kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку. Тема "Личные местомения". Тип урока - урок систематизации и обобщения знаний и умений. На уроке используются тексты, отдельные предложения, взятые из воспоминаний современников о Чехове, что способствует осуществлению межпредметных связей с литературой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения"»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений(6класс)

Тема: Личные местоимения.

Цели урока:

Содержательная: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Деятельностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации темы «Личные местоимения»

Планируемые результаты:

Личностные: ученик научится концентрировать внимание для решения различных задач; научится навыкам анализа.

Предметные: ученик познакомиться с личными местоимениями, особенностями их склонения, научится правильно употреблять личные местоимения в речи, научится правильно писать их с предлогами.



Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: ученик научится определять и формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.

Познавательные УУД: ученик научится ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: ученик научится работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре или в группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс Разумовская М.М,Львова ,С.И. Капинос В.И.

Раздаточный материал: тексты, карточки с заданиями.

Демонстративный материал : презентация

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! С А.П.Чеховым вы знакомы уже давно. Какие произведения писателя вам знакомы? Какие рассказы Чехова вы помните из курса школьной программы?

Ученики. «Каштанка», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Тоска».

Учитель. Верно , молодцы! Так вот 29 января исполнилось 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова, классика мировой литературы, входящего в тройку самых великих драматургов в истории, создавшего более 500 произведений. Что вам известно о А.П.Чехове? Вспомним факты биографии писателя. Ответьте, пожалуйста, на ряд моих вопросов. Где родился Чехов? В какой семье?

Ученик. Родился в Таганроге. В семье купца.

Учитель. Чем увлекался молодой Чехов?

Ученик. В гимназические годы он увлекался итальянской оперой, любил симфоническую музыку.

Учитель. Какой факультет Московского университета закончил Чехов?

Ученики. Медицинский.

Учитель. Каким псевдонимом подписывался Чехов?

Ученик. Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Шампанский и др.

Учитель. Почему Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?

Ученик. Чехов учился на врача , потом работал врачом ,а пациенты могли считать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.

Учитель. Совершенно верно. Чехов говорил : «Профессия врача - это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов». Чехов любил медицину, дорожил и гордился званием врача. Медицинское образование и работа врачом обогатили его творчество, позволив глубже проникнуть в психологию своих героев. Безусловно, Антон Павлович одновременно и Чехов- писатель , и Чехов- врач.

Учитель. Какие рассказы Чехова связаны с темой медицины, болезни и врачевания?

Ученик. «Хирургия», «Палата №6», «Случай из практики»

Учитель. Чехов мастерски синтезировал науку и творчество, воплощая в художественных образах свой врачебный опыт . Ведь именно этот писатель на протяжении всей своей жизни занимался самообразованием, так как профессия врача требует постоянного самосовершенствования. Он говорил «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений».

Учитель. Хотите ли узнать , почему Чехов так презирал лень?

Ученики. Да.

Учитель. Обратите внимание на ваших партах лежат тексты. Давайте обратимся к тексту . Чтение текста.

  1. Постановка учебной задачи и построения проекта выхода из ситуации

Моя “она”

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная... За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли...

Ее зовут – Лень.

(А. П. Чехов)

Учитель. Что в тексте вам показалось необычным?

Ученик. В тексте нет имен, а только местоимения.

Учитель. Назовите тему текста? О ком идет речь?

Ученик. О лени.

Учитель. Правильно ли мы поняли автора, что речь пойдет о нежелании что- либо делать? Совпало ли ваше предположение?

Ученик. Нет, нам показалось, что речь идет о какой –то женщине, связанной с писателем какими-либо узами. Но предположить о том, что главной героиней станет лень, не могли.

Учитель. Как автор ведет повествование в рассказе?

Ученик. От первого лица.

Учитель. Верно, это один из самых распространенных приемов в художественной литературе. Таким образом, Чехов не называет конкретное лицо, а лишь указывает на него с помощью местоимений. Стилистический прием «обманутое ожидание» - средство усиления выразительности текста, основанное на нарушении предположений, ожиданий и предчувствий читателя. В этом юмористическом рассказе имя было заменено личным местоимением. Как еще можно было озаглавить текст?

Ученик. «Она», «Моя лень», «Лень».

Учитель. Найдите в тексте все местоимения, которые указывают лицо.

Ученик. Она, они, ей, с ней, я, нас, оно.

Учитель. Как изменяются эти местоимения? Давайте понаблюдаем. Просклоняйте местоимение она.

  1. Наблюдение.

Учитель. Почему автор использует в одном случае местоимение ЕЁ, а в другом – НЕЁ?

Ученик. Если местоимение 3-го лица употребляется в косвенном падеже и стоит после предлога, то к нему прибавляется Н.

Учитель. Найдите в тексте такие случаи.

Учитель. Удрать от неё, развестись с ней. Какой вывод можно сделать?

Ученик. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание , а все слово. После предлогов у местоимений 3 лица прибавляется н.

Учитель. На что указывают личные местоимения?

Ученик. Указание на лицо женского рода.

Учитель. Совершенно верно. Такие местоимения указывают на лица, участвующие в речи , и называются они личными. Давайте просклоняем местоимения 1 и 2 лица. О какой особенности местоимений мы можем сказать?

Ученик. Местоимения 1 и 2 лица изменяются по падежам.

Учитель. Докажите, что местоимения я, ты не изменяются по родам, для чего употребите их с глаголами в прошедшем времени.

Ученик. Я забыл, я забыла. Ты сделал, ты сделала.

Учитель. А как изменяются местоимения 3 лица?

Ученик. Они изменяются по падежам, по числам, по родам(в ед.ч.)

Учитель. Предлагаю проверить себя , прочитав правило в учебнике на стр.272 (учебник под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта для 6 класса)

Учитель. Итак, мы сделали правильный вывод. Так как мы не привыкли лениться и готовы трудиться , переходим к следующему заданию. Отредактируйте данные пословицы. Раскройте скобки. Работа в паре.

Задание№1.

Книги не любят, когда ( они ) почитают, а любят, когда (они) читают.

Берись за то, к чему (ты) годен.

Не кричи о себе – пусть другие о (ты) тихо скажут.

Учащиеся проверяют себя по эталону (проекция на доске)

Учитель. Ребята, все ли справились с заданием? Проверьте, пожалуйста ,себя. Дайте объяснение пословице « Книги не любят, когда их почитают, а любят, когда их читают».

Ученик. Книга является источником знаний, она призвана быть полезной человечеству и не должна пылиться на книжной полке. Мы должны их читать, находить ответы на интересующие вопросы. Книга – ключ к знаниям.

Учитель. Я полностью с вами согласна. К примеру, Антон Павлович Чехов был страстным любителем книг, будучи 16-летним юношей он посещал общественную библиотеку . Даже когда он стал знаменитым писателем, он все равно помнит родную таганрогскую библиотеку и нередко отправляет свои произведения. « Я прошу городскую библиотеку принять от меня этот небольшой подарок , как со временем буду просить принять от меня все те книги с авторскими факсимиле , какие у меня теперь имеются и какие я собираю и сохраняю специально для библиотеки моего родного города». Спишите, пожалуйста ,слова А.П.Чехова. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните личные местоимения как члены предложения.

« Я пр..шу г..родскую библиотеку принять от меня этот (не)большой подарок , как со временем буду пр..сить принять от меня все те книги с авторскими факсимиле , какие у меня теперь имеются и какие я соб..раю и сохр..няю спец..ально для библиотеки моего родного города, для них».

Учащиеся объясняют орфограммы в словах. Находят грамматическую основу. Подчеркивают личные местоимения как члены предложения.

Учитель. Ребята, каким членом предложения являются личные местоимения?

Ученик. Личные местоимения в предложении являются подлежащим или дополнением.

Учитель. Молодцы! Давайте поиграем. Отгадайте загадки о личных местоимениях.

  1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

  2. Какие два личных местоимения мешаю движению по дороге? (Я – мы)

  3. Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я)

  4. Первый слог - личное местоимение, второй – звку, который издает лягушка. Вместе - овощ. (Ты-ква)

  5. Первый слог - личное местоимение , второй – детская болезнь. Вместе - предмет, удерживающий корабль на месте. (Я-корь)

Учитель. Остроумный и тонкий автор , Антон Павлович писал так, что его рассказы тут же въедаются в память, а реплики персонажей классика уже давно стали крылатыми. Всем свои творчеством Чехов стремился пробудить людей от духовной спячки. Он верил в то, что мир станет намного лучше, если человек станет человеком. Давайте прочитаем известные цитаты Чехова о человеке и жизни.

1)Человек - это то, во что он верит.

2) Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.

3)Все , что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя.

4) Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он – пустой человек.

Задание. Найдите в цитатах все личные местоимения.

Учитель. Обратите внимание, на доске вы видите план морфологического разбора местоимения. Познакомимся с планом и образцом морфологического разбора местоимений. Работа с учебником стр.274 (учебник под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта для 6 класса)

Выполним разбор местоимений из 2 и 4 предложения (Местоимения нас, он)

План разбора местоимения

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

  1. начальная форма — именительный падеж, единственное число (кроме личных местоимений «мы»«вы»);

  2. разряд по значению;

  3. лицо (у личных местоимений);

  4. падеж

  5. число (если имеется);

  6. род (если имеется).

III. Синтаксическая роль.



Проверка по эталону (проекция на доске)

Творческое задание.

Учитель. Итак, ребята мы познакомились с некоторыми фактами из биографии великого писателя Антона Павловича Чехова. Мы поняли, что Чехов был человеком деятельным, добрым, стремился к «активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее». У него есть замечательное высказывание о жизни : «Я вовсе не хочу , чтобы из меня вышло что-нибудь особенное , чтобы я создал великое , а мне просто хочется жить, мечтать , надеяться, всюду поспевать… Жизнь коротка, и надо прожить ее лучше». Я предлагаю вам

написать эссе . Объясните, как Вы понимаете смысл этого высказывания (необходимо употребить личные местоимения)

Чтение работ (2-3)

Обсуждение.

Учитель. Ребята , какую цель мы ставили в начале урока ?Как вы считаете , мы добились ее? Что вы сегодня узнали?

Рефлексия

- Над какой темой работали на уроке? Какие задания выполняли? Какие качества помогли в выполнении заданий? Кто доволен своей работой?

Подведение итогов урока.

  • Какой разряд местоимений мы сегодня изучали на уроке?

  • Как личные местоимения пишутся с предлогами?

  • На что указывают личные местоимения?

Заключительное слово учителя.

Конечно, ответить на эти вопросы мы смогли благодаря творчеству А.П.Чехова ,чья творческая деятельность является неповторимым явлением в русской литературе, так как представляет собой сочетание доброго и грустного юмора, трагические ноты и мягкую лиричность, а также особый способ раскрытия вечных для человеческой жизни проблем.

Писатель никогда не прекращал работу над собой, был требовательным, постоянно анализировал свое поведение, никогда не расставался с книгой. И действительно, знания , которые человек сам добывает, бесценны, а если эти знания он и в жизни сможет применять, то это приведет к успеху. Ведь только успешный человек способен превратить мечту в цель и достичь ее. Я желаю Вам быть успешными , быть примером для подражания, таким как великий А.П.Чехов.



Домашнее задание (по выбору)

1)Выполнить упражнение 678 или

2)Выписать из художественной литературы 6 предложений с личными местоимениями, подчеркивая личные местоимения как члены предложения или

3)Написать эссе на тему «Чем творчество А.П.Чехова может быть интересно современному читателю?»











.

































ХIV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
(2020/2021 учебный год)



Гуманитарное направление

Конспект урока по русскому языку «Личные местоимения»













Выполнила:

Сафина Лейсан Радиковна,

учитель русского языка

и литературы

первой квалификационной

категории

МБОУ«Школа №143» г.Казани

Казань, 2020г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения"

Автор: Сафина Лейсан Радиковна

Дата: 15.11.2020

Номер свидетельства: 563395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298411"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка Роль личных местоимений в речи"
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-lichnykh-miestoimienii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "290868"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455030258"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства