Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему " Части речи. Различение частей речи", 8 класс»
Русский язык 8 класс
Тема: Части речи. Различение частей речи.
Цель урока: Формирование у учащихся с ОВЗ умения различать основные части речи (существительное, прилагательное, глагол) на основе их грамматических признаков и лексического значения.
Задачи урока:Образовательные:
Повторить и систематизировать знания учащихся о частях речи.
Научить определять часть речи слова по вопросам, окончаниям, значению.
Формировать умение находить слова разных частей речи в предложении.
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Корректировать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Развивать умение работать с информацией, анализировать и сравнивать.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Создавать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний..
Оборудование:Учебник русского языка для 8 класса (адаптированный для детей с ОВЗ).
Планируемые результаты:
Предметные: Учащиеся смогут называть основные части речи, определять их по вопросам и значению, находить их в тексте.
Метапредметные:
Регулятивные: Учащиеся смогут ставить учебную задачу, планировать свои действия, контролировать и оценивать свою работу.
Познавательные: Учащиеся смогут извлекать информацию из текста, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Коммуникативные: Учащиеся смогут слушать и понимать других, строить свои высказывания, работать в паре.
Личностные: Учащиеся будут проявлять интерес к изучению русского языка, стремиться к успешному выполнению учебных задач.
Ход урока:
I. Организационный момент (5-7 минут)
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи (10-12 минут)
Беседа по пройденному материалу: Учитель задает вопросы, направленные на повторение уже известных понятий.
"Ребята, мы с вами уже говорили о словах. Слова бывают разные. Как вы думаете, почему?" (Ответы детей: по значению, по тому, что они обозначают).
"А как называются группы слов, которые отвечают на одинаковые вопросы и обозначают что-то похожее?" (Ответы детей: части речи).
Создание проблемной ситуации: Учитель предлагает детям несколько слов и просит определить, к какой части речи они относятся.
На доске или на карточках: дом, красивый, бежит, книга, синий, читает.
"Посмотрите на эти слова. Можете ли вы сказать, к какой части речи относится каждое из них? Почему вы так думаете?" (Дети могут затрудняться, это послужит поводом для дальнейшей работы).
Формулирование темы и цели урока: Учитель подводит детей к формулированию темы и цели урока.
"Сегодня мы с вами будем учиться различать слова по их частям речи. Мы узнаем, как определить, к какой части речи относится слово, и почему это важно."
"Наша цель – научиться уверенно определять, кто перед нами: существительное, прилагательное или глагол."
III. Изучение нового материала
Знакомство с частями речи (существительное, прилагательное, глагол):
Существительное:
Учитель называет предметы (стол, мяч, цветок).
"Эти слова отвечают на вопросы кто? или что?" (Учитель записывает на доске: Кто? Что?)."Предметы, явления, понятия – все это существительные. Они обозначают предмет."Примеры: дерево (что?), ученик (кто?), радость (что?).
Прилагательное: Учитель называет предметы, но с разными признаками (красный мяч, большой дом, яркое солнце).
"А теперь посмотрите на эти картинки. Чем отличаются эти мячи? Чем отличается этот дом?" (Ответы детей: красный, большой).
"Эти слова отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?" (Учитель записывает на доске: Какой? Какая? Какое? Какие?).
"Прилагательные описывают предмет, называют его признак. Они как бы добавляют цвет, форму, размер к существительному."
Можно использовать мяч: учитель бросает мяч ученику, называет слово, ученик ловит мяч, задает вопрос и называет часть речи, затем бросает мяч обратно учителю.
Работа с предложением:
Учитель предлагает простые предложения, где нужно найти слова разных частей речи.
Пример: "Яркое солнце светит."
"Найдите слово, которое отвечает на вопрос что?" (солнце – существительное).
"Найдите слово, которое отвечает на вопрос какое?" (яркое – прилагательное).
"Найдите слово, которое отвечает на вопрос что делает?" (светит – глагол).
Можно использовать цветное выделение: существительные – синим, прилагательные – зеленым, глаголы – красным.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление и систематизация знаний
Игра "Найди пару":
На одной половине класса карточки с существительными, на другой – с прилагательными, которые могут их описывать. Дети должны найти пары.
Пример: дом – **большой, цветок – красивый, мяч – круглый.
VII. Рефлексия и подведение итогов урока (5-7 минут)
Домашнее задание: составить 3 предложения, выделяя части речи).