Конспект урока русского языка во 2 классе (Школа России)
 Тема: Однокоренные слова. Корень слова.
 Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
 Задачи:  
   Развить умение находить однокоренные слова;
  Развивать умение выделять в однокоренных словах корень;
  Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.
 
 
 Планируемые результаты урока:
 Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;
 Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;
 Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;
 Сформируются начальные формы рефлексии;
 Сформируется базовый уровень умений:  
  – Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
  – Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
  – Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
 
 
 Универсальные учебные действия (УУД)
 Познавательные:
   Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  Выявлять сущность, особенности объектов.
  На основе анализа объектов делать выводы.
  Обобщать и классифицировать по признакам.
  Ориентироваться на страницах учебника.
 
 
 Регулятивные:
   Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
 
 
 Коммуникативные:
   Развиваем умение слушать и понимать других.
  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  Оформлять свои мысли в устной форме.
  Умение работать в паре.
 
 
 Личностные:
   Выполнять правила этикета.
  Развиваем умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
  Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
 
 
 
 
 Оборудование урока:
   компьютер
  презентация урока
  демонстрационный раздаточный материал
  материал для работы в группах
  «Дерево»(рефлексия)
 
 
                                                       Ход  урока.
 1. Орг. момент.
 2. Актуализация знаний.
 а). Орфографическая минутка.
 -Я прочту текст «Яблоко», а вы  найдите слова-антонимы.
 -Какие слова называются  АНТОНИМаМИ?
              У прохожих на виду висело яблоко в саду.
              Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.
             Только Конь сказал, что низко, а Мышонок - высоко.
              Воробей сказал, что близко, а Улитка - далеко.
             А Котёнку всё равно:
             -Кислое - зачем оно?
             -Что вы?- шепчет Червячок,-
             Сладкий у него бочок.
 ( низко – высоко, близко – далеко, кислое – сладкое)
 -А как называются слова близкие по значению?
 -Какой синоним к слову  СЛАДКОЕ? (медовое, сахарное)
 -Какое словарное слово встретилось в стихотворении? ( яблоко)
 -Составьте с этим словом предложение.
 -Подчеркните основу.
 -Что является основой предложения?
 -А ещё какое словарное слово? ( воробей )
 б). работа над словарными словами. Запись.
 -Запишите слово по лексическому значению.
 .  Дерево с дрожащими листочками. ( осина )
 .  Дерево с белым стволом. ( берёза )
 .  Изображение чего-либо при помощи красок или карандашей. ( рисунок)
 .  Движение воздуха. ( ветер )
 .  А как сказать, чтобы он был лёгким? (ветерок )
 Приспособление для копки земли. (лопата )
 - В каком слове все согласные звонкие? (берёза)
 -Какое слово начинается с гласной? (осина)
 -В каком слове согласных больше, чем гласных? (рисунок)
 -В каком слове ударный первый слог? (ветер)
 -Что вы можете сказать о словах  ВЕТЕР и ВЕТЕРОК? (родственные)
 -Какие 2 признака родственных слов вы знаете?
 3. Ф/м  «Ветер дует нам в лицо…»
 4. Самоопределение к деятельности.
  -На доске слова.
 .  ЧАСОВЩИК, ЧАСТО, ЧАСЫ, ЧАСИКИ, ЧАСОВОЙ.
 .  ГОРА, ГОРКА, ГОРЕВАТЬ ,ГОРИСТЫЙ.
 -Какое слово лишнее? Почему?
 -Выпишите родственные слова.
 -Какая часть у них общая?
 -Кто-нибудь знает, как она  называется?
 -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке, что будем изучать? ( КОРЕНЬ)                                -Может кто-то из вас может сформулировать, что такое  КОРЕНЬ?
 5. Работа по теме урока.
 а). Прочтите на с.61 тему урока.
 Упр.№ 84, с. 61.
 -Почему так написаны слова? ( дом-, слон- -это  одинаковая часть в словах)
 -Докажите, что  в первой группе слова родственные.
 -А теперь во второй группе.
 б). –Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что такое   КОРЕНЬ?
 -А почему  КОРЕНЬ-главная часть родственных слов. ( общий смысл)
 В). Читаю стих.
                           Как-то много лет назад посадили странный сад.
                           Не был сад фруктовым- был он только словом.
                           Разрастаться стало вскоре это слово- слово  КОРЕНЬ,
                           И плоды нам принесло - стало много новых слов.
 ( На доске  плакат с изображением  дерева, в корне дерева   слово   ЛЕС .)
 (  У некоторых детей  даны карточки со словами  ЛЕСОК, ЛЕСНИК, ЛЕСОВИК, ЛЕСТЬ,ЛЕСНАЯ, перелесок, лестница)
 - Встаньте те дети, у которых на столе есть карточки.
 -Скажите, какие из них являются однокоренными  к слову  ЛЕС?
 -Почему?
 6. Ф/М
 7. Закрепление изученного материала.
 а). –На с 135 есть словарь однокоренных слов. Откройте  её. Можете пользоваться.
 б).Упр. № 86. Работа в парах.
     -Напишите  пары слов. Выделите корень.
 8. Д/з.  Правило, с 61, №62. Подобрать однокоренные слова к слову ЛИСТ, выделить корень.
 9. Рефлексия.
 -Я диктую текст, а вы должны выписать только однокоренные слова.
      ЕЛЬ  РАСТЁТ  НА  ВЛАЖНЫХ  МЕСТАХ. В  ЕЛОВЫХ  ЛЕСАХ  НЕ  РАСТУТ  КУСТАРНИКИ. В  МОЛОДОМ  ЕЛЬНИКЕ  ЮТЯТСЯ ПТИЦЫ. ОСОБЕННО ХОРОШИ  ЁЛОЧКИ  ЗИМОЙ.
 10. Итог  урока.
 -Что такое  КОРЕНЬ?
 -Назовите синоним к слову    РОДСТВЕННЫЕ. ( однокоренные)
 Кто может сказать, что такое  КОРЕНЬ?