Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Однокоренные слова»
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме
"Корень слова. Однокоренные слова"
Ход урока
1. Оргмомент.
Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Чтобы урок был результативным ,давайте позитивно настроимся на него.
2. Мотивация. Речевая разминка.
Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, у, сегодня, получится!
Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
- У нас сегодня всё получится!
Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.
3. Чистописание
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Яя яля (на доске запись)
4.Словарная работа.
-Запишите слова по картинкам.
Язык, яблоко, заяц, ягода, яблоня.
-Поставьте ударение
-Поменяйтесь тетрадями проверьте (!.+.-)
-Составить предложение с одним из них
Запасливый заяц собирал ягоду.
-Найдите грамматическую основу. На какие вопросы отвечают?
5.Актуализация знаний.
Посмотрите на экран
– Чему удивился мальчик Петя ?
– Что такое корень? (Подземная часть растения.)
– Какое ещё значение слова кореньвам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя– внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)
– Оказывается, у слова кореньнесколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)
– Как вы думаете, какое значение слова кореньнам больше всего интересно? (Корень слова.)
6. Формулирование проблемы, планирование деятельности
– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.
После ответов учеников на доске появляется план:
1. Что такое корень слова?
2. Однокоренные слова.
3. Значение корня.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
7. Развитие умений – применение знания.
А). Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
-Я прочитаю вам сказку
Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
На экране появляется «дерево», на нём однокоренные слова:сад, садик, посадить,посадка, садовник, садовый.
-Посмотрите на экран
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
(Е. Измайлов)
-Давайте попробуем прочитать эти слова.
-Как они называются? (Однокоренными.)
.– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)
– Запишите эти слова– Выделите корень значком.
– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) у доски
– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)
– Проведём маленький эксперимент (опыт).
– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?
– Покажите, как значение корня стол«присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик– маленький стол, настольный– стоящий (находящийся) на столе, столовый– нужный для стола, застолье– еда на столе.)
– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)
– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)
– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)
– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)
– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.
– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.
– От него образуются («растут») другие слова.
Учитель может добавить:
– Сравните свои выводы с текстом в бежевой рамочке учебника стр.61.
– Что для вас было новым? Непонятным?
б). Работа по учебнику.
Упр. 84 – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.
-Прочитайте слова
– Какая общая часть есть у этих слов?
– Что общего у них в значении?
– С каким словом они все связаны? Докажите это.
– Какой корень «посадили» здесь
-Спишите самостоятельно
в).Умение находить корень
- На слайдах выберите однокоренные слова
- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?
1. Иметь общую часть (корень)
2. Иметь общее лексическое значение
г). Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.
- А теперь поработаем в парах. Возьмите карточку.
- На ней два разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.
1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:
лес сад
вода больной
море деревянный
садовый лесной
боль водичка
дерево моряк
2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.
лес мёд
лесок мёдик
лестница медведь
лесник медовый
лесной сладкий
-Давайте сверим ваши работы с экраном: кто выполнил 1 задание?
-Удалось выполнить без ошибок? Работали в паре?
-А кто 2?
8. Итог урока.
Какие слова называются однокоренными?
Как пишутся корни в однокоренных словах?
Оцени свою работу на уроке.
9. Рефлексия.
Оцени свою работу на уроке.
- Дорисуйте кружочки и покажите, как для вас прошел урок.
-Спасибо за работу. Урок закончен.
Резерв проверка на экране
Игра
3 команды- 3 ряда
Слайд 11 - Образовать и записать родственные слова: