kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русской литературе на тему В.Катаев. "Цветик-семицветик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение  7 класс

Тема: В.П.Катаев. Цветик-семицветик.                                                                                                                            Цель урока:Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”. Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения. Воспитывать доброту, чувство дружбы, взаимовыручку.

Оборудование: портрет В.П.Катаева

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка Д/з  Басни Крылова и Михалкова.

             1. Что такое басня?

              2.Какие басни вы знаете?                                                  

            3. Что такое сказка?

- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества. В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло.

- На какие группы по авторам можно разделить все сказки? (авторские и народные)
- Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки? 
(Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора). 

 Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев «Цветик-семицветик»

2.Сообщение о писателе

 И сегодня мы узнаем кто же написал для вас сказку "Цветик -семицветик". Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев..Валентин Петрович Катаев родился в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался сыновьям.Уже взрослым писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое доброе дело: «будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться склонности к написанию стихов - о природе. Некоторые стихи печатались в одесских газетах.Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет. В 22 года (1919 г) снова был призван в Красную Армию и некоторое время исполнял обязанности командира батареи во время боев. Вскоре Валентина Катаева отозвали из армии.В 24 года сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева.Он переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь.В 42 года за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы.Началась Великая отечественная война,В.Катаев оказался на полях сраженийВо время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый у подростков рассказ «Сын полка», о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком.Был в жизни Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери.

Валентин Катаев автор сказок:

«Дудочка и кувшинчик» (1940),

«Цветик - семицветик» (1940),

«Жемчужина» (1945),

«Пень» (1945),

«Голубок» (1949).

3.Обсуждение, анализ содержания сказки. 

-А сегодня на уроке мы поближе познакомимся с его произведением «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки. 

- Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной сказки?

1.Куда мама послала Женю?

2.Кто съел все баранки?

3.Какие цветы росли в садике старушки?

4.Сколько и каких лепестков было у цветика – семицветика?

5. Что сказала волшебница по секрету девочке Жене?

6.Для чего она потратила первый лепесток?

7.Оторвав лепесток какого цвета, Женя попала на Северный полюс?

8.Что произошло, когда Женя оторвала оранжевый лепесток?

9.Как вы думаете, почему Женя потратив  шесть лепестков, не была счастлива?                                            10.Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?

11.Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?

12.Как вы оцениваете поступок Жени?

13.Чему нас учит эта сказка?

В тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:

4. словарная работа

Черепки- обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ; от горшка одни остались черепки.

одна-одинёшенька- нет друзей, тяпа-растяпа- рассеянный человек,

драчун- тот, кто любит драться, часто дерётся 

самокат- простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения

салки - то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой

заветная- а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный, самый .

папанинцы-  Героические исследователи Арктики.  (По имени И.Д.Папанина, вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и Е.Ф.Федоровым в 1936-37 ·гг. совершившего девятимесячный дрейф (означает медленное постоянное перемещение чего-либо.) на льдине от Северного полюса до Гренландии.

зевать по сторонам- Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть. 

Продолжите высказывание: Самым счастливым является тот, кто…

Обобщение

- Чему нас учит эта сказка?(Сказка учит заботиться о других людях)

- Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?( Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).

-Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

- В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать на другой стороне моего цветика –семицветика свой цветик-семицветик и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы……….(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа). Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети рисуют.

6.Итог О чём мы сегодня говорили на уроке?

-Ребята, вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу “Жизнь дана на добрые дела”. Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем гордиться!

9.Выставление оценок в журнал.

10. Домашнее задание подготовиться к пересказу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русской литературе на тему В.Катаев. "Цветик-семицветик"»



Литературное чтение 7 класс

Тема: В.П.Катаев. Цветик-семицветик. Цель урока:Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”. Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения. Воспитывать доброту, чувство дружбы, взаимовыручку.

Оборудование: портрет В.П.Катаева

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка Д/з Басни Крылова и Михалкова.

1. Что такое басня?

2.Какие басни вы знаете?

3. Что такое сказка?

- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества . В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло.

- На какие группы по авторам можно разделить все сказки? (авторские и народные)
- Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки? 
(Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора). 

Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев «Цветик-семицветик»

2.Сообщение о писателе

И сегодня мы узнаем кто же написал для вас сказку "Цветик -семицветик". Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев..Валентин Петрович Катаев родился в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался сыновьям.Уже взрослым писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое доброе дело: «будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться склонности к написанию стихов - о природе. Некоторые стихи печатались в одесских газетах.Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет. В 22 года (1919 г) снова был призван в Красную Армию и некоторое время исполнял обязанности командира батареи во время боев. Вскоре Валентина Катаева отозвали из армии.В 24 года сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева .Он переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь.В 42 года за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы.Началась Великая отечественная война ,В.Катаев оказался на полях сраженийВо время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый у подростков рассказ «Сын полка», о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком.Был в жизни Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери.

Валентин Катаев автор сказок:

«Дудочка и кувшинчик» (1940),

«Цветик - семицветик» (1940),

«Жемчужина» (1945),

«Пень» (1945),

«Голубок» (1949).

3.Обсуждение, анализ содержания сказки. 

-А сегодня на уроке мы поближе познакомимся с его произведением «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки. 

- Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной сказки?

1.Куда мама послала Женю?

2.Кто съел все баранки?

3.Какие цветы росли в садике старушки?

4.Сколько и каких лепестков было у цветика – семицветика?

5. Что сказала волшебница по секрету девочке Жене?

6.Для чего она потратила первый лепесток?

7.Оторвав лепесток какого цвета, Женя попала на Северный полюс?

8.Что произошло, когда Женя оторвала оранжевый лепесток?

9.Как вы думаете, почему Женя потратив шесть лепестков, не была счастлива? 10.Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?

11.Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?

12.Как вы оцениваете поступок Жени?

13.Чему нас учит эта сказка?

В тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:

4. словарная работа

Черепки- обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ; от горшка одни остались черепки.

одна-одинёшенька- нет друзей, тяпа-растяпа- рассеянный человек,

драчун- тот, кто любит драться, часто дерётся 

самокат- простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения

салки - то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой

заветная- а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный, самый ...

папанинцы-  Героические исследователи Арктики.  (По имени И.Д.Папанина, вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и Е.Ф.Федоровым в 1936-37 ·гг. совершившего девятимесячный дрейф (означает медленное постоянное перемещение чего-либо.) на льдине от Северного полюса до Гренландии.

зевать по сторонам- Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть. 

Продолжите высказывание: Самым счастливым является тот, кто…

Обобщение

- Чему нас учит эта сказка?(Сказка учит заботиться о других людях)

- Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?( Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).

-Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

- В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать на другой стороне моего цветика –семицветика свой цветик-семицветик и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа). Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети рисуют.

6.Итог О чём мы сегодня говорили на уроке?

-Ребята, вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу “Жизнь дана на добрые дела”. Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем гордиться!

9.Выставление оценок в журнал.

10. Домашнее задание подготовиться к пересказу.











































































Перекрестный опрос. Учитель по МПМ опрашивает учащихся не по порядкупо теме урока, включая и опорные слова.

1.Куда мама послала Женю?

2.Кто съел все баранки?

3.Какие цветы росли в садике старушки?

4.Сколько и каких лепестков было у цветика – семицветика?

5. Что сказала волшебница по секрету девочке Жене?

6.Для чего она потратила первый лепесток?

7.Оторвав лепесток какого цвета, Женя попала на Северный полюс?

8.Что произошло, когда Женя оторвала оранжевый лепесток?

9.Как вы думаете, почему Женя потратив шесть лепестков, не была счастлива? 10.Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?

11.Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?

12.Как вы оцениваете поступок Жени?

13.Чему нас учит эта сказка?

6. Организация первичного закрепления.

Критический опрос. Учитель по МПМ опрашивает учащихся не по порядку по теме урока.

1.Мама послала Женю в магазин за хлебом?

2.Женя купила семь баранок и отправилась домой?

3.Она бросилась догонять собаку и заблудилась?

4.Старик пожалел женю и привел к себе домой?

5.В саду у старушки рос аленький цветочек?

6.У цветка было восемь прозрачных лепестков?

7.Женя не поблагодарив старушку , вышла за калитку и вспомнила дорогу домой?

8.Первый лепесток она оторвала, чтобы попасть домой?

9.Женя оказалась на Северном полюсе одна?

10.Женя завидовала ребятам двора?

11.Она увидела превосходного мальчика,который сидел на лавочке?

12.Женя предложила мальчику поиграть в салки?

13.Женя оторвала последний лепесток и пожелала,чтобы Витя выздоровел?

7. Анализ Время 5 минут

Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме.

8. Рефлексия

Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся! Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

9.Выставление оценок в журнал.

10. Домашнее задание задается всем учащимся, которые получили менее 4 отметок.




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока русской литературе на тему В.Катаев. "Цветик-семицветик"

Автор: Нысанбаева Забира Кумшукбаевна

Дата: 08.02.2016

Номер свидетельства: 290397


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства