Комплексный анализ текста Л.Петрушевской "Пуськи бятые"
Урок по русскому языку в 5 классе.
Цели:
-способствовать развитию творческого мышления, воображения, коммуникативной компетенции учащихся;
-обучать свободному сочинительству на лингвистической основе;
-воспитывать языковое чутье, наблюдательность, бережное отношение к языковой культуре.
Задачи:
-развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
-максимально выявлять, использовать индивидуальный опыт ребенка;
-помочь личности самореализоваться, познать себя.
Оформление:
1.На доске: а) предложение «Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокренка». б) предложение «Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились». в) по напушке г) калушата
2.Текст сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (на партах)
3.Презентация
4.Физминутка
5.Дом. задание (распечатанное каждому).
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Л.Кэрролл « Бармаглот»
6.Рефлексия (распечатанные на листочках начало предложений).
Сегодня я узнал, что…
Было интересно, потому что…
Было трудно… и т.д.
Ход урока.
I.Организационный момент. Слово учителя:
«Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». 1 слайд
- Объясните мне: что эта фраза означает? (Учащиеся затрудняются отвечать).
- То есть как: «никто не понимает»? А почему? Ребята, вы все понимаете это предложение. И сейчас я вам докажу это. Ответьте на мои вопросы:
- Про кого тут говорится?
- А если говорится здесь про «куздру», то что за член предложения эта «куздра»?
- Совершенно верно! А какая часть речи?
- Определите падеж, род, число?
- Что она, « куздра», делала?
- Какая часть речи?
- Что мы нашли?
- Обозначьте оставшиеся части речи. Зная грамматические формы слов, попробуйте заменить их понятными для вас словами.
Ребята! Тема сегодняшнего урока – Комплексный анализ текста. 2 слайд
Посмотрите вокруг. Все на свете имеет свою форму. Мы любуемся формой облаков, удивляемся форме цветка, даже предметы, которые привыкли называть бесформенными (комок глины), на самом деле имеют форму.
У слов есть свои формы и образуются они с помощью грамматических средств.
Живут слова на берегах Лингвистики (греч.)-лингва - язык; наука о языке, языкознание. Жители Лингвистики – это звуки речи, словарный состав языка, части речи, словосочетания и предложения. 4 слайд
Изучая языки (русский, английский), важно понять, как, какими способами образуются слова. Ребята, помните: словарный запас без грамматики не составляет языка. Знание законов, норм, правил литературного языка составляет культуру речи. Культура речи – часть общей культуры человека.
Сегодня на уроке попытаемся научно осмыслить текст Л.Петрушевской «Пуськи бятые».5 слайд
II. Восприятие текста. Чтение учителем сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые».
( Закрыли глаза, мысленно представили, слушаем).
-Понятен ли текст?
-К какому жанру относится?(сказка) Написала эту сказку современная писательница Людмила Петрушевская для своей дочери. 6 слайд.
III. Лингвистическая работа над текстом:
1.Расставьте знаки препинания в тексте.
Сяпала Калуша по напушке увазила бутявку и волит
-- Калушата калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали бутявку стрямкали и подудонились.А Калуша волит
--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит
--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок
дудонятся.А бутявка волит за напушкой
--Калушата подудонились! Калушата подудонились!
Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!
2.Сделайте синтаксический разбор предложения: у доски
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.( Простое, двусоставное, распространенное, повествовательное, невосклицательное, осложнено однородными сказуемыми) I- =и =I.
3.Сделайте морфологический разбор: у доски
I По напушке( по чему?) – им.сущ.
II.Н.ф. (что?) напушка;
Пост.:неодуш., нариц., жен.р., 1скл.;
Непост.:ед.ч., дат.п.;
III. (по чему?) по напушке – дополнение.
4. Сделайте морфемный разбор слова КАЛУШАТА
4.Выписать однокоренные слова:
а)Калуша, калушата, калушаточки
б)Сяпала, усяпала, присяпала
в)Трямкают, стрямкали
г)Дудонятся, подудонились
5.Сделать морфемный разбор слов:
калушаточки, усяпала, трямкают
6.Найдите в тексте и назовите
1 ряд - имена прилагательные:некузявая, дюбые,бятые; 7 слайд
2ряд – глаголы:сяпала,увазила,волит,присяпала, стрямкали, подудонились,вычучила, вздебезнулась, сопритюкнулась, усяпала, не трямкают,дудонятся,подудонились;8 слайд
3 ряд – имена существительные:калуша, по напушке, бутявка,калушата, калушаточки, пуськи. 9 слайд
Физкультминутка
IV.Практическая работа над текстом. Свободное сочинительство на лингвистической основе. 10 слайд
1.Беседа по вопросам:
-Ребята, о ком этот текст?( о калуше, калушатах, бутявке);
-Опишите их по схеме(устно):
Форма, масса, характер;
Можно ли определить идею текста?
Попробуйте определить тип речи. Стиль речи.
- Как переведете название сказки?
2.Переводим текст на русский язык.
(Учащиеся работают над текстом под музыку )
3.Заслушиваем тексты.
V.Выводы:
-Ребята! Можно ли, не зная лексического значения слова, определить грамматические средства языка?(да)
- А можно ли думать без слов?(нет)
-Возможно ли заучить слова и узнать язык?(нет)
-Какой же вывод нужно сделать?
Все, что люди создают в мире , действительно, человеческого, совершается при помощи языка. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь. Из всех орудий язык – самое удивительное и самое сложное.
Учитель: Сегодня на уроке мне хотелось не научить вас языкознанию, а заставить задуматься, попробовать по-новому отнестись к языку, прислушиваться к речи окружающих и своей, понаблюдать за языком.
VI.Домашнее задание: 11 слай
Переведите текст и сделайте грамматические задания:
Варкалось. Хливкие шорьки3
Пырялись по наве,
И хрюкотали2 зелюки,
Как мюмзики в мове4.
Л.Кэрролл «Бармаглот»
Каждый «по кругу» высказывается одним предложением, выбирая начало фразы с «рефлексивного экрана».
Сегодня я узнал, что…
Было интересно, потому что…
Было трудно…
Я выполнял задания (какие)…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…