-развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
-развивать речь детей, словарный запас, мышление.
-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент. | Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем их. Начинаем наш урок русского языка. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг другу. | |
2. Мотивация к учебной деятельности. | Послушайте строки: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметов. О какой части речи это стихотворение? Какая часть речи называется именем существительным? Что же мы уже знаем об этой части речи? Какие же ещё тайные уголки откроет перед нами имя существительное? Мы узнаем с вами сегодня. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными. | В данном стихотворении говорится об имени существительном. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Изменяется по числам. |
3. Работа на карточках | Ребята, у вас на партах есть карточки, возьмите карточку № 1, на которой записаны слова, подчеркните имена существительные. Сорока, собираться, стакан, с, снегирь, сахар, светлый, светить, собака. На какие две группы можно разделить эти слова? 1) одушевленные – неодушевленные Назовите одушевлённые имена существительные неодушевлённые имена существительные. Проверить. Возьмите карточку № 2, прочитайте, что за слова написаны, к какой части речи они относятся? Река Волхов, Олег, Красная площадь, город, Москва. На какие две группы мы можем их разделить? 2) собственные – нарицательные Возьмите карточку № 3, прочитайте, что за слова написаны, к какой части речи они относятся? Мальчик, пироги, кукла, мячи, книга, ученики. На какие две группы мы можем их разделить? 3) единственное – множественное число | (КТО? сорока, снегирь, собака) (ЧТО? стакан, сахар). |
Постановка учебной задачи. Открытие темы | Ребята, на доске записаны слова. Разделите эти существительные на три группы. Вы сможете сделать задание? Почему? В чём затруднение? Какой возникает вопрос? Где мы можем об этом узнать? Ребята, я вам дам маленькую подсказку. (на доске появляется ребус) шаР + зОнт + Душ = РОД Вот тема нашего урока. Сегодня на уроке мы вспомним с таким понятием как род имен существительных и будем его определять у имен существительных. Но сначала сделаем речевую разминку. | Не хватает знаний По какому признаку можно разделить слова В учебнике, спросить учителя. На доске: Род имён существительных. |
Речевая разминка | Женский род запомню я И скажу: « Она-моя». И запомню род мужской И опять скажу: « Он-мой». Средний род: « Оно-моё». Это правило – моё! | Какие слова помогут нам определить род? |
Знакомство с правилом | Мы с вами сделали речевую разминку, скажите, на что это похоже? Верно. Давайте проверим, для этого откроем учебник на стр.25 и прочитаем правило, которое нам дано в учебнике. О чем говорит правило? (имя сущ. бывает….) Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы? Кто-то сможет наизусть рассказать правило. | На правило Открываем, читаем, знакомимся с правилом. Да |
Физминутка | А теперь давайте немного отдохнем. Я сейчас буду читать слова, а вы должны выполнять задания. Если это слово относится к мужскому роду - руки вперёд, к женскому роду – присели, к среднему - потопали. Стол, книга, карандаш, окно, ручка, пенал, тетрадь, облако, дверь, телефон, дерево. | Выполняют физминутку |
Первичное закрепление. Работа по учебнику. | Сейчас мы проверим как же вы поняли и получится ли у вас распределить сущ по родам. Учебники у всех открыты, упр. 39 Даны слова: волна, гнездо, тётя, земля, дядя, море, стол, пальто, дедушка, девочка, солнце, метель, мальчик, платье, диван. Работаем письменно в тетрадях. Сверьте с образцом свою работу. (работа в парах поменялись тетрадями) Давайте подведем итоги. У кого нет ошибок? В каком слове допустили ошибку? Почему. | Все работают в тетради, три ученика у доски распределяют слова: Распределить слова К словам отработать число Составить предложения 1) найди часть речи, определить род, число |
Подведение итогов. | Наше путешествие заканчивается. Мы узнали новый грамматический признак имен существительных, научились определять их род. Давайте подведем итоги. Я сейчас буду произносить утверждение, а вы внимательно слушайте. Если вы согласны со мной – хлопайте в ладоши, а если не согласны – топайте ногами. Имя существительное – часть речи, Имя существительное отвечает на вопросы какая? Какое? Имя существительное отвечает на вопросы «кто?», «что?» Имя существительное обозначает действие предметов. Имена существительные изменяются по числам. Имена существительные бывают только мужского и женского рода. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Молодцы, у вас всё получилось! Выставление оценок: | |
Домашнее задание. | Выучить правило об определении рода имен существительных, знать родовые окончания имен сущ. стр. 25 (П), стр. 26 упр. 41. (списать, определить род сущ., ) | |