Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме : «Обособленные члены предложения» Урок повторения и закрепления знаний»
Тема урока: «Обособленные члены предложения» Урок повторения и закрепления знаний.
Цели урока:
повторение и закрепление сведений об обособленных членах предложениях, формирование умений:
находить в предложении обособленные члены, употреблять их в речевой ситуации;
правильно ставить знаки препинания при обособлении;
выразительно читать предложения с обособленными определениями, приложениями и обстоятельствами.
Оборудование урока:
раздаточный материал,
репродукция картины Айвазовского “Девятый вал”
проектор
Ход урока
На фоне музыки учитель или ученик читает наизусть отрывок из “Песни о Соколе” М.Горького:(слайд 2)
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
1. Работа с текстом (у каждого ученика карточка с данным текстом, в котором пропущены все знаки препинания).
- Что делает текст выразительным? Какие языковые конструкции использовал М. Горький?
- Расставьте пропущенные знаки препинания.
- Проверьте свою работу. (На экран проецируется текст (слайд 3) Самопроверка).
- Сформулируйте тему урока. (“Обособленные члены предложения”) (слайд 4)
2. Сообщение целей
На сегодняшнем уроке мы повторим условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения и понаблюдаем над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи. (слайд 5)
3. Терминологический диктант с самопроверкой.
Напишите не менее 5 понятий, которые мы используем при изучении данной темы.
- Проверьте, правильно ли вы написали термины (на экран проецируется запись):
Развернутый ответ учащихся “Условия обособления определений и приложений”, “Условия обособления обстоятельств”, «Уточняющие члены предложения» с заданиями практического характера.
(Работа по слайдам 7-20)
5. Работа с текстом (карточки у каждого ученика)
(Демонстрируется портрет И.Айвазовского). (слайд 22)
И.К. Айвазовский известный русский художник родился 17 июля 1817 года. Из окон небольшого домика были видны синие просторы моря бурного и сурового спокойного и ласкового. Окончив Академию художеств в Петербурге, юноша стал маринистом - художником, изображающим морские пейзажи. Беззаветно преданный родному городу Айвазовский покинул Петербург и навсегда поселился в Феодосии. Художник стремился запечатлеть изменчивые, проходящие состояния природы по исключительной памяти, ничего не выдумывая.
Задания:
Определите тему текста. Озаглавьте текст.
Определите стиль данного текста. Аргументируйте свой ответ.
Выпишите предложения, в которых пропущены знаки препинания
Объясните лексическое значение слова МАРИНИСТ.
Сообщение учащегося “Из истории слова “маринист”
6. Творческая работа
1) Редактирование текста: вставить подходящие по смыслу обособленные члены предложения. (На экран проецируется картина Айвазовского “9 вал” и текст для редактирования.) (слайд 24-26)
Айвазовский был поистине певцом моря. На его картине “9 вал” изображено раннее утро после бури. Первые лучи солнца освещают море. Вода как бы светится изнутри. Громадная волна вот-вот обрушится на группу людей. Море кипит, стихия неумолима… Картина вселяет уверенность в то, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы со стихией.
Для учащихся, которые испытывают затруднения, предлагаются слова для справок: еще бушующее, кажущаяся прозрачной, девятый вал, судорожно цепляющихся за обломок мачты, пронизанная ярким солнечным светом.
Защита творческих работ
- Прочитайте получившиеся у вас работы. (Чтение 2-3 работ).
- Сравните тексты. Какой текст более выразительный? Благодаря чему?
Посмотрите ещё картины И.К.Айвазовского (слайды 27-34)
---------------------------------------
7. Тест – найти предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания
1 вариант
1. Осенняя погода хмурая, с частыми дождями, не радовала нас.
2. Вдали увеличивалось и, уносясь по ветру, поднималось голубоватое облако дыма.
3. Как поэт Пушкин не мог остаться равнодушным к красоте южной ночи.
4. Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал.
5. Покрытые инеем скалы уходили в туманную даль.
6. Маленькие игривые волны, легко рождаемые ласковым дыханием ветра тихо бились о берег.
7. Весна, как трель серебряного горна.
2 вариант
1. Лодка плескалась на волнах, шаловливо плескавшихся о ее борта и еле двигалась по темному морю.
2. С лицейского порога ты на корабль шагнул шутя.
3. Ночь печальна как мечты мои.
4. Из ягод облепихи производят лекарственный препарат – облепиховое масло.
5. Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились и не бежали чередой.
6. Костер давно догорел и распавшись на угли, угасал.
7. Похожая на застывшее море равнина дремала во мгле.
8. Домашнее задание на выбор:
Сочинение-миниатюра с использованием обособленных конструкций “У Белого моря”
Выписать из “Песни о Соколе” М. Горького 5 предложений с обособленными членами, выполнить их пунктуационный разбор.