Тема урока: Наречие
Цели:
Задачи :
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
(направленные на достижение предметных результатов обучения) создать условия для обобщения учащимися знаний о наречии- как части речи, об отличительных признаках этой части речи.)
организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий:
регулятивных (самостоятельное определение своих знаний– незнаний по данной теме, развитие способности школьников к определению целей урока, осознанию причины своего успеха или неуспеха);
познавательных (развивать умения учащихся извлекать, перерабатывать информацию и представлять её путём систематизации )
коммуникативных (сотрудничество в парах и группах);
личностных учебных (учить строить свои отношения с окружающими на основе уважения к личности).
Планируемые результаты: систематизировать знания учащихся по теме «Наречие» и отработать умение применять их для решения практических задач.
Используемые методы: деятельностный, индивидуальный, парный,
групповой, наглядный.
Методические приемы: частично-поисковый, анализ, группировка,
установление причинно-следственных связей,
представление информации .
Оборудование:
Карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока
Организационный момент.
- Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».
Бенедикт Спиноза
(Слайд1)
-Встаньте лицом друг к другу ,протяните друг к другу ладони, положите свои ладони на ладони своего товарища. Чувствуете ли вы тело рук своего товарища? Пожелайте хорошей тёплой , полодотворной работе себе, своему товарищу и всему классу
Актуализация знаний. Определение целей урока.
Слайд 2.
1.Словарная работа (плавно переходящая в новый материал)
Задание 1: прочитайте слова; определите, какой частью речи они являются , выделите окончания.
Активный, вежливый, скорый, редкий, тёплый, морозный, шумный , яркий, тихий, весёлый, быстрый, высокий, красивый, ленивый, тёмный, близкий.
Задание 2: измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос как? Запишите эти слова.
Активно, вежливо, скоро, редко, тепло, морозно, шумно , ярко, тихо, весело, быстро, высоко, красиво, лениво, темно, близко.
Слайд 3.
Игра: «Найди лишнее слово»
Доч..., нож.., проч..., мелоч...
- Что вы можете сказать об этих словах? ( имя существительные женского рода и мужского рода).
-Какое слово лишнее? Почему так решили?(прочь)
-Почему вы решили , что это наречие.
-Какова тема нашего урока?
Слайд 4.
-Наречие
III. Мотивация к учебной деятельности. Метафора.
Наш урок продолжит притча (метафора) из книги Стивена Хеллера и Терри Ли Стил «Монстры и волшебные палочки»:
Слайд 5.(Картинка-мозаика –пазлы.)
«Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув её из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет.
Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один ещё больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка.»
-Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках? (Наречие) Это и есть маленькие кусочки знаний , которые мы должны собрать в одно большое знание.
- Как вы думаете, какова наша задача сегодня на уроке? (систематизировать всё, что знаем о наречии и его правописании и отработать умение применять знания при решении практических задач).
- Действительно, наша задача – собрать все эти маленькие «кусочки» знаний в одно большое целое знание. Многое ведь не имеет значения, пока рассматриваются только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникнет новое целостное понимание.
IV. Систематизация знаний.
-Подумайте, а для чего вам нужны знания о наречии. (Для общения.
Без наречий речь невыразительна, да и непонятна).
Слайд 6.
-Давайте докажем это на примере следующих предложений:
Гроза продолжалась ( ). Уже через час мы ( )оделись и выбежали во двор полюбоваться, как сверкает на солнце ( ) умытая дождём листва.
Вставьте нужные наречия. Запишите предложения в тетрадь.
(недолго, начисто, наскоро)
Вывод.( с наречиями речь становится более понятная и выразительная)
Самооценка.
2. Работа в группах.
- Сейчас каждая группа получит свои задания по блокам.
Через некоторое время вам нужно будет защитить свою работу.
Задания группе 1.
Продолжаем наше исследование.
Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?
Каждой группе даётся карточка для исследования
1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,
2 группа - по падежам,
3 группа - по лицам,
4 группа – по числам и родам.
Карточка 1.
Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вверх,
если оно сочетается с глаголами
разного _______________.
бегу ____________________
бежал ___________________
буду бежать__________________
Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия
по _________________.
Карточка 2.
Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вчера
по ___________________.
И.п. (что?) __________________
Р.п. (чего?) ___________________
Д.п. (чему?) ____________________
В.п. (что?) _____________________
Т.п. (чем?) ______________________
П.п. (о чем?) ___________________
Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия
по ______________.
Карточка 3.
Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия хорошо, если оно сочетается с глаголами
разного _________________.
слышу __________________
слышишь ________________
слышит __________________
Сделайте вывод,
изменяется ли форма наречия по _____________.
Карточка 4.
Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия выразительно,если оно сочетается с глаголами
разного _____________ или разного ___________
читал ___________________
читала ____________________
читало ____________________
читали _____________________
Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия
по _________________ и по _________________.
Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.
3. Работа по учебнику упражнение 2 стр 69
Сделай буквенную запись слов.
Проч сплош
настеш невмоч
наотмаш навзнич
невтерпёш вскач
напроч замуш
(После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак,исключения составляют слова: уж, замуж , невтерпёж)
Слайд 7.
4. Далеко-далеко за морям, за горами, за высокими лесами жила птичка-цветок-колибри. Самая маленькая из них была чуть побольше шмеля, а самая большая - чуть побольше воробья. Крыльями она может так быстро махать, что и не заметишь. Вот и смахнула колибри нечаянно все окончания у наречий. Ваша задача, ребята, восстановить их.
1 вариант.
Слев..., слегк...,докрасн..., издавн..., затемн..., насух..., досыт..., вправ.., изредк..., задолг...
2 вариант
Накрепк..., влев..., затемн...,набел..., снов..., начист...,сначал..., занов..., наглух.., досыт...,справ...
-На какую орфограмму указывают данные наречия?
(Правописание суффиксов наречий .)
Вывод: В наречиях с приставками на-, за-, в-, на конце пишется суффикс -о.В наречиях с приставками -из, ис, -до, -с, на конце пишется суффикс-а
Физминутка. Повторяем движения за мной.
Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : (БЛИЗКО).
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).
-Какие по значению слова вы слышали в физминутке? Как называются такие слова? (Антонимы)
5.Работа у доски. Разберите по членам предложения и частям речи.
Мальчик быстро промчался проч... споткнулся и упал навзнич... .
-Каким членом предложения является наречие?
6. Вывод: В предложении наречие является обстоятельством.
-Найдите наречие и проведите его морфологический разбор (Устно).
Прочь, навзничь-наречие неизменяемая часть речи.Постоянных и непостоянных признаков нет. В предложениии является обстоятельством.
Вывод: Картина-ромашка.
-Вспомните, какова была задача этого урока. (систематизировать всё, что знаем о наречиии и его правописании и отработать умение применять знания при решении практических задач).
- Как вы думаете, справились ли мы с этой задачей?
Собрали ли в единое целое «кусочки» наших знаний?
-Что о наречии повторили на уроке? Работа по таблице-картине -Ромашке.
7.Выпишите наречия (со слуха)
Спокойно и важно Идёт по перрону С большим чемоданом Большая ворона. А рядом с вороной, Чуть сзади и сбоку, Её, провожая, шагает сорока И всё б это было Совсем хорошо, Если б их поезд Давно не ушёл.
Проверка: Сколько слов вы выписали? Назовите их.
6.Итог урока
5.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАРЕЧИЙ В РЕЧИ.
Тест «Проверь себя»
Слайд 8.
6.РЕФЛЕКСИЯ. (карточки)
- Прочитайте,попробуйте заменить фразеологические обороты одним словом-наречием.
Во всю прыть –быстро
Как снег на голову –неожиданно
Из рук вон – плохо
Встретиться нос к носу –навстречу
Засучив рукава –хорошо
Не покладая рук –отлично
Дело в шляпе –отлично
Спустя рукава –плохо
V. Домашнее задание
VI. Рефлексия
- За урок мы повторили тему « Наречие», а теперь я предлагаю вам оценить свои успехи ещё раз в таблице «Самоанализ».
Прошу вас ответить и на следующие вопросы:
1. Отметь задание, которое для тебя было самым сложным.
2. Оцени свой вклад в работе группы (насколько ты оказался полезен группе, отметь значком:
- я доволен своей работой,
не допустил ни одной ошибки;
– допускал неточности;
- это я пока знаю слабо. Мне надо постараться и успех придёт.