КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА, КАК ОСНОВНОЙ ВИД РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА, КАК ОСНОВНОЙ ВИД РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Урок "Комплексный анализ текста, как основной вид работы при подготовке к экзамену по русскомуязыку" позволяет не только проанализировать текст на понятийном уровне, но и позволит учителю проверить уровень знаний учащихся по синтаксису словосочетания и предложения, стилям и типам речи, фонетике. Подобное занятие предполагает написание сочинения-рассуждения по двум выделенным проблемам:
1.Проблема жертвенной материнской любви;
2. Проблема отношения к матери.
На уроке предлагается проанализировать высказывания знаменитых драматургов, поэтов, критиков, что расширяет кругозор учеников. Обсуждение авторской позиции, подбор и анализ литературных аргументов позволяет обучающимся понять алгоритм работы в данном направлении.Это работа по анализу текста позволяет в течение урока подготовить учеников к написанию сочинения по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА, КАК ОСНОВНОЙ ВИД РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА, КАК ОСНОВНОЙ ВИД РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Цели и задачи: -Совершенствовать умения и навыки частичного анализа текста. -Развивать коммуникативную компетенцию. -Воспитывать нравственные качества человека.
Оборудование: -Презентация к уроку. -Раздаточный материал – тексты для анализа. -Индивидуальные карточки по анализу текста.
^Эпиграф к уроку:
С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата.
А.Алексин
Вступление к уроку
У А.Алексина свой взгляд на жизнь, на людей.
Своя манера писать о них. Его голос, проникновенный, ненавязчивый, не спутаешь ни с кем. Любое произведение писателя затрагивает душу читателя. А.Алексин всегда стремился к культуре отношений между людьми. Любое нарушение гармонии в отношениях, по мнению автора, недостаток взаимопонимания рождает конфликты. Поэтому герои А.Алексина не предаются взаимным обвинениям, а пытаются восстановить гармонию потому что, по мнению автора, «лучшим другом человека должен быть человек». А кто для нас является лучшим другом…, конечно, мама.
Стихотворение о маме читает ученик.
1.Вступительное слово учителя
Перед вами текст А.Алексина, который предложен нам для анализа. А.Алексин писал о молодежи и для молодежи. Проблемы, над которыми рассуждает автор, животрепещущие, общественно-нравственные. Ни одно произведение А.Алексина не оставляет равнодушным читателя.Не исключение и наш текст.
2.Чтение текста. (А.Алексин «Прости меня, мама»
Прости меня, мама…
(1) Мамы давно уже нет… (2) А я все еще мысленно говорю: (3) «Прости меня, мама…» (4) Она рассказывала близким и знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5) Я в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (6) А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7) Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8) Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9) «Я понимаю, как ты занят!» (10) Иногда раздражался по пустякам… (11) «Я понимаю, как ты устал!» (12) Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. (13) Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14) Поздно.
(15) «Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: (17) «Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18) Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19) Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20) Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21) «Не отдает ли нам мать последнее? (22) Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»
(23) Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
(24) «В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. (25) И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26) Ничего страшного: я с тобой. (27) Все пройдет…» - шепчет мама. (28) И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29) « Ах, если бы навеки так было!»
(30) Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31) То в реальности, а то мысленно…
(32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33) Прости меня, мама…
Задания для комплексного анализа текста
В каком из перечисленных предложении выражена основная мысль прослушанного текста?
1) Любая мать хочет, чтобы люди уважали ее сына или дочь.
2) Автор часто забывал позвонить матери и раздражался по пустякам.
3) Жертвенность материнского чувства естественна.
4) Мы должны сказать матерям все доброе и сделать для них все доброе, пока они живы.
Какой стиль и тип речи представлены в тексте?
разговорный стиль, рассуждение;
художественный стиль, описание с элементами рассуждения;
публицистический стиль, повествование и рассуждение;
художественный стиль, повествование.
В каком значении используется слово МАСТИТЫЙ в предложении 15?
умный ;
заслуженный, почетный ;
талантливый;
преклонных лет.
Как называются слова, выделенные в предложениях «И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. И болезнь отступает, потому что рядом Она »:
паронимы;
омонимы;
синонимы;
антонимы.
В предложении 5 объясните правописание слов «невзгод», «нечастые».
В предложении 5 охарактеризуйте слова с точки зрения фонетики.
Из предложения 32 выпишите по одному словосочетанию со связью согласование, управление, примыкание. Выполните их разбор.
Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Выполните его синтаксический разбор. Определите вид придаточных предложений.
Из предложений первого абзаца найдите СПП с последовательным подчинением придаточных. Определите вид придаточных предложений.
С2. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Подготовительная работа по тексту А.Алексина «Прости меня, мама…»
В тексте А. Алексина можно выделить две основные проблемы:
1) проблема жертвенной материнской любви;
2) проблема нашего отношения к матери;
^Комментарий первой проблемы может содержать размышления о том, что такое любовь и жертвенность и как проявляется жертвенность материнской любви. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют карьерой, интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас все, что в их силах, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.
^Комментарий второй проблемы может развивать мысль о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно.
Позиция автора:
жертвенность материнского чувства естественна;
очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; мы должны просить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти. Выразите свое отношение к позиции автора и выскажите свое мнение.
^Аргументируя свою позицию, обратите внимание на то, что тема материнской любви широко представлена как в русской поэзии (М. Цветаева – цикл «Стихи к сыну»; А. Ахматова – «Реквием») так и в современной прозе (В. Закруткин «Матерь человеческая», В Токарева «Террор любовью» и др.).
В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания знаменитых людей.
«Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал матерей» (Менандр, 342 - ок. 291 до н.э., афинский драматург)
«Сердце матери – неиссякаемый источник чудес» (Пьер Жан Беранже, французский поэт 18 века)
«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери» (В. Г. Белинский, русский литературный критик 19 века)
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(184) "Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_dlia_8_klassa_po_uchiebniku_trostientsov"
["file_id"] => string(6) "352142"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1477404525"
}
}