kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект обобщающего урока по русскому языку "Имя прилагательное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе ("Школа России" В. П. Канакина) по теме: "Имя прилагательное" составлен в соответствии с ФГОС. Урок  проводится в виде путешествия по городам. Цель данного урока: совершенствование знаний об имени прилагательном; развивать умения правильной постоновки вопросов к имени прилагательному и сопаставление окончаний имен прилагательных с именами существительными, а так же употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект обобщающего урока по русскому языку "Имя прилагательное" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Верхнегрязнухинская средняя образовательная школа

Камышинского района Волгоградской области

Конспект урока

Свистуленко Натальи Николаевны, учителя начальных классов МБОУ Верхнегрязнухинской СОШ

Предмет: русский язык Класс: 4 класс по программе «Школа России»

Тема урока: «Имя прилагательное»

Цель: совершенствование знаний об имени прилагательном; развитие умения правильной постановки вопросов к имени прилагательному и сопоставление окончаний имен прилагательных с именами существительными, а так же употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

Задачи:

1.Образовательная: совершенствовать знания об имени прилагательном.



2.Воспитательная: воспитывать у учащихся научное мировоззрение, аккуратность выполнения работы.



3.Развивающая: развивать память, внимание, воображение, речь.



Оборудование:  карточки для самостоятельной работы, карточки с падежами, презентация.














Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

11.










Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Цель для обучающихся: подготовить к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.

Цель для педагога: создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи:

-создание положительных эмоций на работу;

- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Метод обучения: словесный (беседа)

УУД

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

I. Организационная часть

Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку. (слайд 1)

Учитель. Здравствуйте. У нас сегодня на уроке гости. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки.

(слайд 2)



Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?



- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками; умными собеседниками, внимательными слушателями.

2.

Актуализация опорных знаний

Цели данного этапа для обучающихся - актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала по теме «Имя прилагательное».


Цель для педагога – побудить обучающихся к активности на уроке.


Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:

- словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)

- наглядный (презентация)


Методы мотивирования

(стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся)

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.


II.

Учитель. Ребята откроем рабочие тетради и проверим домашнее задание.

Молодцы! С заданием справились.

Запишите число.

Учащиеся записывают в тетрадь число, элементы чистописания Чистописание

Кто красиво напишет букву Пп, посмотрите на доску.

Учитель. Молодцы! Вы все справились с заданием.

Словарная работа.

- Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради на печатной основе

стр. 27 задание 60.

Каждый выполняет один из столбиков. Обратите внимание на задания и выберете для себя задание по мере сложности.



Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в необычную страну. Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, как называется эта страна.

Красный, синий и зеленый,

Вкусный, сладкий и соленый,

Круглый, твердый и колючий,

Злой, холодный и трескучий,

Ясный, ласковый и грозный,

И веселый, и серьезный.

- Что за слова встретились вам в стихотворении?

Как их можно назвать одним словом? (прилагательные)

Вот и страна, в которую мы отравимся, называется «Имя прилагательное». И ждет нас там много интересного. (слайд 3)


3.

Закрепление учебного материала


Цель для педагога:

Постановка проблемы.

Выявить уровень усвоения учебного материала;

Научить применять полученные знания самостоятельно на практике.



Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения, сопереживать.



Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.



Метод работы: практический, частично-поисковый, проблемный, словесный.




Форма работы: групповая работа, индивидуальная, самостоятельная



Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка.



Самостоятельная работа

Цель данного этапа урока – научить обучающихся на практике использовать полученные на уроках знания, умения, навыки..

Педагог должен подвести обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.




Планируемые результаты



- уяснить значение имен прилагательных в речи;

-определить связь имени существительного и имени прилагательного;

–расширить словарный запас учащихся.



III.Закрепление изученного материала



Учитель. И первый город, который нам встретился – это город

 «г. Существительное».

- А как вы думаете, почему в стране «Имя прилагательное» есть город «Существительное»? (слайд 4)

Рассказ ученика:

Прилагательные появились в русском языке несамостоятельными. Не было у них собственных рода, числа и падежа. И решили они пойти к существительным.

- Милые существительные, давайте будем дружить, мы будем вам помогать, мы так все приукрасим, что глаз не отвести.

Понравились прилагательные существительным. Стали существительные с ними дружить, а заодно и формы им свои одолжили.

Так и живут прилагательные дружно с существительными до сих пор и во всем с ними согласуются.

Учитель. Давайте убедимся, так ли это на самом деле и поиграем в игру «Доскажи словечко». Я вам буду называть прилагательные, а вы должны подобрать к ним существительные.(работа у доски)

Чистая …, тёплый…, голубое…, тяжелый…, зеленая…, сладкое….

( например: вода, ветер, камень, небо, земля, облако, яблоко.)

- Итак, с какой частью речи согласуются имена прилагательные?

( с существительными)



Учитель. Побывав в г. Существительное, мы отправляемся дальше и попадаем в г. «Склонение», и первая его улица «Падеж». (слайд 5)

- Давайте вспомним как склоняются имена прилагательные? ( по падежам).

- Я буду читать вам стихотворение, которое называется «Приключение зелёного листа», а вы с помощью карточек покажите, в каком падеже стоит словосочетание зелёный лист:

Как – то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый ( именительный падеж)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова.

У зелёного листа. (родительный падеж)

Ветер нёс и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс

Шмык – к зёлёному листу (дательный падеж)

Лапкой – хвать зелёный лист ( винительный падеж)

Дескать поиграем.

«Не хочу» - парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным (творительный падеж)

Над землёй взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зелёном ( предложный падеж)

- Скажите, как вы определяли падеж имени прилагательного, т.е. слова «зеленый»?

( чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо определить падеж имени существительного, от которого оно зависит)



Учитель. Чтобы путешествие было безопасным, необходимо не только работать, но и отдыхать.

Физминутка:

Отдых наш- физкультминутка,

Занимай свои места,

Вправо, влево повернись,

Наклонись и повертись.

Раз- присели, два- привстали,

Руки вверх и руки в бок.

А теперь бежим в припрыжку.

Молодцы, мои детишки !



Учитель. Вот мы и набрались новых сил. Посмотрите, а куда же мы попали? А попали мы на улицу в г.Склонения, которая называется «Род». (слайд 6)

- А какого рода бывают имена прилагательные? (мужского, женского и среднего)

- Как можно определить род имени прилагательного? (по имени существительного)

И для вас новое задание.

1 ряд

Высокая трава (по)

Хорошая погода (о)

2 ряд

Ласковое солнышко (про)

Высокое дерево (к)

3 ряд

Умный кот (для)

Низкий стол (под)

- Используя эти предлоги, нужно записать словосочетание в нужном падеже и выделить окончание. Определите род.



Учитель. Вот мы и побывали на всех улицах г.Склонения. И нам осталось посетить ещё один город – «г.Определение»

Что же нам необычного приготовил этот город? Посмотрите на картинку (изображение весны)

- Как вы думаете какое время года в этом городе? (весна)

Устное описание.

Выходит два ученика: один описывает картину, используя имена прилагательные, а второй – без имен прилагательных)

(дети готовятся 1- 2 минуты, пока остальные отгадывает загадки)

Отгадайте загадки.

1.Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета.(заяц)

2. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто ж это? (лиса)

- Ребята, что вам помогло отгадывать загадки? (имена прилагательные)

- Слушаем описание картины.

Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему? Чьё описание оказалось более точным?

- Какая часть речи нам помогала описывать картину?

Вывод: Итак, чтобы наша речь была красивой, правильной, образной, и чтобы мы могли полнее выразить свою мысль, мы должны в своей речи использовать имена прилагательные.

- А какая может быть весна? (ответы детей)

- Давайте запишем такое предложение о весне:

«Вот и пришла долгожданная весна».

- Давайте найдем главные и второстепенные члены предложения.

- Чем является слово «долгожданная», какой частью речи? (именем прилагательным)

- А чем оно является в предложении? (определением)

- Что же такое определение? (второстепенный член предложение, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?)

Вот и пора нам возвращаться. Я думаю, вы многое повторили и запомнили. Проверим?

стр. 28 Упр. 63 (задание 2) ( рабочая тетрадь на печатной основе , индивидуальное задание)


4.


Рефлексия

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Учитель.

- В какой стране мы побывали?

- Какие города и улицы вам встретились?

- Что мы узнали побывав в этих городах?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Где допустили ошибки?

  • - Понравился ли вам урок?

5.

Задание на дом

Цель для обучающегося:

-стимулирование к личным достижениям;

-развивать умение работать самостоятельно, творчески.

-воспитывать нравственное отношение к труду.

Домашнее задание: (на выбор обучающихся)

Цель домашнего задания – повторить и систематизировать полученные знания и уметь использовать их на практике.

Домашнее задание носит творческий, дифференцированный характер и продолжает выполнять намеченные на уроке задачи.


V. Домашнее задание

Морфологический разбор слова «солнечный», составить с ним небольшой тест.





Подведение итогов урока.





Всё сказанное дает основание полагать, что цели урока достигнуты.














1 ряд

Высокая трава (по)

хорошая погода (о)

2 ряд

Ласковое солнышко (про)

высокое дерево (к)

3 ряд

Умный кот (для)

низкий стол (под)







Отдых наш- физкультминутка,

Занимай свои места,

Вправо, влево повернись,

Наклонись и повертись.

Раз- присели, два- привстали,

Руки вверх и руки в бок.

А теперь бежим в припрыжку.

Молодцы, мои детишки!



Прилагательные появились в русском языке несамостоятельными. Не было у них собственных рода, числа и падежа. И решили они пойти к существительным.

- Милые существительные, давайте будем дружить, мы будем вам помогать, мы так все приукрасим, что глаз не отвести.

Понравились прилагательные существительным. Стали существительные с ними дружить, а заодно и формы им свои одолжили.

Так и живут прилагательные дружно с существительными до сих пор и во всем с ними согласуются.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект обобщающего урока по русскому языку "Имя прилагательное"

Автор: Свистуленко Наталья Николаевна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 198859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_imia_prilaghatiel_noie_kak_chast_riechi_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "471814"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1527801317"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока "Обобщение знаний об имени прилагательном" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "219423"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434172013"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "136509"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417112131"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка Словообразование. Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovoobrazovaniie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "166115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422901096"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Местоимение (обобщающий урок). "
    ["seo_title"] => string(37) "miestoimieniie-obobshchaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "101442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства