Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения"»
Организационный момент.
Когда мы улыбаемся,
Мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
Подарками судьбы.
- Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошей работы на уроке и отличных отметок.
II. Актуализация знаний.
-Чтобы узнать что–то новое, что надо сделать сначала? (Повторить то, что знаем)
Работа в парах.
Перед вами карточки. Прочитайте все записи и определите, какая из них будет текстом.
- Ребята, докажите, что 2 запись – это текст. Назовите признаки текста.
(Взаимопроверка)
-Оцените работу соседа.
III.Самоопределение к деятельности.
Игра «Кто это?»
- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнайте и запишите названия. 1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). СЛАЙД 1. 2) Летает, стрекочет… (сорока). СЛАЙД 2. 3) Каркает … (ворона). СЛАЙД 3. - Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро-). -Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов. Составьте предложение со словом воробей. Прочитайте. (Заслушивается несколько вариантов предложений) Давайте запишем предложение в тетрадях, а один человек идет писать на доске: - Дайте характеристику этому предложению. Каким оно является по цели высказывания? По интонации? - Сколько слов в этом предложении? Попробуйте прочитать предложение без первого слова ; без второго ; без третьего; без четвертого. Какой вывод можно сделать? (В предложении есть слова, в которых заключена главная мысль). - Подчеркните главные члены предложения. - Кто не смог подчеркнуть? - В чем ваше затруднение? (Я не могу найти главные члены предложения) - Почему вы не смогли выполнить задание? (Мы не знаем, какие слова в предложении являются главными членами предложения). - Определите тему и цель нашего урока.
Узнать, какие слова называются главными членами предложения.Научиться находить в предложении главные члены. IV.Работа по теме урока.
1)- Хором прочтите предложение. - О ком в нём говорится? - Задайте вопрос к слову воробей. (Кто? ) - Главный член предложения, отвечающий на вопрос Кто? - подлежащее, подчеркивается одной чертой. - Что говорится о воробье? - Задайте вопрос: воробей …(Что делает?) - Главный член предложения, отвечающий на вопрос Что делает? - сказуемое, подчеркивается двумя чертами. - Какой частью речи выражено подлежащее? - Какой частью речи выражено сказуемое? - Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Прочтём главные члены предложения: Воробей чирикает.
Вывод: Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа. Подчеркните главные члены в нашем предложении. СЛАЙД С АЛГОРИТМОМ
2) Работа с учебником.
Работа с правилом. Упражнение 30 стр.30 устно фронтально.
Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала.
1.Работа в парах.
- Повторите алгоритм нахождения главных членов.
- Возьмите карточки, прочитайте предложения, которые там записаны. Найдите главные члены предложения, алгоритм вам поможет.
- Подчеркните грамматическую основу.
В лес пришла осень. Густые леса поредели. Опавшая листва кружится в воздухе. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные дожди. Природа готовится к зиме.
- Проверим.
Игра «Лови ошибку»
- Я читаю грамматические основы, услышите ошибку – хлопайте в ладоши.
Ученики пишут, мама стирает, старенькая бабушка, папа пилит, дедушка на рыбалке, малыш спит, моя кукла, старший брат.
Самостоятельная работа по карточкам. На выбор.
VI. Рефлексия. Итог урока.
- Какую цельурока мы перед собой ставили? (Узнать, какие слова называются главными членами предложения и научиться находить в предложении главные члены). - Достигли цели? - Какие главные члены предложения вы знаете? - Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено? - Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено? - Оцените свою работу на уроке, используя цветные кружочки.
VIII. Домашнее задание. Домашнее задание – упр.33, подчеркнуть главные члены. Спасибо за урок!
Приложение № 1.
Карточка №1.
1. Раннее осеннее утро. За нами бежит пёс Трезор. Над близким
болотцем стоит утренний туман. Две утки прячутся в камыши. А стволы деревьев стройны и красивы.
2. Тёмной ночью серый ёжик гулял по лесу. Вдруг пошёл тёплый дождик. Ёжик заметил в луже звёздочку. Он накрыл её листиком. Наступило утро. Под листиком вместо звезды ёж нашёл большое красное солнышко. Как звёздочка превратилась в солнышко?
3.Дружный класс, дикие животные, свежие овощи, новое пальто, сладкая морковь, резиновые сапоги, огромный город, шёлковый платок, желтыйкарандаш, хитрая лисица.
Карточка №2.
В лес пришла осень. Густые леса поредели. Опавшая листва кружится в воздухе. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные дожди. Природа готовится к зиме.
Приложение № 2.
Карточка №1.
Спиши предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Ярко светило солнышко. Тихо журчал ручей. Весело пели птички.