Тема | Имя числительное как часть речи. |
Цель | Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки. |
Задачи | Формировать представление об общем грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли числительных. Учить шестиклассников по основным грамматическим признакам отличать имена числительные от связанных с понятием числа слов других частей речи. |
Формируемые УУД | Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: принимают решения в дидактической проблемной ситуации. Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям). Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. |
Основные понятия | Имя числительное, количественные, порядковые, простые, сложные, составные |
Ресурсы: - основные - дополнительные | учебник, мультимедийный проектор, компьютер, презентация |
| |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
УУД |
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цель. Включение детей в деятельность. | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Предлагаю посмотреть друг на друга, улыбнуться и пожелать удачи. | Приветствуют учителя, демонстрируют свое настроение. | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний (1 мин) Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - Ребята, на какие группы делятся все части речи в русском языке? - Назовите самостоятельные части речи. - А теперь назовите служебные. - Хорошо. | - Самостоятельные и служебные Сущ., прил., глагол, наречие, местоим., причастие, деепричастие, числит. Предлог, союз, частица. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков |
III. Постановка учебной задачи (3 мин) Цель. Формулирование темы урока. | - Ребята, а какое сегодня число? - Сколько тебе лет? - А сколько в вашем классе человек? - А сколько девочек? Мальчиков? - Мы находимся на каком этаже? - А сколько у вас сегодня по расписанию уроков? - А какой по счету урок русского языка? - Ребята, отвечая на мои вопросы, какую часть речи вы использовали? (связана с понятием числа). Сформулируйте тему сегодняшнего урока. От какого слова произошло? - Какие задачи перед собой можно поставить, опираясь на тему? | Сегодня двадцать четвертое апреля. Мне двенадцать лет. В нашем классе двадцать один человек. 11 девочек и 10 мальчиков На втором. По расписанию шесть уроков. Русский язык по счету четвертый. Имя числительное. Значит, тема сегодняшнего урока «Имя числительное как часть речи». От слова «число». Записывают в тетрадь дату, тему. Познакомимся с именем числительным, научимся находить числительные в тексте, узнаем о количественных и порядковых числительных. | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний (10 мин) Цель. Обеспечение восприятия, осмысления учащимися нового материала | На доске написаны предложения: Три книги стоят на полке. Два да три – пять. Отнимите один от трех. Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение. - Ребята, прочитайте первое предложение. Найдите числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает. - На основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает? - Как бы вы назвали числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество? - Как называются числительные, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? и обозначают порядок при счете? - У какой части речи есть похожие вопросы? (какой? какая? какое?) - А как различать их? - Ребята, давайте подчеркнем числительные, как члены предложения. Три книги стоят на полке. Два да три – пять. Отнимите один от трех. Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение. - Какими членами предложения могут быть числительные? - Откройте с. 100 учебника, на основе теоретического материала составьте кластер параграфа | Ученики прописывают в тетрадь. 1.Числительное три отвечает на вопрос сколько? Обозначает количество предметов. 2-3.Отвечают на вопрос сколько? и обозначают число. 4.Отвечают на вопросы какую? какой? какое? и обозначают порядок предметов при счете. Вывод: имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Отвечают на вопросы сколько? какой? какая? какое? Количественными Порядковыми У прилагательного. Разные значения: прил-е обозначают признак предмета, а числит-е порядок при счете: вопрос можно задать какой, который по счету? Один работает у доски, остальные в тетрадях. Другой проверяет (роль учителя). Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Определение. Вывод: могут быть любым (разными) членом предложения. Составление кластера по материалу учебника на | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление кластера и последовательности действий |
V. Первичное закрепление (15 мин) Цель. Проговаривание и закрепление нового материала, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала | 1)Записать числительные: 1 в –количественные, 2 в - порядковые 2) Просклоняйте: шесть (II в), шестой (I в) 3) Синтаксическая роль числительных. | Работа в парах, взаимопроверка. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) Цель. Проверить умения в определении имен числительных, самоконтроль усвоения знаний. | 4) Тест | Проверка по эталону | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - С какой частью речи мы сегодня познакомились? - На какие группы делятся числительные? - На какие вопросы отвечают? - Оцените свою работу на уроке, своего соседа по парте. | Отвечают на вопросы. Анализируют свою работу через самооценку. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
IX. Д/з. | Творческая работа: написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нам нужны числительные?» (дифференцированно) составить предложения, употребив числительные. | Записывают домашнее задание | |