kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык. Однокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержет конспект урока "Однокоренные слова". Ознакомление с новой темой 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Однокоренные слова»

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

"Корень слова. Однокоренные слова"







Ход урока

1. Оргмомент.



Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Чтобы урок был результативным ,давайте позитивно настроимся на него.



2. Мотивация. Речевая разминка.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

- У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

3. Чистописание

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Яя яля (на доске запись)

4. Словарная работа.

-Запишите слова по картинкам.

Язык, яблоко, заяц, ягода, яблоня.

-Поставьте ударение

-Поменяйтесь тетрадями проверьте (!.+.-)

-Составить предложение с одним из них

Запасливый заяц собирал ягоду.

-Найдите грамматическую основу. На какие вопросы отвечают?













5.Актуализация знаний.

Посмотрите на экран

– Чему удивился мальчик Петя ?

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)



– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.)







6. Формулирование проблемы, планирование деятельности

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.



После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.



– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)








































7. Развитие умений – применение знания.

А). Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

-Я прочитаю вам сказку

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

На экране появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить,посадка, садовник, садовый.

-Посмотрите на экран

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

(Е. Измайлов)

-Давайте попробуем прочитать эти слова.

-Как они называются? (Однокоренными.)

.– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

– Запишите эти слова– Выделите корень значком.



– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) у доски

– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)





– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

– От него образуются («растут») другие слова.

Учитель может добавить:

– Сравните свои выводы с текстом в бежевой рамочке учебника стр.61.

– Что для вас было новым? Непонятным?

б). Работа по учебнику.

Упр. 84 – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.

-Прочитайте слова

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это.

– Какой корень «посадили» здесь

-Спишите самостоятельно

в).Умение находить корень

- На слайдах выберите однокоренные слова

- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение

г). Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.

- А теперь поработаем в парах. Возьмите карточку.

- На ней два разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.

1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:

лес сад

вода больной

море деревянный

садовый лесной

боль водичка

дерево моряк

2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.

лес мёд

лесок мёдик

лестница медведь

лесник медовый

лесной сладкий

-Давайте сверим ваши работы с экраном: кто выполнил 1 задание?

-Удалось выполнить без ошибок? Работали в паре?

-А кто 2?



8. Итог урока.

Какие слова называются однокоренными?

  • Как пишутся корни в однокоренных словах?

  • Оцени свою работу на уроке.




9. Рефлексия.

  • Оцени свою работу на уроке.







- Дорисуйте кружочки и покажите, как для вас прошел урок.







-Спасибо за работу. Урок закончен.

Резерв проверка на экране

Игра

3 команды- 3 ряда

Слайд 11 - Образовать и записать родственные слова:

1-й ряд к слову «дом»

2-й ряд к слову «рыбак»

3-й ряд к слову «берёза»

Проверка

Слайд

- Почему эти слова родственные?

1- Слова близки по смыслу.

2- Есть общая часть.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Русский язык. Однокоренные слова

Автор: Кудрявцева Наталья Александровна

Дата: 14.10.2016

Номер свидетельства: 349236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок русского языка "Однокоренные слова и формы слов""
    ["seo_title"] => string(55) "urok_russkogho_iazyka_odnokoriennyie_slova_i_formy_slov"
    ["file_id"] => string(6) "381596"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484901645"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "План-конспект урока русского языка "Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(58) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "168323"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423222077"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "урок русского языка: "Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(42) "urok-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "146797"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419260932"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Для дистанционного обучения учащихся 3 класса. Карточки по русскому языку. "Состав слова. Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(80) "dlia_distantsionnogho_obuchieniia_uchashchikhsia_3_klassa_kartochki_po_russkom_1"
    ["file_id"] => string(6) "441353"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511958362"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства