Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Как определить гласные звуки?"»
Тема: «Как определить гласные звуки?»
Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
Задачи:
1. Углубление знаний о гласных звуках. Совершенствование навыков правописания слов с изученными орфограммами.
2. Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
3. Воспитывать культуру общения.
Ход урока
Организационный момент.
1. Создание эмоционального настроя.
-На уроке я сижу –
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
– Проверим готовность к уроку
Откройте тетради, отступите 2 линии.
Актуализация знаний
Минутка чистописания
- Букву для минутки чистописания определите самостоятельно. Для этого назовите буквы, которые изображены на доске (ё ю я и е).
-Давайте напишем строчную и заглавную букву Я я до конца строки.
Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (осень)
Висит на ветке колобок, Блестит его румяный бок!(яблоко)
В сентябре встречает нас Светлый и просторный...(класс)
Если б не было его, Не сказал бы ничего.(язык)
Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит?(осина)
Я уроки посещаю И всегда веду дневник. Сам себя я называю Школьник или... (ученик)
III. Самоопределение к деятельности
Учитель читает стихотворение
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать.
- О чем это стихотворение? (О гласных звуках) -Какие признаки гласных звуков называет автор? (Тянуться, кричать, петь) - Какой признак вы могли бы добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград) - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах). - Откройте учебник на с. 89. Прочитайте тему урока.
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
- Какую задачу мы поставим перед собой? (Учиться отличать гласные звуки от согласных и обозначать их на письме.)
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте Правило с.89 и скажите, что можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит только из голоса. Гласный образует слог.)
Упр. 134 (с. 89). — Почему гласный звук можно назвать голосовым. (Слово образовано от слова глас, что значит голос.)
Физкультминутка
- Если слово начинается с гласного – хлопаем, если с согласного – топаем. Остров, солнце, пальма, обезьяна, кокосы, орехи, удав, жара, эскимо.
Упр. 136 (с. 90).— Что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.) — Что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.) — Сколько гласных звуков в русском языке? Какие?(6) — Сколько гласных букв? (10)
— Запишите пословицу. Красна птица пером, а человек умом. — Как вы её понимаете? — Подчеркните гласные буквы. (12, проверка по эталону) Взаимопроверка (по эталону)
Упр. 137(с. 90).— Посмотрите на рисунок и скажите: о каких буквах мы будем говорить в этом упражнении? (Е, Ю, Ё, Я.}— Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.— Запишите эти слова.
— Что вы знаете про буквы Е, Ё, Ю, Я ? (Обозначают два звука) — Давайте вспомним, когда эти буквы обозначают два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласного, после разделительного Ъ или Ь знака). (
V. Итог урока — Какую цель ставили?Гласный звук состоит только из _________. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот _______, без преград. Гласный звук образует _______. В русском языке шесть гласных звуков:[а], [ ], [ ], [ ], [ ], [ ]; десять букв, обозначающих гласные звуки: а, __________________ )