Тема: Главные члены предложения. Сказуемое.
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и другие.
Цель урока: повторить сведения о сказуемом, известные учащимся из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого; уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные члены предложения.
Предметные: знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения
Личностные: формировать интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.
Познавательные УУД: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ; делать выводы, устанавливать закономерности.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, искать пути решения проблемы, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.
Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, раздаточный материал.
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. Мотивация. | | Демонстрируют готовность к уроку | |
Повторение | Устная синтаксическая пятиминутка. Назовите грамматическую основу предложений. Учитель читает предложения. 1.Старый мостик смыли потоки дождя.2. Сказки Пушкина читают все. 3. Город украшает бульвар. 4. Игрушечный танк мне подарил брат. | Учащиеся называют грамматическую основу предложений. | |
Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока. | Дайте полный ответ на поставленный вопрос, и запишите его. Какая весна в этом году? (ранняя, поздняя). 2. Какая погода сегодня? - Чем является прилагательное в этом предложении? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какова цель урока? | Отвечают на вопросы, записывают ответы. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы, целеполагание. Коммуникативные: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Открытие нового знания. Первичное закрепление знаний. | Работа в парах. - Прочтите теоретический материал на странице 77. Составьте таблицу «Способы выражения сказуемого». Заполните ее примерами. 1. Гроза постепенно удалялась. 2. Этот край очень скромен. 3. Птицы – наши друзья. 4. Первые листики зелёные. 5. Люблю я пышное природы увяданье. 6. Скинуло кафтан зелёный лето. 7. Утро свежо. Способы выражения сказуемого Глагол (Что делает предмет?) | Имя существительное (Что такое предмет? Кто такой предмет?) | Имя прилагательное (Каков предмет?) | | | | | Работают в парах. Читают теоретический материал на странице 77. Составляют таблицу «Способы выражения сказуемого», заполняют ее примерами. При затруднении таблица предлагается готовая. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. |
| -Представим результаты деятельности. Расскажите о способах выражения сказуемого, примерами подтверждая ответ. | Дают развернутый на поставленную задачу | Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Закрепление нового | Предлагает выполнить упражнение 166 (Работа в группе) Дает распечатку. Предлагает выполнить письменную работу с последующей взаимопроверкой Среди предложений найдите такие, где сказуемое выражено существительным, запишите их номера. 1. У африканского баобаба листопад начинается перед засухой. 2. Так дерево сберегает влагу. 3. Баобаб – самое знаменитое дерево саванны. 4. Его толстый ствол похож на гигантскую бочку. 5. Но древесина баобаба очень рыхлая. 6. Жители саванны вырубают в ней целые комнаты. 7. И вот человек – хозяин этого гигантского дерева. | Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают варианты предложений товарищей. Выписывают номера предложений. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
| | | |
Контролирующее задание | Проведём тестирование "Верно - неверно", если «неверно» поднимите руку. 1.Сказуемое обозначает о ком или о чём говорится в предложении. 2.Сказуемое отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое? 3.Краткое прилагательное всегда сказуемое. 4.Подлежащее обозначает, что говорится о предмете. 5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым. | Слушают учителя, демонстрируют уровень понимания темы | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
Рефлексия | Продолжите предложения: 1.Сегодня на урок мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… | | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу |
Домашнее задание. | Упражнение 164 или 165 | | |