что мир станет намного лучше, если человек станет человеком. Давайте прочитаем известные цитаты Чехова о человеке и жизни.
1)Человек - это то, во что он верит.
2) Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.
3)Все , что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя.
4) Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он – пустой человек.
Задание. Найдите в цитатах все личные местоимения.
Учитель. Обратите внимание, на доске вы видите план морфологического разбора местоимения. Познакомимся с планом и образцом морфологического разбора местоимений. Работа с учебником стр.274 (учебник под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта для 6 класса)
Выполним разбор местоимений из 2 и 4 предложения (Местоимения нас, он)
План разбора местоимения
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
начальная форма — именительный падеж, единственное число (кроме личных местоимений«мы», «вы»);
разряд по значению;
лицо (у личных местоимений);
падеж
число (если имеется);
род (если имеется).
III. Синтаксическая роль.
Проверка по эталону (проекция на доске)
Творческое задание.
Учитель. Итак, ребята мы познакомились с некоторыми фактами из биографии великого писателя Антона Павловича Чехова. Мы поняли, что Чехов был человеком деятельным, добрым, стремился к «активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее». У него есть замечательное высказывание о жизни : «Я вовсе не хочу , чтобы из меня вышло что-нибудь особенное , чтобы я создал великое , а мне просто хочется жить, мечтать , надеяться, всюду поспевать… Жизнь коротка, и надо прожить ее лучше». Я предлагаю вам
написать эссе . Объясните, как Вы понимаете смысл этого высказывания (необходимо употребить личные местоимения)
Чтение работ (2-3)
Обсуждение.
Учитель. Ребята , какую цель мы ставили в начале урока ?Как вы считаете , мы добились ее? Что вы сегодня узнали?
Рефлексия
- Над какой темой работали на уроке? Какие задания выполняли? Какие качества помогли в выполнении заданий? Кто доволен своей работой?
Подведение итогов урока.
Какой разряд местоимений мы сегодня изучали на уроке?
Как личные местоимения пишутся с предлогами?
На что указывают личные местоимения?
Заключительное слово учителя.
Конечно, ответить на эти вопросы мы смогли благодаря творчеству А.П.Чехова ,чья творческая деятельность является неповторимым явлением в русской литературе, так как представляет собой сочетание доброго и грустного юмора, трагические ноты и мягкую лиричность, а также особый способ раскрытия вечных для человеческой жизни проблем.
Писатель никогда не прекращал работу над собой, был требовательным, постоянно анализировал свое поведение, никогда не расставался с книгой. И действительно, знания , которые человек сам добывает, бесценны, а если эти знания он и в жизни сможет применять, то это приведет к успеху. Ведь только успешный человек способен превратить мечту в цель и достичь ее. Я желаю Вам быть успешными , быть примером для подражания, таким как великий А.П.Чехов.
Домашнее задание (по выбору)
1)Выполнить упражнение 678 или
2)Выписать из художественной литературы 6 предложений с личными местоимениями, подчеркивая личные местоимения как члены предложения или
3)Написать эссе на тему «Чем творчество А.П.Чехова может быть интересно современному читателю?»
.
ХIV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК» (2020/2021 учебный год)
Гуманитарное направление
Конспект урока по русскому языку «Личные местоимения»