Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему " 3- склонение имени существительного"»
Актуализация знаний
1. Игра «Предложение рассыпалось»
— На опушке лесной сразу увидели спелые мы ягоды земляники.
(На лесной опушке мы сразу увидели спелые ягоды земляники.
— Дать характеристику предложения, над каждым словом написать часть речи.
Работа по карточкам Слайд № 4 (определить род). Затем определить склонение. Вспомнить как определить склонение косвенных падежей Существительные какого склонения указаны в карточке. Вспомнить правило. Повесить на доску.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте группы слов. Слайд 5
конь дверь
огонь мелочь
портфель сирень
шампунь полынь
— В чём их сходство?(Это имена существительные с мягким знаком на конце.)
— Чем отличаются слова в столбиках?(В первом столбике имена существительные мужского рода, во втором — женского.) Выделите окончание.
— К какому склонению относятся слова первого столбика? Докажите. (Ко 2-му — они мужского рода, в начальной форме имеют нулевое окончание.)
— Итак, какие существительные записаны во втором столбике? Что их объединяет? (Это имена существительные женского рода с нулевым окончанием.)
— Как вы думаете, к какому склонению они относятся? (Ответы детей.) Сформулируйте тему урока и правило. Повесить карточку с темой на доску.
— Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 96 учебника.
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями имён существительных 3-го склонения, научиться распознавать такие существительные.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 169(с. 96). (Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке выходят к доске, произносят и записывают слова.)
— Какие части речи вы записали?
— Что общего у этих имён существительных? (У них нулевое окончание, оканчиваются на мягкий знак.)
— Укажите род и число имён существительных.
— Какой ещё общий признак вы заметили? (Все имена существительные женского рода.)
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 171(с. 97). (Комментированное письмо.)
— Какой способ словообразования вы использовали? (Суффиксальный.)
— Сделайте вывод: как распознать существительные 1-го и 3-го склонения среди существительных женского рода? (По окончанию: имена существительные женского рода с окончаниями -а, -я относятся к 1-му склонению, с нулевым окончанием — к 3-му склонению.)
Упр. 173 стр. 98 (если останется время)
— Как определить склонение имён существительных в косвенной форме? (Надо поставить существительное в начальную форму.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
VIII. Рефлексия
— Назовите признаки имён существительных 3-го склонения.
Именительный падеж
Мужской род
Окончания -а, -я
Женский род
Нулевое окончание в начальной форме
Средний род
(Проверка. Один ученик читает ответы вслух.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С признаками каких имён существительных вы познакомились сегодня на уроке?
— Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?
— Как определить склонение существительных в косвенной форме?