Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему "Прямая речь"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Брюзлинская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок по русскому языку
Тема: « Прямая речь»
Подготовила :
Гумарова Раушания Камильевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «БрюзлинскаяООШ»
Брюзли, 2019
Русский язык. 5 класс.
Тема: « Прямая речь».
Цель деятельности учителя: Дать понятие прямой речи. Научить различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью. Отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при прямой речи; развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета, мотивацию к познавательной и творческой деятельности
Тип урока Комбинированный урок.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научиться различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью; читать предложения с прямой речью с правильной интонацией; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; объяснять языковые явления.
Метапредметные УУД:
-коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
-регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
-познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с прямой речью.
Личностные УУД: формирование творческого конструирования по алгоритму.
Используемые технологии
-здоровьесбережения;
-традиционного обучения (для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов);
-проблемного обучения (с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей);
-критического мышления
Методы и формы обучения
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, в парах, фронтальная
Наглядно-демонстрационный материал Маршрутный лист, презентация
Основные понятия Прямая речь, слова автора, двоеточие, тире, кавычки
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.
Я рада, что вы все готовы работать и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. С вами буду работать я, меня зовут ГумароваРаушанияКамильевна.
Запишите число, классная работа.
2.Актуализациязнаний
повторение темы «Сложное предложение».(2 слайд).
Веришь – не веришь
Верите ли вы, что сложное предложение состоит из двух частей?
Верите ли вы, что сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные?
Верите ли вы, что предложение Поредел над сопками туман – сложное?
Верите ли вы, что в предложении Замолкнут и заснут дневные птицы нужна запятая?
Верите ли вы, что в предложении Ученые считают что зима наступает 22 декабря есть ошибка?
1
+
2
+
3
-
4
-
5
+
Озвучивание результатов: Кто набрал 5 баллов? 4? 3? Меньше 3 баллов?
Работают в маршрутном листе.
Взаимопроверка.
3. Определение темы, целей и задач урока.
Работа с текстом, подводящий диалог.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить
Отпусти меня. Волк сказал Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы.( 3 слайд).
О чем текст, какова главная мысль?
Прочитайте текст по ролям (в парах).
Легко ли было читать? Почему?
Как можно помочь себе?
Прочитайте предложение, где говорит белка.
Запишите его в тетрадь.
Что необычного в этом предложении? (2 части)
Кто произносит первую часть? Как ее можно назвать?
Что они показывают? Как можно назвать вторую часть?
Вывод: Какова же тема нашего урока? Что мы должны узнать?
2. Формулирование темы, цели урока.
Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь.»(Слайд 4)
-Какова же цель нашего урока? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью) .Определите цели нашего урока, а для этого заполните первый столбик « Что узнаю на уроке?» и затем второй столбик после завершения.( Слайд 5).
3 Составление алгоритма изучения темы: (Слайд 6)
1. Что такое прямая речь?
2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
3. Какие глаголы «говорения» употребляются в предложениях с прямой речью?
4. Как пишется прямая речь?
5. Где в предложении может стоять прямая речь?
6. Какие знаки препинания используются для выделения прямой речи?
4. Усвоение новых знаний
Дает установку на самостоятельную работу с учебником (стр. теор.материал):
Прочитать, составить лингвистический рассказ о прямой речи, используя алгоритм, рассказать товарищу. Прослушать, откорректировать при необходимости. Поменяться ролями.
5. Первичное закрепление
1. Дать связный ответ о прямой речи.
2. Расставить знаки препинания в записанном предложении.( про белку) (Слайд 7)
Белка стала просить Отпусти меня.
Составим схемы:
«П», - а.
«П»! – а.
«П?» - а.
А: «П».
А: «П!»
А: «П?»
Физкульминутка
для пальцев:
Сколько частей речи существует?(10)
Сколько членов предложения? (5)
Сколько стилей речи вы знаете? (5)
Сколько типов речи? (3)
Сколько писем вы писали в своей жизни?
А теперь немного закрепим нашу работу и поиграем.
3. Игра «Найди лишнее»
Какое предложение лишнее? Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. (Слайд 8)
1. Я попросил папу чтобы он проводил меня.
2. Я попросил папу Проводи меня.
3. Проводи меня попросил я папу.
6. Самостоятельная работа( слайд 9).
Задание : Расставьте знаки препинания, составьте схему.
Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь
А: «П?»
Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка
А: «П!»
Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.
«П?» - а.
Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.
«П», - а.
Лисичка сказала Я тебя съем
«П!» - а.
Итоги урока.
Давайте сделаем вывод , о чем мы говорили сегодня? Выполним работу. Включение в систему знаний и повторение КОРЗИНА ЗНАНИЙ( Слайд 10).
1. Восстановите текст
Прямая речь –это ________ , передаваемые без изменения.
Предложение с прямой речью состоит из ____частей: ________ и ___________.
Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.
- Что сегодня узнали нового?
- Какие задания запомнились? Понравились?
Заполните 2 столбик .
8. Рефлексия учебной деятельности( Слайд 11).
Оцените результат своей работы на уроке:
Выбираете красный смайликЯ доволен собой, так как я все понял, могу объяснить товарищу
Выбираете зеленый смайлик- Я понял для себя, объяснить затрудняюсь
Желтый смайлик - Было трудно, надо поработать
Выставление отметок
9. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению ( слайд 12 ).
ДЗ: Параграф Упр. , творческое задание по сказкам Пушкина найдите 5 предложений с прямой речью.