Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка "Не с глаголами" 2 класс»
Конспект открытого урока русского языка во 2 классе по теме
«Правописание частицы НЕ с глаголами»
Подготовила: учитель начальных классов Белоглазова Н.С.
Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим правилом о правописании не с глаголом; учить находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; вырабатывать навыки написания не с глаголами. Задачи урока: развивать умение различать глаголы, ставить к ним вопросы, формировать умение написания частицы не с глаголами; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах. Используемые педагогические технологии: проблемная, здоровьесберегающая, ИКТ, технология деятельностного метода. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Оборудование урока: учебник Л.Я.Желтовская, Н.И. Калинина «Русский язык 2 класс», компьютер, презентация, индивидуальные карточки для учащихся.
Ход урока.
1.Организационный момент. (1 мин.)
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелаем всем удачи и успешности в придачу! Слайд 1-2
2.Актуализация знаний. (5 мин.)
-А сейчас подумайте, о чём пойдёт речь на нашем уроке.
Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … (глагол!)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Слайд 3
Фронтальная работа - Чтобы продолжить дальнейшее знакомство с глаголом, давайте повторим всё, что узнали о нем на прошлых уроках. Глагол – это … часть речи. Обозначает… Отвечает…
(Глагол- самостоятельная часть речи. Глаголы обозначают действие предметов. Отвечают на вопросы: что делать? что сделать?) - Молодцы.
- Откройте тетради и запишите число, «Классная работа».
-Проведем минутку чистописания, где мы будем писать гласную, которая есть в словах зима, аист, но нет в слове мак. (Гласная и) - Запишите гласную и отдельно и в соединении.Слайд 4 и ии иии …
-Прочитайте пословицу. Дружба творит чудеса. -Объясните её смысл? (Дружба -это могучая сила. Если рядом надежные друзья, то любое дело по силам, даже самое трудное.) - Эта пословица станет девизом нашего урока. Желаю вам успехов на уроке и я верю, что вместе у нас всё получится. Запишите пословицу в тетрадь грамотно и аккуратно. 3. Создание проблемной ситуации. (5 мин) - Вы учитесь во 2 классе и вас называют учениками. А вы знаете , как нужно себя вести в школе. Давайте вспомним правила. Слайд 5
Правила школьника. 1.Разговаривай на уроке. 2.Рисуй на парте. 3.Отвлекайся. 4.Выкрикивай с места. 5.Слушай подсказки.
Учитель: Вы согласны с тем, как записаны правила? А как правильно сказать? 1. Не разговаривай на уроке. 2. Не рисуй на парте. 3. Не отвлекайся. 4. Не выкрикивай с места. 5. Не слушай подсказки. Слайд 6 Выдвижение гипотез. - Скажите, есть ли отличия и в чем? (Поменялся смысл, добавилось слово НЕ к глаголу.) -Но посмотрите, везде ли одинаково написано Не с глаголами? Где же правильно? Определение темы урока, постановка и принятие цели учебной деятельности
- Попробуем сформулировать тему урока. (Правописание частицы НЕ с глаголами) Слайд 7
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое не. Научиться правильно писать не с глаголами) Итак, я предлагаю работать по такому плану. Слайд 8 План 1. Какой частью речи является НЕ? Выяснить, как называется и самостоятельной или служебной частью речи является? 2. Как пишется частица НЕ с глаголами? 3. Какой смысл придает частица НЕ глаголу?
- Чтобы найти ответы на все эти вопросы нам предстоит провести ряд исследований. -Сегодня у нас необычный урок - урок-исследование, где вы должны проявить свои знания, наблюдательность, учиться анализировать и делать выводы. - Как вы думаете, какими должны быть исследователи? (Активными, внимательными, помогать друг другу.) - Свои результаты исследований вы будете фиксировать в журнале.
Там же есть таблица. Она называется «Оценим свои достижения».Каждое выполненное задание вы будете оценивать знаками. Слайд 9 « + »-молодец, выполнил все верно, без ошибок « v »- хорошо, допустил 1-2 ошибки « - » - допустил 3 и более ошибок. - Там же есть таблица открытий, в которой вы будете записывать свои выводы.
Слайд 10 4. Построение проекта выхода из затруднения. (10 мин) -Итак, обратимся к первому пункту нашего плана.
Какой частью речи является НЕ?
Исследование №1Слайд 11 - Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования №1. Нам предстоит разгадать кроссворд. Ответом на каждый вопрос является слово, которое вы будете вписывать в клеточки по горизонтали. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является не.
Дети работают в парах, обсуждают написание слов.
Кроссворд. (Словарная работа) 1) Учащийся в школе 2) В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши, Ручки, стерки, скрепки, кнопки, Что угодно для души. 3) Изображение на листе бумаги. 4) Я бываю в линейку и в клетку И всегда получаю отметку На уроках я молчу, Быть отличницей хочу. 5) Вот он у доски стоит, На него весь класс глядит. Говорит он: «Ну, начнем. Все тетрадки достаем!» 6) В нем лежат пенал, тетрадки И на завтрак бутерброд. Все учебники в порядке В школу ученик несет. Он блестит, как будто глянец,- За спиной красивый … 7) Остро носик ты заточишь. Нарисуешь всё, что хочешь. Будет солнце, море, пляж. Что же это?
Ученик, пенал, рисунок, тетрадь, учитель, ранец, карандаш - Проверим словарную работу. Слайд 12 -Прочитайте слово в выделенном столбике. Какой же частью речи является НЕ? ЧАСТИЦА
Вывод 1: НЕ – это частица. Слайд 13
Запишем результат исследования в таблице открытий.
Оценим свою работу значком.
- Теперь нам нужно выяснить самостоятельной или служебной частью речи она является. Продолжаем исследование № 1 по плану.
Слайд 14 План. 1. Можем ли поставить вопрос к этому слову? (Нельзя поставить вопрос) 2. Что обозначает, можем ли отнести это слово к имени существительному, прилагательному, глаголу? (Не обозначает предмет, действие, признак. Глагол, существительные, прилагательные- это самостоятельные части речи.) 3. Можем ли определить, каким членом предложения является это слово? (Нет)
- Если к слову нельзя поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит. Это какая часть речи? (Служебная часть речи.) Вывод: частица НЕ-это служебная часть речи.Слайд 15 Запишите результат исследования в таблице. Оцените свою работу значком. Физкультминутка Мы глаголы изучаем, Каждый день их повторяем. Хлопаем вот так: 1, 2, 3. Топаем вот так: 1, 2, 3. Прыгаем вот так:. 1, 2, 3. А садимся так: 1, 2, 3.
Исследование №2
- Обратимся ко второму пункту нашего плана. Слайд 16
2. Как пишется частица НЕ с глаголами? -Может быть, исходя из своего опыта, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? - Глаголы не любят частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, о чем говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице НЕ и проверьте предположения о том, как пишется частица НЕ с глаголами Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица НЕ – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! - Что вы узнали из стихотворения о правописании частицы НЕ с глаголами? - Какое открытие сделали? Вывод 2: Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. - Вы самостоятельно вывели правило о правописании НЕ с глаголами. - Где можно проверить наши утверждения? Работа с правилом. - Откройте учебник на стр. 101 и прочитайте правило. - Правильный ли вывод мы сделали? - Да. - Запишите вывод в свою таблицу открытий! Устранение затруднения. - Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать правила поведения. Слайд 17 (Да) - Запишите правила в тетрадь правильно. 1. Не разговаривай на уроке. 2. Не рисуй на парте. 3. Не отвлекайся. 4. Не выкрикивай с места. 5. Не слушай подсказки. Подчеркните частицу НЕ. Оцените свою работу значком. Исследование № 3 Слайд 18
-Обратимся к третьему пункту плана. 3. Какой смысл придает частица НЕ глаголу?
-Послушайте маленькую сказку. Жила – была на свете упрямая частица НЕ. Она никак не могла подружиться с глаголами. Что бы ей не предлагали глаголы, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась. - Слезь со стула! - Не хочу! - Упадёшь! - Не упаду! - Отойди! - Не отойду! - Приедешь? - Не приеду! - Придешь? - Нет, не приду! - Услышишь? - Не услышу! - Найдёшь? - Нет, не найду! - Молчишь? - Нет, не молчу! - Конфетку, может, хочешь? - Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.)
Какой смысл придает частица НЕ глаголу? (Отрицательный, все отвергает) - А теперь обратимся к пословицам. Слайд 19
1. Друг в беде бросит. 2.Новых друзей наживай, а старых забывай. 3.Бросай друга в несчастье. 4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.
-Вы согласны с тем, как записаны пословицы?
- Прочитайте их правильно. - Объясните смысл этих пословиц. - Когда вы добавили частицу НЕ, изменился ли смысл глагола? -Для чего же служит частица НЕ? (отрицает, отменяет или запрещает действие) Вывод 3: Частица НЕ служит для отрицания действия. Слайд 20 Запишите результат исследования в таблице. Оцените свою работу значком. -Запишите любые две пословицы по выбору в тетрадь 6. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. (13 мин.) Работа в группе. -Предлагаю вам выполнить творческое задание в группе. Слайд 21 - Выберите любую тему и составьте небольшой текст, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ. Творческая работа 1 – Правила поведения в лесу. 2 – Правила поведения в столовой. 3 - Правила поведения на перемене. 4 – Правила пользования книгой. Проверка. Представитель группы (его выбирают дети) читает текст. - Не забудьте оценить себя в таблице достижений значком. Я вам желаю никогда не забывать эти правила и постоянно соблюдать их. 7. Итог урока. Рефлексия . (5 мин.)
Вернёмся к плану урока. Слайд 22
- На все ли вопросы ответили?
- Какую цель поставили в начале урока?
- Какую тайну русского языка узнали?
(НЕ – служебная часть речи, которая пишется с глаголами раздельно, служит для отрицания действия). Слайд 23 -Поднимите зеленые смайлики те дети, которые со всеми заданиями справились верно, легко и быстро. У вас отметка 5. -Поднимите желтые смайлики те дети, которые немного затруднялись, но почти все задания выполнили верно. У вас отметка 4. -Поднимите желтые смайлики те дети, которые с большинством заданий не справились, было трудно, нужна помощь. У вас отметка 3. -Давайте вернемся к девизу нашего урока.
Дружба творит чудеса. Помогла ли вам на уроке дружба ? Я с вами согласна. Мы с вами вместе, дружно провели исследования и открыли для себя новые знания. Так давайте, давайте дружить, Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Если дружбой всегда дорожить, То любое желанье исполнится. - Подумайте, часто ли вы дарите пожелания своим близким и друзьям? Слайд 24 Давайте сейчас создадим «Дерево пожеланий». Напишите друг другу на листиках пожелания, в которых есть глаголы с частицей НЕ и прикрепите на дерево. Пусть ваши пожелания сбудутся.
- Я вам желаю не забывать новую орфограмму (прикрепляет свой листочек).
Работа в паре У вас в конвертах лежат солнечные лучики с глаголами-пожеланиями для гостей, выберите, написанные без ошибок и подарите их гостям и пусть они у них сбудутся. Не переживайте Не болейте Негрустите Не обижайтесь Нескучайте Не волнуйтесь Не грустите Не скучайте Не ленитесь Не унывайте некричите Не сердитесь НЕ ругайтесь,. 8. Домашнее задание (1 мин.) Слайд 25 -Выберите домашнее задание по цвету смайлика. зеленый- 3 уровень сложности. Найти и записать 4 пословицы по теме урока, используя глаголы с частицей НЕ. желтый- 2 уровень сложности. Упр. № 4 стр. 101 красный- 1 уровень сложности. Написать 5 глаголов с частицей НЕ. Слайд 26
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(275) "Конспект урока русского языка по ФГОС в 5-м классе по теме: "Глагол как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
["seo_title"] => string(172) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi-po-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
["file_id"] => string(6) "199052"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1428507186"
}
}