Конспект урока русского языка во 2 классе (Школа России)
Тема: Однокоренные слова. Корень слова.
Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Задачи:
Развить умение находить однокоренные слова;
Развивать умение выделять в однокоренных словах корень;
Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.
Планируемые результаты урока:
Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;
Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;
Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;
Сформируются начальные формы рефлексии;
Сформируется базовый уровень умений:
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Ориентироваться на страницах учебника.
Регулятивные:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Личностные:
Выполнять правила этикета.
Развиваем умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование урока:
компьютер
презентация урока
демонстрационный раздаточный материал
материал для работы в группах
«Дерево»(рефлексия)
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
а). Орфографическая минутка.
-Я прочту текст «Яблоко», а вы найдите слова-антонимы.
-Какие слова называются АНТОНИМаМИ?
У прохожих на виду висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко, а Мышонок - высоко.
Воробей сказал, что близко, а Улитка - далеко.
А Котёнку всё равно:
-Кислое - зачем оно?
-Что вы?- шепчет Червячок,-
Сладкий у него бочок.
( низко – высоко, близко – далеко, кислое – сладкое)
-А как называются слова близкие по значению?
-Какой синоним к слову СЛАДКОЕ? (медовое, сахарное)
-Какое словарное слово встретилось в стихотворении? ( яблоко)
-Составьте с этим словом предложение.
-Подчеркните основу.
-Что является основой предложения?
-А ещё какое словарное слово? ( воробей )
б). работа над словарными словами. Запись.
-Запишите слово по лексическому значению.
. Дерево с дрожащими листочками. ( осина )
. Дерево с белым стволом. ( берёза )
. Изображение чего-либо при помощи красок или карандашей. ( рисунок)
. Движение воздуха. ( ветер )
. А как сказать, чтобы он был лёгким? (ветерок )
Приспособление для копки земли. (лопата )
- В каком слове все согласные звонкие? (берёза)
-Какое слово начинается с гласной? (осина)
-В каком слове согласных больше, чем гласных? (рисунок)
-В каком слове ударный первый слог? (ветер)
-Что вы можете сказать о словах ВЕТЕР и ВЕТЕРОК? (родственные)
-Какие 2 признака родственных слов вы знаете?
3. Ф/м «Ветер дует нам в лицо…»
4. Самоопределение к деятельности.
-На доске слова.
. ЧАСОВЩИК, ЧАСТО, ЧАСЫ, ЧАСИКИ, ЧАСОВОЙ.
. ГОРА, ГОРКА, ГОРЕВАТЬ ,ГОРИСТЫЙ.
-Какое слово лишнее? Почему?
-Выпишите родственные слова.
-Какая часть у них общая?
-Кто-нибудь знает, как она называется?
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке, что будем изучать? ( КОРЕНЬ) -Может кто-то из вас может сформулировать, что такое КОРЕНЬ?
5. Работа по теме урока.
а). Прочтите на с.61 тему урока.
Упр.№ 84, с. 61.
-Почему так написаны слова? ( дом-, слон- -это одинаковая часть в словах)
-Докажите, что в первой группе слова родственные.
-А теперь во второй группе.
б). –Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что такое КОРЕНЬ?
-А почему КОРЕНЬ-главная часть родственных слов. ( общий смысл)
В). Читаю стих.
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым- был он только словом.
Разрастаться стало вскоре это слово- слово КОРЕНЬ,
И плоды нам принесло - стало много новых слов.
( На доске плакат с изображением дерева, в корне дерева слово ЛЕС .)
( У некоторых детей даны карточки со словами ЛЕСОК, ЛЕСНИК, ЛЕСОВИК, ЛЕСТЬ,ЛЕСНАЯ, перелесок, лестница)
- Встаньте те дети, у которых на столе есть карточки.
-Скажите, какие из них являются однокоренными к слову ЛЕС?
-Почему?
6. Ф/М
7. Закрепление изученного материала.
а). –На с 135 есть словарь однокоренных слов. Откройте её. Можете пользоваться.
б).Упр. № 86. Работа в парах.
-Напишите пары слов. Выделите корень.
8. Д/з. Правило, с 61, №62. Подобрать однокоренные слова к слову ЛИСТ, выделить корень.
9. Рефлексия.
-Я диктую текст, а вы должны выписать только однокоренные слова.
ЕЛЬ РАСТЁТ НА ВЛАЖНЫХ МЕСТАХ. В ЕЛОВЫХ ЛЕСАХ НЕ РАСТУТ КУСТАРНИКИ. В МОЛОДОМ ЕЛЬНИКЕ ЮТЯТСЯ ПТИЦЫ. ОСОБЕННО ХОРОШИ ЁЛОЧКИ ЗИМОЙ.
10. Итог урока.
-Что такое КОРЕНЬ?
-Назовите синоним к слову РОДСТВЕННЫЕ. ( однокоренные)
Кто может сказать, что такое КОРЕНЬ?