Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. "Знаки препинания в предложениях с прямой речью" - это урок-путешествие, в котором сказочные герои предоставляют ребятам различные задания для восприятия и понимания новой темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"»
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе.
«Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
Цели урока:
Образовательная:
изучение и закрепление представления о прямой речи и словах автора, об условиях выбора знаков препинания в предложениях с прямой речью;
формированию умений правильно пунктуационно оформлять предложения с прямой речью;
Развивающая:
развитие навыков конструирования предложений с прямой речью, навыков аналитического мышления, коммуникативных навыков; создать условия для развития интереса к чтению;
Воспитательная: воспитание любови к предмету, к любимому краю.
Вид урока: урок-путешествие.
Межпредметные связи: русская литература, всемирная история.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Ход урока
Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона. (Звучит фоновая музыка).
«Здравствуйте,»-ты скажешь человеку.
«здравствуй,»-улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет целый век.
-Здравствуйте, ребята и гости нашего сегодняшнего урока! Давайте начнем наш день с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно- я Вам помогу.
-Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Запись числа и темы урока.
- Ребята, любите ли вы читать сказки? А какие сказки вам больше всего нравятся? Кто является вашим любимым сказочным героем?
(ответы учащихся)
II. Ориентировочно-мотивационный этап.
«Ворота затруднений».
- Вместе с героями из любимых сказок вы отправитесь в увлекательное и познавательное путешествие по городу Знаний, в котором узнаете много нового о предложениях. Путь будет нелёгким: на каждом шагу вас подстерегают ловушки и неожиданности, с которыми предстоит справиться. У нас есть карта путешествия с обозначением всех остановок, и у каждого из вас копия этой карты лежит на столе. Готовы?
(ответы учащихся)
III. Проверка домашнего задания.
Перед тем, как мы отправимся в путешествие, давайте проверим домашнее задание.
(5-7 предложений из худ. литературы с прямой речью)
-Сейчас я попрошу Вас послушать интересную сказку о знаках препинания.
(Читает Лебедева.)
Сказка о знаках препинания
Жила-была Точка. Каждый день она ходила на работу в издательство небольшой газеты. Она была пунктуальна, всё делала вовремя . За хорошую работу её направили на стажировку в издательство модного журнала.
Там она познакомилась с редактором этого журнала Восклицательным Знаком. Они полюбили друг друга и поженились. Вскоре у них появились дети. Любознайка - Вопросительный знак , дочка Запятая- любительница ставить подножки, двойняшки Кавычки постоянно цитировали своих родителей. Время шло. Дети подросли и стали помогать родителям в развитии бизнеса.
У Точки и Восклицательного Знака появились внуки: Тире, Многоточие, Точка с запятой, Двоеточие, сестрёнки Скобки Жили они все долго и счастливо, и живут до сих пор в журналах, газетах и книгах.
-Ребята, понравилась ли Вам сказка?
IV. Операционно-познавательный этап.
- Попасть в наш сказочный город можно только через заколдованные ворота Затруднений. Злой-презлой тролль хочет нам помешать. Но я думаю, что осколки от его зеркала не попали к вам в глаза и сердца, вместе мы справимся с этой задачей. На доске вы видите предложения
Р(и, е) ка н(и, е) сёт меня к Каю.
Р(и, е) ка н(и, е) сёт меня к Каю ск(о, а)зала Герда.
- Решите орфографические задачи, расставьте недостающие знаки препинания.
(работа учащихся у доски)
- Ребята, при записи какого предложения у вас возникли затруднения?
(сложно было расставить знаки препинания)
- В каком предложении содержится дословная передача мысли Герды? Кто её произносит? Как вы это узнали, какое слово вам помогло?
(помогло слово сказала – это указание на точное воспроизведение слов говорящего и комментарий, кто и как произносит эти слова)
- Найдите в учебнике информацию о том, как называется речь того, кто её произносит.
(учебник, страницы 104-105)
- Ребята, как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? Какова цель нашего урока?
(ответы учащихся)
- Вы движетесь в нужном направлении.
• Должны узнать, что такое прямая речь и слова автора;
• научиться расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;
• научиться создавать предложения с прямой речью.
- Всё верно!
- Да, ребята, ведь очень важно не только грамотно создать предложение с прямой речью, но и правильно расставить в нём знаки препинания. Прямая речь по отношению к словам автора может находиться в разных местах. В зависимости от места расположения слов автора и прямой речи зависит выбор нужных знаков препинания.
- Обратимся ещё раз к нашему предложению и с помощью схемы попробуем правильно расставить знаки препинания и создать его схему
(самостоятельная работа учащихся, один подходит к доске и записывает схему).
- Ребята, обратите внимание, что вопросительный и восклицательный знаки ставятся в кавычках, а точка – после них.
1. «Квартал Поиска».
- Итак, ворота Затруднений открыты, тролль не смог вас победить. Вы оказались в квартале Поиска, где затерялись предложения с прямой речью. Найдите и запишите их (озвучивание, презентация, 3 человека у доски) Упр.213
2. «Улица Умений».
- Квартал Поиска позади. Теперь прогуляемся по улице Умений. Ребята, вот Незнайке поручили ответственное задание, а он его не может выполнить. Поможем? Нужно составить схему каждого предложения (работа в парах).
“Я в школу пойду”,- сказал Филиппок матери. “П”, - а.
И чайник шепнул утюгу: “Я больше идти не могу”. А: “П”.
И спросили блюдца: “Не лучше ль вернуться?” А: “П?”
(представитель от пары записывает схемы на доске)
3. «Река Точек и кавычек».
Телевизор
- Чтобы продолжить наше путешествие, необходимо преодолеть вплавь реку Точек и Кавычек. Ребята, но бог Посейдон разгневался на вас: он перепутал все схемы, послав на них сильнейший вихрь.
-Расскажите, пожалуйста, кто такой Посейдон?
- Осталось несколько правильных схем. Давайте найдём их.
4. «Остановка у циклопа».
- Вы успешно подружились с Посейдоном, но теперь вам мешает двигаться дальше циклоп Полифем: своими могучими руками он разбросал слова предложений с прямой речью в хаотичном порядке. Составьте предложение, которое бы соответствовало схеме «П», - а. Не забывайте расставлять знаки препинания.
- в лес Мы « рубить сказала , дрова . пойдём мачеха »
«Мы пойдём в лес дрова рубить», - сказала мачеха.
(предложение записывается в тетради)
- Ребята, какой глагол помог вам узнать слова автора в данном предложении? (сказала)
- А знаете ли вы, что в русском языке более 300 подобных глаголов-помощников? Посмотрите на экран. Эти глаголы помогут вам повеселиться на подвижном маскараде у Белоснежки, на который мы с вами и отправимся.
5. Физкультминутка «Маскарад прямой речи у Белоснежки».
- Своими знаниями вы усмирили вихрь, восстановили дружбу с Посейдоном, исправили ошибки Полифема. А теперь мы с вами отправимся на подвижный маскарад предложений с прямой речью к Белоснежке. Если вы будете слышать предложение, в котором слова автора предшествуют прямой речи, - встаёте и хлопаете в ладоши. Если прямая речь предшествует словам автора, - встаёте и топаете ногами. Но будьте внимательны: если вы услышите простое предложение без прямой речи, - встаёте и поднимаете руки вверх. Готовы?
Кто под солнцем и луной затмевает всех красой?
А зеркальце промолвила с усмешкой: «Прекраснее всех Белоснежка».
«Какая красавица!» - воскликнули гномы.
Гномы предостерегли её: «Берегись своей мачехи».
У гномов в лесу вы ищите ответ – милей Белоснежки на свете нет.
Обрадованный королевич ответил: «Ты мне дороже всех на свете, будь моей женой».
На пир была приглашена и злая мачеха Белоснежки.
- Молодцы, ребята, займите свои места за партами.
6. «Дом Переделкино».
- После подвижного и активного маскарада вы очутились в доме Переделкино в гостях у Кота в сапогах, который тоже подготовил вам задание: переделайте предложения так, чтобы прямая речь стояла перед словами автора.
• Кот в сапогах спросил: «Можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?»
• Людоед ответил: «Конечно, могу».
• Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!»
- Ребята, как называется выделенное слово? (обращение)
7. « Площадь Умников».
- Побывав в доме у Кота в сапогах, мы с вами оказались на площади Умников. Здесь всё точно и конкретно. Мы разделится на две группы: часть ребят будет самостоятельно двигаться по площади, выполняя тестовые задания, а часть отправится в гости к Красной Шапочке. Согласны?
- Беда случилась у Красной Шапочки: Серый Волк перепутал соотношение предложений и их схемах. Помогите Красной Шапочке исправить эту ошибку, соотнесите схемы с предложениями.
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
V. Рефлексия учебной деятельности.
«Гора Олимп».
- Ребята, а где вы ранее встречали название горы Олимп?
(при изучении на уроках русской литературы мифов Древней Греции)
- Подняться на эту гору непросто. Вершины достигнет лишь тот, кто хорошо усвоил тему сегодняшнего урока. Выясним, насколько высоко вы взобрались на неё? Что мы узнали, чему научились?(ответы учащихся)
- А поможет нам древнегреческий герой Геракл, который приготовил для вас последнее испытание – оцените свою работу на уроке и дополните предложения на ладошках, которые лежат у вас на парте: