kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. "Знаки препинания в предложениях с прямой речью" - это урок-путешествие, в котором сказочные герои предоставляют ребятам различные задания для восприятия и понимания новой темы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"»

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе.

«Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Цели урока:

Образовательная:

изучение и закрепление представления о прямой речи и словах автора, об условиях выбора знаков препинания в предложениях с прямой речью;

формированию умений правильно пунктуационно оформлять предложения с прямой речью;

Развивающая:

развитие навыков конструирования предложений с прямой речью, навыков аналитического мышления, коммуникативных навыков; создать условия для развития интереса к чтению;

Воспитательная: воспитание любови к предмету, к любимому краю.

Вид урока: урок-путешествие.

Межпредметные связи: русская литература, всемирная история.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.




Ход урока

  1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона. (Звучит фоновая музыка).

«Здравствуйте,»-ты скажешь человеку.

«здравствуй,»-улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет целый век.

-Здравствуйте, ребята и гости нашего сегодняшнего урока! Давайте начнем наш день с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно- я Вам помогу.

-Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Запись числа и темы урока.

- Ребята, любите ли вы читать сказки? А какие сказки вам больше всего нравятся? Кто является вашим любимым сказочным героем?

(ответы учащихся)

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

«Ворота затруднений».

- Вместе с героями из любимых сказок вы отправитесь в увлекательное и познавательное путешествие по городу Знаний, в котором узнаете много нового о предложениях. Путь будет нелёгким: на каждом шагу вас подстерегают ловушки и неожиданности, с которыми предстоит справиться. У нас есть карта путешествия с обозначением всех остановок, и у каждого из вас копия этой карты лежит на столе. Готовы?

(ответы учащихся)

III. Проверка домашнего задания.

Перед тем, как мы отправимся в путешествие, давайте проверим домашнее задание.

(5-7 предложений из худ. литературы с прямой речью)

-Сейчас я попрошу Вас послушать интересную сказку о знаках препинания.

(Читает Лебедева.)

Сказка о знаках препинания

Жила-была Точка. Каждый день она ходила на работу в издательство небольшой газеты. Она была пунктуальна, всё делала вовремя . За хорошую работу её направили на стажировку в издательство модного журнала.

Там она познакомилась с редактором этого журнала Восклицательным Знаком. Они полюбили друг друга и поженились. Вскоре у них появились дети. Любознайка - Вопросительный знак , дочка Запятая- любительница ставить подножки, двойняшки Кавычки постоянно цитировали своих родителей. Время шло. Дети подросли и стали помогать родителям в развитии бизнеса.

У Точки и Восклицательного Знака появились внуки: Тире, Многоточие, Точка с запятой, Двоеточие, сестрёнки Скобки Жили они все долго и счастливо, и живут до сих пор в журналах, газетах и книгах.

-Ребята, понравилась ли Вам сказка?

IV. Операционно-познавательный этап.

- Попасть в наш сказочный город можно только через заколдованные ворота Затруднений. Злой-презлой тролль хочет нам помешать. Но я думаю, что осколки от его зеркала не попали к вам в глаза и сердца, вместе мы справимся с этой задачей. На доске вы видите предложения


Р(и, е) ка н(и, е) сёт меня к Каю.

Р(и, е) ка н(и, е) сёт меня к Каю ск(о, а)зала Герда.


- Решите орфографические задачи, расставьте недостающие знаки препинания.

(работа учащихся у доски)

- Ребята, при записи какого предложения у вас возникли затруднения?

(сложно было расставить знаки препинания)

- В каком предложении содержится дословная передача мысли Герды? Кто её произносит? Как вы это узнали, какое слово вам помогло?

(помогло слово сказала – это указание на точное воспроизведение слов говорящего и комментарий, кто и как произносит эти слова)

- Найдите в учебнике информацию о том, как называется речь того, кто её произносит.

(учебник, страницы 104-105)

- Ребята, как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? Какова цель нашего урока?

(ответы учащихся)

- Вы движетесь в нужном направлении.

• Должны узнать, что такое прямая речь и слова автора;

• научиться расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

• научиться создавать предложения с прямой речью.

- Всё верно!

- Да, ребята, ведь очень важно не только грамотно создать предложение с прямой речью, но и правильно расставить в нём знаки препинания. Прямая речь по отношению к словам автора может находиться в разных местах. В зависимости от места расположения слов автора и прямой речи зависит выбор нужных знаков препинания.

- Обратимся ещё раз к нашему предложению и с помощью схемы попробуем правильно расставить знаки препинания и создать его схему

(самостоятельная работа учащихся, один подходит к доске и записывает схему).

- Ребята, обратите внимание, что вопросительный и восклицательный знаки ставятся в кавычках, а точка – после них.

1. «Квартал Поиска».

- Итак, ворота Затруднений открыты, тролль не смог вас победить. Вы оказались в квартале Поиска, где затерялись предложения с прямой речью. Найдите и запишите их (озвучивание, презентация, 3 человека у доски) Упр.213

2. «Улица Умений».

- Квартал Поиска позади. Теперь прогуляемся по улице Умений. Ребята, вот Незнайке поручили ответственное задание, а он его не может выполнить. Поможем? Нужно составить схему каждого предложения (работа в парах).

“Я в школу пойду”,- сказал Филиппок матери. “П”, - а.

И чайник шепнул утюгу: “Я больше идти не могу”. А: “П”.

И спросили блюдца: “Не лучше ль вернуться?” А: “П?”

(представитель от пары записывает схемы на доске)

3. «Река Точек и кавычек».

Телевизор

- Чтобы продолжить наше путешествие, необходимо преодолеть вплавь реку Точек и Кавычек. Ребята, но бог Посейдон разгневался на вас: он перепутал все схемы, послав на них сильнейший вихрь.

-Расскажите, пожалуйста, кто такой Посейдон?

- Осталось несколько правильных схем. Давайте найдём их.




4. «Остановка у циклопа».

- Вы успешно подружились с Посейдоном, но теперь вам мешает двигаться дальше циклоп Полифем: своими могучими руками он разбросал слова предложений с прямой речью в хаотичном порядке. Составьте предложение, которое бы соответствовало схеме «П», - а. Не забывайте расставлять знаки препинания.

- в лес Мы « рубить сказала , дрова . пойдём мачеха »

«Мы пойдём в лес дрова рубить», - сказала мачеха.

(предложение записывается в тетради)

- Ребята, какой глагол помог вам узнать слова автора в данном предложении? (сказала)

- А знаете ли вы, что в русском языке более 300 подобных глаголов-помощников? Посмотрите на экран. Эти глаголы помогут вам повеселиться на подвижном маскараде у Белоснежки, на который мы с вами и отправимся.

5. Физкультминутка «Маскарад прямой речи у Белоснежки».

- Своими знаниями вы усмирили вихрь, восстановили дружбу с Посейдоном, исправили ошибки Полифема. А теперь мы с вами отправимся на подвижный маскарад предложений с прямой речью к Белоснежке. Если вы будете слышать предложение, в котором слова автора предшествуют прямой речи, - встаёте и хлопаете в ладоши. Если прямая речь предшествует словам автора, - встаёте и топаете ногами. Но будьте внимательны: если вы услышите простое предложение без прямой речи, - встаёте и поднимаете руки вверх. Готовы?

 Кто под солнцем и луной затмевает всех красой?

 А зеркальце промолвила с усмешкой: «Прекраснее всех Белоснежка».

 «Какая красавица!» - воскликнули гномы.

 Гномы предостерегли её: «Берегись своей мачехи».

 У гномов в лесу вы ищите ответ – милей Белоснежки на свете нет.

 Обрадованный королевич ответил: «Ты мне дороже всех на свете, будь моей женой».

 На пир была приглашена и злая мачеха Белоснежки.

- Молодцы, ребята, займите свои места за партами.

6. «Дом Переделкино».

- После подвижного и активного маскарада вы очутились в доме Переделкино в гостях у Кота в сапогах, который тоже подготовил вам задание: переделайте предложения так, чтобы прямая речь стояла перед словами автора.

• Кот в сапогах спросил: «Можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?»

• Людоед ответил: «Конечно, могу».

• Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!»

- Ребята, как называется выделенное слово? (обращение)

7. « Площадь Умников».

- Побывав в доме у Кота в сапогах, мы с вами оказались на площади Умников. Здесь всё точно и конкретно. Мы разделится на две группы: часть ребят будет самостоятельно двигаться по площади, выполняя тестовые задания, а часть отправится в гости к Красной Шапочке. Согласны?

- Беда случилась у Красной Шапочки: Серый Волк перепутал соотношение предложений и их схемах. Помогите Красной Шапочке исправить эту ошибку, соотнесите схемы с предложениями.



ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

V. Рефлексия учебной деятельности.

«Гора Олимп».

- Ребята, а где вы ранее встречали название горы Олимп?

(при изучении на уроках русской литературы мифов Древней Греции)

- Подняться на эту гору непросто. Вершины достигнет лишь тот, кто хорошо усвоил тему сегодняшнего урока. Выясним, насколько высоко вы взобрались на неё? Что мы узнали, чему научились?(ответы учащихся)

- А поможет нам древнегреческий герой Геракл, который приготовил для вас последнее испытание – оцените свою работу на уроке и дополните предложения на ладошках, которые лежат у вас на парте:

Сегодня на уроке:

я научился ….

было интересно …

для меня было открытием то, …

было трудно ….

(ответы учащихся)

VI. Контрольно-оценочный этап.

VII. Домашнее задание.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Бруйло Радмила Михайловна

Дата: 27.11.2020

Номер свидетельства: 564655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока по теме "Знаки препинания в прямой речи""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokapotiemieznakipriepinaniiavpriamoiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "265573"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449995917"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока на  по русскому языку на тему:"Приставка""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pristavka"
    ["file_id"] => string(6) "305782"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457980303"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему: "Закрепление. Решение задач""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zakrieplieniie-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "305786"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457980778"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Анализ литературного произведения "
    ["seo_title"] => string(38) "analiz-litieraturnogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "121281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413913080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства