kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация Действительные и страдательные причастия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок приурочен к празднованию дня города.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект и презентация Действительные и страдательные причастия»



Конспект урока

по русскому языку

в 7 классе

на тему : «Действительные и страдательные причастия»








Подготовила и провела :

Учитель русского языка и

литературы шк.№19 г.Бухары

Карелина О.П.



Дата проведения: 18.09.2018

Тема урока: Действительные и страдательные причастия.

Цели и задачи урока: Образовательные: дать понятие о действительных и страдательных причастиях, научить опознавать разные причастия, используя образец рассуждения, научиться по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия.

Развивающие : развивать умение строить предложения с использованием причастных оборотов, развивать пунктуационную грамотность, развивать умение осуществлять анализ, выделять существенные признаки объекта.

Воспитательные: воспитывать патриотизм и гражданственность, формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к проблемно-поисковой деятельности.

Компетенции: К1, К2, К3, К4, К5, П1, П2

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог); индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник §14, карточки для индивидуальной работы, тесты, презентация.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Девиз урока:

«Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся!» СЛАЙД №2.


Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Включаются в учебную деятельность.

– Вы начать урок готовы?

– Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Коллективно читают девиз урока

– А поможет в этом нам хорошее настроение!

Учащиеся получают эмоциональный настрой

2.

Актуализация знаний (мотивация к деятельности)

20 октября жители Бухары будут отмечать какой праздник? Верно!(СЛАЙД № 3) В этот день мы будем отмечать день нашего любимого города! На прошлых уроках мы с вами изучали следующие темы:

- «Причастие как часть речи»;

- «Склонение причастий и правопи­сание гласных в падежных оконча­ниях причастий»;

- «Причастный оборот».

Сейчас мы проверим , как вы усвоили материал прошлых уроков. А основой для проверки послужит материал , собранный с улиц нашего города, готовящегося к этой знаменательной дате.

(СЛАЙДЫ №4-7)


Включились в учебную деятельность.



(СЛАЙДЫ №5,6,7)

I задание: Перестроить данные предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова:

1.Поднимающееся на горизонте солнце ярко озаряет улицы благословенной Бухары.


2. Украшенный флагами город готов к празднованию своего дня рождения.


3.Гостеприимно распахнутые гостям ворота Арка приглашают окунуться в древнюю историю Бухары.


Учитель читает текст репортажа, демонстрируя СЛАЙДЫ №9-14, затем проецируется СЛАЙД №15 с текстом.


II задание: Прочитать отрывок, определить стиль Выбрать и записать словосочетания причастие + определяемое слово, указать падеж, число и род причастия.

Мы ведем свой репортаж с улиц Бухары, готовящейся к празднованию дня города. Перед нами раскинулась площадь с возводимой сценой для предстоящего концерта. Волнующиеся артисты готовы к выступлению. Мастера нашего любимого города представляют свои работы на стоящих вдоль улиц старого города витринах. Слышится музыка и смех. Повсюду мы встречаем улыбающихся людей, пришедших отметить этот замечательный день вместе с любимым городом.


(СЛАЙД №17)

III задание. Распределите данные словосочетания в две группы:

1. В Причастие с определяемым словом

2. В Причастный оборот без определяемого слова

Засеянное поле, согретый город, засеянное хлопком, освещаемый прожектором, танцующие люди, освещаемый стадион; нарисованные картины, увлекающийся музыкой, танцующие на площади, увлекающийся человек; согретый теплом, нарисованные художником.


Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки


Итак, подведем итог.

- Что же такое причастие? Какие причастия бывают? И чем выражены причастия в предложениях?

Групповое выполнение задания.

(СЛАЙД №8)Проверим:

1.Солнце, поднимающееся на горизонте, ярко озаряет улицы благословенной Бухары.


2.Город, украшенный флагами, готов к празднованию своего дня рождения.

3.Ворота Арка, гостеприимно распахнутые гостям, приглашают окунуться в древнюю историю Бухары.








Проверка по (СЛАЙДУ №16)

Публицистический стиль.


Готовящейся Бухары

(Р.п.,ед.ч.,ж.р.,.), возводимой сценой (Т.п.,ед.ч., ж.р..),для предстоящего концерта (Р.п.,ед.ч., м.р.), волнующиеся артисты (И.п.,мн.ч.), на стоящих витринах

(П.п.,мн.ч.),улыбающихся людей (В.п.,мн.ч.), пришедших людей

( В.п.,мн.ч.)









Работа в парах.


Проверка по (СЛАЙДУ №18)

1 Вариант: засеянное поле, согретый город, танцующие люди, освещаемый стадион, нарисованные картины, увлекающийся человек,

2 Вариант: засеянное хлопком, освещаемый прожектором, увлекающийся музыкой, танцующие на площади, согретый теплом, нарисованные художником.




Обмениваются тетрадями для взаимопроверки.


Подводят итог:

















- Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий? Приведите примеры.






- Что называется причастным оборотом, и каков алгоритм обособления причастного оборота?

Причастие– самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменятся по числам, падежам и только в единственном числе по родам.

- В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми.

- Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных.

Например: приближающимся ураганом (м.р., Т.п.), в бушующем море (ср.р., П.п.)

- Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением.

- Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.

3.

Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации (включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия)

- Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия.

- Откроем учебник на странице 28 и рассмотрим рисунок(СЛАЙД №19) прочитаем существительные вместе с причастными оборотами:

1.Художник, рисующий картину.

2. Картина, нарисованная художником.

- Какое причастие обозначают признак того, кто действует сам?

- А какое причастие обозначает признак того, что сделано кем-то другим и это действие испытывает на себе предмет со стороны кого-то?

- Какое причастие вы назвали бы действительным? А какое - страдательным?

- Назовите суффикс

- Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.

(СЛАЙД № 20)

Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам совершает действие, называются действительными, а причастия, обозначающие признак того предмета, который находится под действием другого предмета, называются страдательными.

Следовательно, тема нашего урока звучит следующим образом «Действительные и страдательные причастия».

(СЛАЙД №21)

- Итак, в тетради запишем два предложения и прокомментируем:

1. Девочка, рисующая картину

Девочка , нарисовавшая картину.

Причастия «рисующая и нарисовавшая» - это действительные причастия, так как обозначают признак предмета, который сам производит действие, самостоятельно.

2Картина, рисуемая девочкой.

Картина , нарисованная девочкой.

Причастия «рисуемая и нарисованная» - это страдательные причастия, так как обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета (лица).

- Придумайте свои предложения, одно с действительным причастием, а второе со страдательным причастием.

(СЛАЙД №22)

Подсказка: В суффиксах действительных причастий есть шипящие, а в суффиксах страдательных причастий их нет. Это будет вам небольшой подсказкой.




Открывают учебник на странице 44, читают существительные с причастными оборотами.



Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

(В первом предложении находятся причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, а во втором – причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета (лица)).







Записывают тему урока в тетради, определения «действительные причастия», «страдательные причастия».

Высказывают свои версии.

















Придумывают примеры с действительным и страдательным причастием. Доказывают свою точку зрения.


4.

Закрепление

изученного

Упр.61

А сейчас выполним упражнение № 61 (страница 28).


После выполнения задания проверяем, что у нас получилось.

Правильное выполнение задания представлено на ( СЛАЙДЕ №23)

Действительные:

Ветер, сорвавший листья .

Бригада, строящая здание

Ученик, написавший сочинение.

Подруга, прочитавшая книгу.

Мама, выстиравшая бельё.

Ребята, починившие забор.

Страдательные:

Сорванные ветром листья.

Здание ,строимое бригадой.

Сочинение, написанное учеником.

Прочитанная подругой книга.

Выстиранное мамой белье.

Забор, починенный ребятами.








Выполняют упражнение в тетради, а двое учащихся у доски. Один записывает предложения с действительными причастиями, другой со страдательными. Проверяют выполненное задание



(СЛАЙДЫ №24,25)

Упр.63 Панджара.

В практике народных мастеров и современных2 зодчих Узбекистана3 большую роль играют архитектурные детали

(выполнить) в стиле узбекского народного творчества. Часто

используются узбекские2

художественные решётки (называть) панджарой. Вспомните хотя бы куранты в городе Ташкенте. Панджара (войти) в оформление зданий в узбекских городах радует глаз.

Очень часто мотивы панджары (использовать) при оформлении стендов фигурных рам шкатулок мы встречаем и

сегодня. Панджара получает новую жизнь.









Тестирование.

Тест

Действительные и страдательные причастия.

1.Укажите ряд, где все причастия действительные:

а) услышавший, вырастивший, изученный, понимающий;

б) проверенный, проверяемый, продуманный, придумавший;

в) думающий, занимавшийся, испугавший, приезжающий;

г) закрытый, литый, гонимый, коловший.

2.Из списка причастий выберете то, которое образовано от глагола «вырасти»:

а) выращенный;

б) выросший;

в) вырастивший;

г) вырастающий.

3.Найдите глагол, образующий все возможные причастия:

а) бросить;

б) победить:

в) окутать;

г) видеть.

4..Найдите предложение с речевой ошибкой и исправьте её:

а) Мужчина шёл по замёрзнувшей реке.

б) Охотник брёл по лиственному лесу, расположенному недалеко от его дома.

в) Картина, купленная на выставке, украшала комнату.

г) Хорошая книга – это величайший подарок, оставленный автором будущим поколениям.

Ответ: Мужчина шёл по замёрзшей реке

5.Укажите предложение, в котором есть действительное причастие.

а) Было тихо, в окно веяло запахом накалённых крыш. (Бондарев Ю.) )

б) Позади высится холодная каменная стена сарая, отделяющего меня от внутреннего двора. (Беляев В.)

в) В раскрытое окно тек сухой жар июльского утра. (Бондарев Ю.)

г) Тропинка, усеянная выступами скользких корней, то падала, то взбиралась на склон. (Грин А.)

6.Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие:

а) Всматриваясь в странный светящийся полумрак, Мария узнавала почти всех хуторян. (Закруткин В.)

б) В узком проходе, ведущем с внутреннего двора к моему посту, послышались быстрые шаги. (Беляев В.)

Учащиеся читают текст , озаглавливают его.

Самостоятельно выполняют задание в тетради.

В практике народных мастеров и современных2 зодчих Узбекистана3 большую роль играют архитектурные детали ,выполненные в стиле узбекского народного творчества. Часто используются узбекские2

художественные решётки, названные панджарой. Вспомните хотя бы куранты в городе Ташкенте. Панджара, вошедшая в оформление зданий в узбекских городах, радует глаз.

Очень часто мотивы панджары , использованные при оформлении стендов, фигурных рам , шкатулок , мы встречаем и сегодня. Панджара получает новую жизнь.





Тест выполняется, обмениваются работами друг с другом.


( СЛАЙД №26)

Ответы: 1-в, 2-б, 3-г, 4-а,

5-б, 6- г.

5.

Подведение итогов.

Оценивание.

Рефлексия

- Что нового о причастии мы узнали на уроке?

-Что обозначают действительные причастия? Приведите свои примеры.

- Что обозначают страдательные причастия? Приведите свои примеры.

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Пока вы будете оценивать урок. Я выставлю отметки самым активным учащимся.

(СЛАЙД №27) Писатель А.Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как - неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.

Учащиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы.











Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

6.

Домашнее задание.

(СЛАЙД №28) Параграф 14, упражнение № 62.

Спасибо за урок!

Открывают дневники, записывают домашнее задание.


Использованная литература: О.Вульф, Н. Боярская. Грамматика русского языка. Базовый курс. М.Э. Рожнова. Русский язык 7 класс .Сборник диктантов для 5-9 классов.


Просмотрен_______________________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект и презентация Действительные и страдательные причастия

Автор: Карелина Оксана Петровна

Дата: 08.11.2018

Номер свидетельства: 484239

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект урока  по  русскому  языку " Страдательные и действительные причастия" реализация ключевых  идей  модуля  новые  подходы  в преподавании и обучении "
    ["seo_title"] => string(168) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-stradatiel-nyie-i-dieistvitiel-nyie-prichastiia-riealizatsiia-kliuchievykh-idiei-modulia-novyie-podkhody-v-priepodavanii-i-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "242690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445521452"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Конспект урока 7 класс " Страдательные и действительные причастия" реализация ключевых  идей  модуля  новые  подходы  в  обучении в преподавании "
    ["seo_title"] => string(157) "konspiekt-uroka-7-klass-stradatiel-nyie-i-dieistvitiel-nyie-prichastiia-riealizatsiia-kliuchievykh-idiei-modulia-novyie-podkhody-v-obuchienii-v-priepodavanii"
    ["file_id"] => string(6) "242679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445520217"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по русскому языку "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "186017"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426265258"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_7_klasse_po_teme_deistvitelnye_i_stradatelny"
    ["file_id"] => string(6) "535531"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578917998"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства