Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Неопределённая форма глагола"»
Тема урока: Неопределенная форма глагола.
Класс:4
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель: знакомство детей с особенностями глаголов неопределённой формы.
Задачи:
Предметные:
содействовать систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;
упражнять в определение глаголов неопределенной формы;
упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;
содействовать развитию письменной связной речи учащихся;
продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;
воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.
Метапредметные:
способствовать формированию УУД:
регулятивных – учить принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
познавательных –произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач; учить использовать знаково-символические средства, схемы;
коммуникативных — использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное мнение и позицию;
Личностные:
продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Ход урока:
I.Организационный момент
ЦЕЛЬ: настроить учащихся на урок.
Слайд 2
– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем, Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам вас сегодня встречать, Но, начнем же урок, не будем зря время терять.
– Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за ваши успехи.
II.Мотивационный этап.
( Часть словесного метода: беседа.)
Цель: заинтересовать учащихся, пробудить интерес к предмету.
- Чему вы хотели научиться на уроке?
( Выслушивать мнение товарищей. Быстро и дружно выполнять задания в паре или в группе, уметь делать выводы, доказывать свою точку зрения, учиться грамотно писать, развивать речь и т.д.)
- Если каждый из вас постарается, то всё обязательно получится.
Чистописание.
- Запишем число, классная работа, сочетания букв:
ть, ти, чь
- Почему их написали? Где они нам могут встретиться? (предположения детей)
III. Повторение изученного материала
Слайд 3
1.Словарно-орфографическая работа.
(Коллективная и индивидуальная формы работы.
Исследовательский метод.)
ЦЕЛЬ: учить находить орфограммы, объяснять их написание, развивать память)
На доске предложение:
Молодые листочки березы трепещут и переливаются на весеннем солнце.
ЗАДАНИЯ:
- Прочитайте запись. Что это?
(Предложение.)
-Докажите.
(Несколько слов связанных между собой по смыслу и имеющие законченную мысль.Начало предложения написано с большой буквы, в конце – знак препинания.)
– Внимательно прочитайте слова на доске. Что их объединяет? (Это глаголы.)
– Почему? Докажите.
– Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? Какие орфограммы вы встретили? Работа в парах.
(К первой группе можно отнести слова подъехал, съехал.Они отвечают на вопрос что сделал?, стоят в форме прошедшего времени, в них есть орфограмма – разделительный твердый знак.)
(Во второй группе – слова повредит, омолодится. Они отвечают на вопрос что сделает? Стоят в форме будущего времени. В них есть орфограмма – безударный гласный в корне, который можно проверить.)
(В третьей группе – слова празднует, чувствует. Они отвечают на вопрос что делает? Стоят в форме настоящего времени. В них есть орфограмма – непроизносимый согласный.)
– Есть другие мнения или замечания? (Салютовать – "лишнее" слово?Или четвертая группа?)
-Обсудите в парах, что это за глагол. (Салютовать – это глагол, у которого нельзя определить время и число.)
– А что обозначает слово салютовать? (произвести салют)
– Назовите безударные гласные в этом слове. (В этом слове – безударные гласные а, ю, о.)
– Можно ли проверить эти безударные гласные? (Это словарное слово.)
– Запишите это слово в тетрадь с вопросом, выделите орфограммы.
В тетрадях:
(Что делать?) салютовать.
– Почему глагол салютовать оказался "лишним", не попал ни в одну из трех групп?(Он отвечает на вопрос что делать? Мы не можем определить время. Глагол в неопределенной форме.)
VII. Целеполагание.
– Ставлю над этим словом знак вопроса. К этому слову мы ещё вернёмся.
– Посмотрите на столбики слов
Слайд 7
-Тема нашего урока: Неопределенная форма глагола.
-Возьмите синие карточки. На какие вопросы сегодня на уроке мы должны найти ответы.
Слайд 8
НА ДОСКЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА:
1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)
2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)
3.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)
Слайд 9
Нести
Идти
Вести
Везти
Войти
Беречь
Стеречь
Увлечь
Стричь
Лечь
Играть
Петь
Жить
Решать
Любть
– Чем похожи данные глаголы? (Отвечают на вопрос что делать? и что сделать? имеют окончание – ти и оканчиваются на – чь)
– Какие у вас будут мнения? Как же можно назвать их? ( Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и по которым нельзя определить ни время, ни число имеют окончание -ть, – ти, и оканчиваются на – чь.)
– Да верно, это неопределенная форма глагола. Ответ на вопрос найден.
– А теперь вы сможете на вопросы карточки. Поработайте в парах.
Слайд 10
1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)
2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)
3.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)
– Ребята, приведите свои примеры неопределенной формы глагола.
– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение.
Слайд 11
VIII. Первичное закрепление.
– Сейчас поиграем в игру "Найди, четвертый лишний". Определи лишний глагол в каждой группе.
1.играть, гулять, думал, петь (думал)
– Объясните почему вы считаете, что это слово лишнее
– Посмотрите, пожалуйста в словарики. Найдите в них существительные.
– В каком падеже, числе они стоят? (В именительном падеже, ед. числе)
– Как мы называем эту форму у имён существительных? (Начальной формой)
– А теперь найдите имена прилагательные. В каком падеже, числе они стоят? (В именительном падеже, ед. числе)
– Как мы называем эту форму у имён прилагательных? (Начальной формой)
– Найдите глагол. В какой форме? (В неопределенной форме.)
– Сделайте вывод: какая же форма для глагола является начальной?
Слайд 14
– Теперь вы будете образовывать глаголы в начальную форму. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме.
Слайд 15
На доске:
любовь, жизнь, ход, сбор, чистота, приезд, дружба, радость, удивление
– Переходим к следующему заданию. Я буду читать объяснение лексического значения слова. Вы должны догадаться, о чем идет речь, и записать глаголы в начальной форме.
Один ученик выполняет задание у доски.
– Создавать какое-нибудь сооружение. (строить)
– Относиться с уважением к кому-либо. (уважать)
– Придать чему-либо красивый вид, сделать нарядным. (нарядить)
– Беречь, содержать в ценности. (хранить, сохранять)
– Проверим, что у вас получилось.
– Можно ли у этих глаголов определить форму времени, число? (Нет, это глагол в неопределенной форме.)
– Какие орфограммы встретили?
XII. Итог урока
– Могу я убрать знак вопроса, поставленный в начале урока над словом салютовать? У кого еще остались сомнения?