kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети анализируют слова,их лексическое значение,находят корень слова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Однокоренные слова"»

Конспект урока русского языка во 2 классе (Школа России)

Тема: Однокоренные слова. Корень слова.

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи:

  • Развить умение находить однокоренные слова;

  • Развивать умение выделять в однокоренных словах корень;

  • Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.


Планируемые результаты урока:

Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;

Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;

Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;

Сформируются начальные формы рефлексии;

Сформируется базовый уровень умений:

– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).


Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  • Выявлять сущность, особенности объектов.

  • На основе анализа объектов делать выводы.

  • Обобщать и классифицировать по признакам.

  • Ориентироваться на страницах учебника.


Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в паре.


Личностные:

  • Выполнять правила этикета.

  • Развиваем умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Оборудование урока:

  • компьютер

  • презентация урока

  • демонстрационный раздаточный материал

  • материал для работы в группах

  • «Дерево»(рефлексия)


                                                      Ход  урока.

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

а). Орфографическая минутка.

-Я прочту текст «Яблоко», а вы  найдите слова-антонимы.

-Какие слова называются  АНТОНИМаМИ?

             У прохожих на виду висело яблоко в саду.

             Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.

            Только Конь сказал, что низко, а Мышонок - высоко.

             Воробей сказал, что близко, а Улитка - далеко.

            А Котёнку всё равно:

            -Кислое - зачем оно?

            -Что вы?- шепчет Червячок,-

            Сладкий у него бочок.

( низко – высоко, близко – далеко, кислое – сладкое)

-А как называются слова близкие по значению?

-Какой синоним к слову  СЛАДКОЕ? (медовое, сахарное)

-Какое словарное слово встретилось в стихотворении? ( яблоко)

-Составьте с этим словом предложение.

-Подчеркните основу.

-Что является основой предложения?

-А ещё какое словарное слово? ( воробей )

б). работа над словарными словами. Запись.

-Запишите слово по лексическому значению.

.  Дерево с дрожащими листочками. ( осина )

.  Дерево с белым стволом. ( берёза )

.  Изображение чего-либо при помощи красок или карандашей. ( рисунок)

.  Движение воздуха. ( ветер )

.  А как сказать, чтобы он был лёгким? (ветерок )

Приспособление для копки земли. (лопата )

- В каком слове все согласные звонкие? (берёза)

-Какое слово начинается с гласной? (осина)

-В каком слове согласных больше, чем гласных? (рисунок)

-В каком слове ударный первый слог? (ветер)

-Что вы можете сказать о словах  ВЕТЕР и ВЕТЕРОК? (родственные)

-Какие 2 признака родственных слов вы знаете?

3. Ф/м  «Ветер дует нам в лицо…»

4. Самоопределение к деятельности.

 -На доске слова.

.  ЧАСОВЩИК, ЧАСТО, ЧАСЫ, ЧАСИКИ, ЧАСОВОЙ.

.  ГОРА, ГОРКА, ГОРЕВАТЬ ,ГОРИСТЫЙ.

-Какое слово лишнее? Почему?

-Выпишите родственные слова.

-Какая часть у них общая?

-Кто-нибудь знает, как она  называется?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке, что будем изучать? ( КОРЕНЬ)                                -Может кто-то из вас может сформулировать, что такое  КОРЕНЬ?

5. Работа по теме урока.

а). Прочтите на с.61 тему урока.

Упр.№ 84, с. 61.

-Почему так написаны слова? ( дом-, слон- -это  одинаковая часть в словах)

-Докажите, что  в первой группе слова родственные.

-А теперь во второй группе.

б). –Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что такое   КОРЕНЬ?

-А почему  КОРЕНЬ-главная часть родственных слов. ( общий смысл)

В). Читаю стих.

                          Как-то много лет назад посадили странный сад.

                          Не был сад фруктовым- был он только словом.

                          Разрастаться стало вскоре это слово- слово  КОРЕНЬ,

                          И плоды нам принесло - стало много новых слов.

( На доске  плакат с изображением  дерева, в корне дерева   слово   ЛЕС .)

(  У некоторых детей  даны карточки со словами  ЛЕСОК, ЛЕСНИК, ЛЕСОВИК, ЛЕСТЬ,ЛЕСНАЯ, перелесок, лестница)

- Встаньте те дети, у которых на столе есть карточки.

-Скажите, какие из них являются однокоренными  к слову  ЛЕС?

-Почему?

6. Ф/М

7. Закрепление изученного материала.

а). –На с 135 есть словарь однокоренных слов. Откройте  её. Можете пользоваться.

б).Упр. № 86. Работа в парах.

    -Напишите  пары слов. Выделите корень.

8. Д/з.  Правило, с 61, №62. Подобрать однокоренные слова к слову ЛИСТ, выделить корень.

9. Рефлексия.

-Я диктую текст, а вы должны выписать только однокоренные слова.

     ЕЛЬ  РАСТЁТ  НА  ВЛАЖНЫХ  МЕСТАХ. В  ЕЛОВЫХ  ЛЕСАХ  НЕ  РАСТУТ  КУСТАРНИКИ. В  МОЛОДОМ  ЕЛЬНИКЕ  ЮТЯТСЯ ПТИЦЫ. ОСОБЕННО ХОРОШИ  ЁЛОЧКИ  ЗИМОЙ.

10. Итог  урока.

-Что такое  КОРЕНЬ?

-Назовите синоним к слову    РОДСТВЕННЫЕ. ( однокоренные)

Кто может сказать, что такое  КОРЕНЬ?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Однокоренные слова"

Автор: Туголукова Вера Александровна

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Русский язык. Однокоренные слова"
    ["seo_title"] => string(34) "russkii_iazyk_odnokoriennyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "349236"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476465983"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова» "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-forma-i-sodierzhaniie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "206054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430082222"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока русского языка  на тему "Однокоренные слова и форма одного и того же слова""
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-odnokoriennyie-slova-i-forma-odnogho-i-togho-zhie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "251983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447320575"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока. "Проверка слов с парными согласными в корне"."
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_uroka_provierka_slov_s_parnymi_soghlasnymi_v_kornie"
    ["file_id"] => string(6) "403482"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490540779"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Конспект урока "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(27) "konspekt_uroka_sostav_slova"
    ["file_id"] => string(6) "513447"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559733744"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства