kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексный анализ текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Комплексный анализ текста" проводится в 5 классе в конце года.Он способствует развитию творческого мышления,воображения, коммуникативной компетенции учащихся, а также обучает сободному сочинительству на лингвистической основе. Задача учителя - развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка, максимально выявлять, использовать индивидуальный опыт учащихся, помогать личности самореализовываться, познавать себя. Урок включает в себя сценарий урока, презентацию, физминутку, дополнительные материалы к рефлексии, домашнему заданию. Урок соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«текст»

Л.Петрушевская

« Пуськи бятые»

Сяпала Калуша по напушке увазила бутявку и волит

-- Калушата калушаточки!Бутявка!

Калушата присяпали бутявку стрямкали и подудонились.

А Калуша волит

--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит

--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой

--Калушата подудонились! Калушата подудонились!

Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!


Л.Петрушевская

« Пуськи бятые»

Сяпала Калуша по напушке увазила бутявку и волит

-- Калушата калушаточки!Бутявка!

Калушата присяпали бутявку стрямкали и подудонились.

А Калуша волит

--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит

--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой

--Калушата подудонились! Калушата подудонились!

Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!


Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание»

Домашнее задание. Переведите текст и сделайте грамматические задания:

Варкалось. Хливкие шорьки3
Пырялись по наве,
И хрюкотали2 зелюки,
Как мюмзики в мове4.
Л.Кэрролл «Бармаглот»

Переведите текст и сделайте грамматические задания:

Варкалось. Хливкие шорьки3
Пырялись по наве,
И хрюкотали2 зелюки,
Как мюмзики в мове4.
Л.Кэрролл «Бармаглот»

Переведите текст и сделайте грамматические задания:

Варкалось. Хливкие шорьки3
Пырялись по наве,
И хрюкотали2 зелюки,
Как мюмзики в мове4.
Л.Кэрролл «Бармаглот»

Переведите текст и сделайте грамматические задания:

Варкалось. Хливкие шорьки3
Пырялись по наве,
И хрюкотали2 зелюки,
Как мюмзики в мове4.
Л.Кэрролл «Бармаглот»

Переведите текст и сделайте грамматические задания:

Варкалось. Хливкие шорьки3
Пырялись по наве,
И хрюкотали2 зелюки,
Как мюмзики в мове4.
Л.Кэрролл «Бармаглот»

Переведите текст и сделайте грамматические задания:

Варкалось. Хливкие шорьки3
Пырялись по наве,
И хрюкотали2 зелюки,
Как мюмзики в мове4.
Л.Кэрролл «Бармаглот»



Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5»

Комплексный анализ текста Л.Петрушевской "Пуськи бятые"

Урок по русскому языку в 5 классе.


 Цели:
-способствовать развитию творческого мышления, воображения, коммуникативной компетенции учащихся;
-обучать свободному сочинительству на лингвистической основе;
-воспитывать языковое чутье, наблюдательность, бережное отношение к языковой культуре.

Задачи:
-развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
-максимально выявлять, использовать индивидуальный опыт ребенка;
-помочь личности самореализоваться, познать себя.

Оформление:
1.На доске: а) предложение «Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокренка». б) предложение «Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились». в) по напушке г) калушата

2.Текст сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (на партах)
3.Презентация
4.Физминутка

5.Дом. задание (распечатанное каждому).

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Л.Кэрролл « Бармаглот»

6.Рефлексия (распечатанные на листочках начало предложений).

Сегодня я узнал, что…
Было интересно, потому что…
Было трудно… и т.д.



Ход урока.

I.Организационный момент. Слово учителя:

«Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». 1 слайд
- Объясните мне: что эта фраза означает? (Учащиеся затрудняются отвечать).
- То есть как: «никто не понимает»? А почему? Ребята, вы все понимаете это предложение. И сейчас я вам докажу это. Ответьте на мои вопросы:
- Про кого тут говорится?
- А если говорится здесь про «куздру», то что за член предложения эта «куздра»?
- Совершенно верно! А какая часть речи?
- Определите падеж, род, число?
- Что она, « куздра», делала?
- Какая часть речи?
- Что мы нашли?
- Обозначьте оставшиеся части речи. Зная грамматические формы слов, попробуйте заменить их понятными для вас словами.

Ребята! Тема сегодняшнего урока – Комплексный анализ текста. 2 слайд
Посмотрите вокруг. Все на свете имеет свою форму. Мы любуемся формой облаков, удивляемся форме цветка, даже предметы, которые привыкли называть бесформенными (комок глины), на самом деле имеют форму.
У слов есть свои формы и образуются они с помощью грамматических средств.
Живут слова на берегах Лингвистики (греч.)-лингва - язык; наука о языке, языкознание. Жители Лингвистики – это звуки речи, словарный состав языка, части речи, словосочетания и предложения. 4 слайд
Изучая языки (русский, английский), важно понять, как, какими способами образуются слова. Ребята, помните: словарный запас без грамматики не составляет языка. Знание законов, норм, правил литературного языка составляет культуру речи. Культура речи – часть общей культуры человека.
Сегодня на уроке попытаемся научно осмыслить текст Л.Петрушевской «Пуськи бятые».5 слайд

II. Восприятие текста. Чтение учителем сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые». 
( Закрыли глаза, мысленно представили, слушаем).
-Понятен ли текст?
-К какому жанру относится?(сказка) Написала эту сказку современная писательница Людмила Петрушевская для своей дочери. 6 слайд.

III. Лингвистическая работа над текстом:
1.Расставьте знаки препинания в тексте.
Сяпала Калуша по напушке увазила бутявку и волит
-- Калушата калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали бутявку стрямкали и подудонились.А Калуша волит
--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит
--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок 
дудонятся.А бутявка волит за напушкой
--Калушата подудонились! Калушата подудонились!
Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!

2.Сделайте синтаксический разбор предложения: у доски 
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.( Простое, двусоставное, распространенное, повествовательное, невосклицательное, осложнено однородными сказуемыми) I- =и =I.

3.Сделайте морфологический разбор: у доски
I По напушке( по чему?) – им.сущ.
II.Н.ф. (что?) напушка;
Пост.:неодуш., нариц., жен.р., 1скл.;
Непост.:ед.ч., дат.п.;
III. (по чему?) по напушке – дополнение.

4. Сделайте морфемный разбор слова КАЛУШАТА

4.Выписать однокоренные слова:
а)Калуша, калушата, калушаточки
б)Сяпала, усяпала, присяпала
в)Трямкают, стрямкали
г)Дудонятся, подудонились

5.Сделать морфемный разбор слов:
 калушаточки, усяпала, трямкают

6.Найдите в тексте и назовите 
1 ряд - имена прилагательные:некузявая, дюбые,бятые; 7 слайд
2ряд – глаголы:сяпала,увазила,волит,присяпала, стрямкали, подудонились,вычучила, вздебезнулась, сопритюкнулась, усяпала, не трямкают,дудонятся,подудонились;8 слайд
3 ряд – имена существительные:калуша, по напушке, бутявка,калушата, калушаточки, пуськи. 9 слайд

Физкультминутка

IV.Практическая работа над текстом. Свободное сочинительство на лингвистической основе. 10 слайд
1.Беседа по вопросам:
-Ребята, о ком этот текст?( о калуше, калушатах, бутявке);
-Опишите их по схеме(устно):
Форма, масса, характер;

Можно ли определить идею текста?

Попробуйте определить тип речи. Стиль речи.
- Как переведете название сказки?

2.Переводим текст на русский язык.
(Учащиеся работают над текстом под музыку )

3.Заслушиваем тексты.

V.Выводы:
-Ребята! Можно ли, не зная лексического значения слова, определить грамматические средства языка?(да)
- А можно ли думать без слов?(нет)
-Возможно ли заучить слова и узнать язык?(нет)
-Какой же вывод нужно сделать?
Все, что люди создают в мире , действительно, человеческого, совершается при помощи языка. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь. Из всех орудий язык – самое удивительное и самое сложное.
Учитель: Сегодня на уроке мне хотелось не научить вас языкознанию, а заставить задуматься, попробовать по-новому отнестись к языку, прислушиваться к речи окружающих и своей, понаблюдать за языком.

 VI.Домашнее задание: 11 слай
Переведите текст и сделайте грамматические задания:

Варкалось. Хливкие шорьки3
Пырялись по наве,
И хрюкотали2 зелюки,
Как мюмзики в мове4.
Л.Кэрролл «Бармаглот»

Каждый «по кругу» высказывается одним предложением, выбирая начало фразы с «рефлексивного экрана».
Сегодня я узнал, что…
Было интересно, потому что…
Было трудно…
Я выполнял задания (какие)…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…



Просмотр содержимого презентации
«УРОК развития речи»

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка

Лингвистический анализ текста Повторение в конце года.

Лингвистический анализ текста

Повторение в конце года.

Цели:   -способствовать развитию творческого мышления, воображения, коммуникативной компетенции учащихся;   -обучать свободному сочинительству на лингвистической основе;   -воспитывать языковое чутье, наблюдательность, бережное отношение к языковой культуре.

Цели: -способствовать развитию творческого мышления, воображения, коммуникативной компетенции учащихся; -обучать свободному сочинительству на лингвистической основе; -воспитывать языковое чутье, наблюдательность, бережное отношение к языковой культуре.

Лингвистика (греч.)-  лингва - язык;  наука о языке, языкознание.

Лингвистика (греч.)- лингва - язык; наука о языке, языкознание.

Людмила Петрушевская

Людмила Петрушевская

Л.Петрушевская “Пуськи Бятые”   Сяпала Калуша по напушке , увазила бутявку и волит :  -- Калушата , калушаточки!Бутявка!  Калушата присяпали , бутявку стрямкали и подудонились. А Калуша волит :  --Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!  Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась , сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит :  --Бутявок не трямкают , бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые , от бутявок  дудонятся. А бутявка волит за напушкой :  --Калушата подудонились! Калушата подудонились!  Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Л.Петрушевская “Пуськи Бятые”

Сяпала Калуша по напушке , увазила бутявку и волит : -- Калушата , калушаточки!Бутявка! Калушата присяпали , бутявку стрямкали и подудонились. А Калуша волит : --Ой-е-е! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась , сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит : --Бутявок не трямкают , бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые , от бутявок  дудонятся.

А бутявка волит за напушкой : --Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Имена прилагательные: некузявая, дюбые, бятые
  • Имена прилагательные:
  • некузявая, дюбые, бятые
Глаголы: сяпала, увазила, волит, присяпала, стрямкали, подудонились, вычучила, вздебезнулась, сопритюкнулась, усяпала, не трямкают, дудонятся, подудонились
  • Глаголы:
  • сяпала, увазила, волит, присяпала, стрямкали, подудонились, вычучила, вздебезнулась, сопритюкнулась, усяпала, не трямкают, дудонятся, подудонились
Имена существительные: калуша, по напушке, бутявка, калушата, калушаточки, пуськи .
  • Имена существительные:
  • калуша, по напушке, бутявка, калушата, калушаточки, пуськи .
О ком этот текст? Опишите их по схеме(устно):  Форма, масса, характер. Можно ли определить идею текста? Попробуйте определить тип речи. Стиль речи. Как переведете название сказки?
  • О ком этот текст?
  • Опишите их по схеме(устно): Форма, масса, характер.
  • Можно ли определить идею текста?
  • Попробуйте определить тип речи. Стиль речи.
  • Как переведете название сказки?
Домашнее задание:  Переведите текст и сделайте грамматические задания:  Варкалось. Хливкие шорьки  Пырялись по наве,  И хрюкотали зелюки,  Как мюмзики в мове.  Л.Кэрролл «Бармаглот»

Домашнее задание: Переведите текст и сделайте грамматические задания: Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове. Л.Кэрролл «Бармаглот»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплексный анализ текста

Автор: Ольховатская Нина Петровна

Дата: 17.07.2014

Номер свидетельства: 110131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Комплексный анализ текста (эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры») "
    ["seo_title"] => string(86) "komplieksnyi-analiz-tieksta-epizod-iz-rasskaza-k-g-paustovskogho-dorozhnyie-razghovory"
    ["file_id"] => string(6) "225927"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439982234"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методика комплексного анализа текста на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(63) "mietodika-komplieksnogho-analiza-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "149696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420290319"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ. "
    ["seo_title"] => string(46) "komplieksnyi-analiz-tieksta-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107949"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403512935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства