Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2. На слайде записаны 3 предложения. (2 слайд).
- Задание: назовите повторяющиеся слова, определите их синтаксическую роль и часть речи.
- Какое предложение вызвало затруднение?
- Каким членом предложения является слово тепло, есть ли в предложении подлежащее, может ли оно быть?
- Можно ли определить принадлежность слова тепло к какой-либо части речи без включения его в предложение?
- Как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но отличаются по значению? (омонимы)
Слово учителя:
Части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой свой характер (морфологические признаки), у них есть родственные связи, они ходят на работу в предложения. У наречия, например, есть брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его словокатегории состояния. И сегодня мы с ним познакомимся.
Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, какую работу выполняет в предложении, и вообще, чем похож и не похож на брата.
(слайд 3), заголовок
Запишите тему урока.
3. Усвоение новых знаний
- Какова цель нашего сегодняшнего урока? (слайд 4)
1) определять значения ......
2) отличать ....... от других частей речи
3) употреблять в речи .....
- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния? (Нет)
- Сравним записанные на доске пары предложений. Попытаемся сделать их синтаксический разбор:
1) Лицо темнеет от загара. 2) Летом в Сочи темнеет очень быстро.
1) Весь июль солнце пекло немилосердно. 2) Весь июль пекло немилосердно.
- Что же увидели? В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого-глагола: темнеет, пекло.
- Таким образом, мы с вами видим, что в речи существуют предложения, не имеющие подлежащего.
- Что они передают? Они чаще всего передают состояния окружающей среды, физическое и душевное состояние людей.
- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):
Утро солнечно и радостно. Глаза светились радостно. На душе у ребят было радостно.
- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (Каждое предложение содержит одно общее слово)
-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?
- Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным).
- От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро)
- На какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?)
- Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
- Во втором? – наречие, так как обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.
- В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния.
- Давайте заполним таблицу на слайде (для заполнения каждого столбца таблицы вызываются ученики, наиболее “сильный” заполняет четвёртый столбец). Ученики работают со своей таблицей.(слайд 5,6,7,8)
Вопросы
Краткое прилагательное
Наречие
Слово категории состояния (СКС)
К какому слову относится?
Существительное
Глагол
Не зависит от других слов
На какой вопрос отвечает?
Каков? Какова? Каковы?
Как? Где?
Как? Каково?
Что обозначает?
Признак
Предмета
Признак действия, признак другого признака
Состояние природы, человека, оценку действия
Каким членом предложения является?
Сказуемое
Обстоятельство
Сказуемое в предложении без подлежащего
Как изменяется?
По родам, числам, падежам
Не изменяется
Не изменяется
- Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу. А теперь всё внимание на теоретический материал, который лежит у вас на партах. (Один из учеников читает материал)
Давайте внимательно рассмотрим слова СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО из предложения: “Стыдно, больно, горько было ей”. (И.С. Тургенев)
Они отвечают на вопросы КАК? или КАКОВО? и обозначают состояние человека. Обратите внимание, что рядом со словами СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО есть глагольная связка БЫЛО, она указывает нам, что состояние имело место в прошлом. Они не зависят ни от каких других слов и являются сказуемыми в предложении, где нет подлежащего. Эти слова имеют особенное, не совпадающее ни с какой другой частью речи значение, имеют свои морфологические признаки и свою синтаксическую роль, следовательно, их можно выделить в особую часть речи, которую называют категория состояния (или слова состояния).
Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:
1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, СКУЧНО, ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: “В толпе мне было всегда легко и отрадно”. (Тургенев);
2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например:“Мне душно и жарко”);
3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например:“Было солнечно и ветрено”);
4) оценку действий: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например:“Нужно выучить правила”).
Слова категории состояния, образованные от прилагательных с помощью суффикса -О, имеют сравнительную степень. Например: СЕГОДНЯ БОЛЕЕ ЖАРКО, ЧЕМ ВЧЕРА; СЕГОДНЯ ЖАРЧЕ, ЧЕМ ВЧЕРА.
- Ребята, запишем в нашу грамматическую тетрадь, что обозначают слова категории состояния. (прочитать)
- Итак, подведем итоги.
- Что представляют собой слова категории состояния.
СКС – самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы КАК? КАКОВО? Обозначает? Морфологические признаки категории состояния – не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Синтаксическая роль – сказуемое, в каких предложениях? (слайд 9)
- Молодцы. А теперь прочитаем правило в учебнике на стр. 127.
- Как же мы рассуждаем, находя слова категории состояния в предложении? Читаем рассуждение стр. 128.
- А теперь мы с вами должны научиться отличать категорию состояния от прилагательного и наречия. ( слайд 11)
- Краткая форма прилагательного согласуется в роде, числе, падеже с определяемым существительным и в предложении бывает сказуемым. Наречие определяет глагол-сказуемое, отвечает на вопросы: как, когда и т.д. и в предложении является обстоятельством. Слова категории состояния употребляются в безличных предложениях и являются сказуемым.
4. Закрепление.
Задание 1.
- Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния:
И скучно, и грустно, и некому руку подать... В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём?..
- Посмотрите, как украшают слова категории состояния поэтический текст. Ведь поэзия – это, в первую очередь, выражение чувств, эмоций, переживаний. Здесь никак не обойтись без слов категории состояния.
- Давайте попробуем придумать собственные предложения, используя слова категории состояния (учащиеся придумывают по 2-3 предложения и озвучивают их).
Задание 2.
(Слайд 12) . Запишите к себе в тетрадь предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова и их синтаксическую роль.
Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка... (А.С.Пушкин)
И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь. (А.С.Пушкин)
(Слайд 13). Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются словами категории состояния, краткими прилагательными, наречиями. Распределите в три колонки.
Его лицо было грустно. Он грустно улыбнулся. Мне грустно. На него смешно смотреть. Такое поведение смешно. Он смешно выглядит. Сочинение интересно написано. С ним интересно спорить. Соревнование интересно составом участников.
(Слайд 14). Проверим себя! Выделенные слова – наречия: 2, 6, 7. Слова категории состояния: 3, 4, 8. Краткие прилагательные: 1, 5, 9.
Задание 4. Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой "SOS". Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем?Работаем в карточке, которая у вас на столе.
Проверяем.
________________
Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.
Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.
Задание 5. (Слайд 15). Распределите слова категории состояния на группы: состояние человека, состояние окружающей среды, оценка состояния.
Состояние человека
Состояние окружающей среды
Оценка состояния
скучно
тихо
плохо
душно
ветрено
хорошо
стыдно
сыро
красиво
5. Подведение итога.
Слайд 16. Подведём итоги.
Каково значение слов категории состояния?
Назовите морфологические признаки категории состояния?
В чём категория состояния схожа с наречиями и краткими прилагательными?
Как различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные?
6. Домашнее задание. Текст и к нему задание.(слайд 17)
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле...о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м...шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н...кому (не) м...шает: вот исти...ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)
1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Озаглавьте текст.
4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.