kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексный анализ текста (эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по теме «Комплексный анализ текста» был проведён в общеобразовательном 6 классе. Урок включен в изучение раздела морфологии «Глагол. Орфография. Культура речи» в качестве обобщительно - повторительного урока. Комплексный анализ текста как средство развития речи и изучения грамматики на уроках русского языка является логическим завершением изучения любого раздела языкознания с 5 по 9 класс. Интерес к комплексному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка продиктован, прежде всего, необходимостью подготовить учащихся к выпускным экзаменам в 9 и 11 классах. Путь к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ начинается с комплексного анализа текста. Работа над формированием умений проводить комплексную (многоаспектную) работу с текстом ориентирует учащихся на успешное выполнение заданий Единого государственного экзамена по русскому языку. Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащегося языковое чувство, способствует устранению грамматических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико - семантическое восприятие произведений, дает почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка. Кроме того, исследуя текст, работая с отдельными словами, предложениями, ученик развивает свою зрительную память, развивает орфографическую зоркость. Комплексный анализ текста позволяет решать обучающие, развивающие, воспитывающие задачи, дает возможность учащимся реализовать свои творческие способности. Тема урока: Комплексный анализ текста (эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры»). Тип урока: урок - исследование, урок развития речи с применением ИКТ. Формы организации работы детей: фронтальная, работа в парах, индивидуальная. Цели урока: Образовательные: совершенствовать умение производить комплексный анализ текста; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к разным стилям речи. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать; слушать и распределять внимания во время слушания; задавать уточняющие вопросы; применять полученные знания в нестандартных ситуациях; выделять главное, сравнивать, обобщать. Воспитательные: формирование духовно-нравственных, патриотических, этических представлений, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста (эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры») »

Урок русского языка в 6 классе

Комплексный анализ текста

(эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры»).

Разработка урока учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №45 г. Нижнего Тагила

Деменьшиной Ольги Алексеевны

Программа: Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений: 5-9 кл./ Под ред. М. Т. Баранова и др. – М.: Просвещение, 2011.

Учебник: Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2011.

Данный урок по теме «Комплексный анализ текста» был проведён в общеобразовательном 6 классе. Урок включен в изучение раздела морфологии «Глагол. Орфография. Культура речи» в качестве обобщительно - повторительного урока. Комплексный анализ текста как средство развития речи и изучения грамматики на уроках русского языка является логическим завершением изучения любого раздела языкознания с 5 по 9 класс.

Интерес к комплексному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка продиктован, прежде всего, необходимостью подготовить учащихся к выпускным экзаменам в 9 и 11 классах. Путь к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ начинается с комплексного анализа текста. Работа над формированием умений проводить комплексную (многоаспектную) работу с текстом ориентирует учащихся на успешное выполнение заданий Единого государственного экзамена по русскому языку.

Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащегося языковое чувство, способствует устранению грамматических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико - семантическое восприятие произведений, дает почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка.

Кроме того, исследуя текст, работая с отдельными словами, предложениями, ученик развивает свою зрительную память, развивает орфографическую зоркость.

Комплексный анализ текста позволяет решать обучающие, развивающие, воспитывающие задачи, дает возможность учащимся реализовать свои творческие способности.

Тема урока: Комплексный анализ текста (эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры»).

Тип урока: урок - исследование, урок развития речи с применением ИКТ.

Формы организации работы детей: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные: совершенствовать умение производить комплексный анализ текста; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к разным стилям речи.

Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать; слушать и распределять внимания во время слушания; задавать уточняющие вопросы;

применять полученные знания в нестандартных ситуациях; выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательные: формирование духовно-нравственных, патриотических, этических представлений, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям.

Оборудование:

Компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Компьютерная презентация PowerPoint, в которой представлены необходимые теоретические сведения и задания по тексту.

На рабочих столах учащихся экземпляры текста (см. Приложение 1), памятки для анализа текста (см. Приложение 2), рабочие тетради, кусочек ткани.

Структура урока:

I. Организационный момент. Презентация темы, цели и задач урока. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация полученных ранее знаний. Подготовка к комплексной работе с текстом.

III. Комплексный анализ текста.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие класса. Создание благоприятного эмоционального фона на уроке.

Презентация. Слайд 1.

На наших уроках русского языка особенное внимание мы уделяем комплексному анализу текста. Работа с текстом развивает у нас языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к изложению. Также художественный текст является для нас некоторым эталоном при создании собственного текста, сочинения.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться комплексному анализу текста и будем работать с прозаическим текстом. Анализируя текст, мы вспомним основные признаки текста, повторим орфограммы и выполним различные виды разборов.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, перед вами на столах лежат кусочки ткани. Подумайте, пожалуйста, какое отношение имеет ткань к теме нашего урока? (Дети высказывают свои предположения). Слово «текст» в переводе с латинского языка означает «ткань». Как же «соткан» текст, являющийся фрагментом рассказа? Как искусно переплетены отдельные слова и предложения, что составляют единое целое – текст?

- Давайте вспомним существенные признаки текста (Учащиеся вслух называют признаки текста).

Признаки текста:

Текст — это высказывание на определённую тему;

В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;

Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;

Предложения логически связаны между собой;

К тексту можно подобрать заголовок;

Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

- В качестве вывода – видеофрагмент (см. Приложение 3), в котором формулируются основные понятия (текст, тема текста, основная мысль текста).

III. Комплексный анализ текста (эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры»).

1. Работа, подготавливающая восприятие текста. Слово об авторе текста.

Презентация. Слайд 2. Автором текста, который мы будем анализировать на уроке, является К. Г. Паустовский, писатель ХХ века. Автор известных вам рассказов: «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Тёплый хлеб», очерка «Мещерская сторона», сказки «Стальное колечко». О войне Паустовский знает не понаслышке. В первую мировую войну он служил санитаром на санитарных поездах. С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте. Сейчас мы прочитаем эпизод из рассказа «Дорожные разговоры», написанного во время Великой Отечественной войны 1943 году.

! Очень важно подобрать текст для комплексного анализа: он должен быть актуальным, интересным для детей, с «открытым финалом», вызывающий желание прочитать произведение полностью.

2. Ознакомительное чтение текста (дети читают текст про себя). Текст напечатан для каждого ученика, также транслируется на экран (Презентация. Слайд 3).

3. Выразительное чтение текста вслух (хорошо читающим ребёнком, в слабом классе - учителем).

4. В рамках одного урока сложно провести подробный комплексный анализ текста на всех уровнях языка. Мы с вами остановимся на ключевых моментах. Итак, план анализа текста. Презентация. Слайд 4.

5. Осмысление текста.

- Определим тему текста (о чём текст?). О преданности собаки человеку.

- Сформулируем основную мысль текста.

- Подберем заголовок к тексту. Запишем на лист.

- Поработаем с композицией текста. Определим количество абзацев (микротем). Основная мысль каждого абзаца (подчеркнуть)

Составим план текста, используя слова из текста. Запишем в тетрадь.

1. Бойца провожала молодая женщина и старуха.

2.Нешто можно собаке в вагон?

3. Пес всем видом просит не выгонять его.

4. Животное всё понимает.

- Определим тип речи (повествование), стиль речи (художественный).

6. Анализ лексических особенностей текста.

  • В тексте были пропущены 2 слова. Какие слова вы вставили по смыслу? Обоснуйте свой ответ.

  • У Паустовского это прилагательные добрые и дружные. По какому признаку можно сделать вывод, что провожавшие солдата женщины добрые и дружные?

  • В тексте Паустовского встретилось просторечное слово нешто. С какой целью автор употребил его в своем тексте. На какое общеупотребительное слово можно его заменить? (разве, неужели).

  • С какой целью Паустовский употребляет в рассказе просторечную форму глагола прибёг вместо прибежал? (просторечная лексика как средство создания образа бойца).

  • Какое предложение из текста нужно использовать для обоснования следующего высказывания: «Пёс предстаёт пред нами умным, смышлёным существом, которое понимает, что своим поступком ставит хозяина в трудное положение, но ведь по-другому он не может поступить»

  • Определите лексическое значение слов: (можно воспользоваться Толковым словарём).

Сокрушаясь – печально, развезло – стало грязно.

  • Подберите прилагательные для характеристики собаки, основываясь на предложениях из 3 абзаца. (Преданный, верный).

7. Повторение морфологических признаков слов. Работа в парах. Презентация. Слайд 5.

Найдите в тексте К.Г. Паустовского слова по их морфологическим признакам:

1. Притяжательное местоимение в В.п, ед.ч., ж.р.

2. Глагол в повелительном наклонении в ед. ч.

3. Разноспрягаемый глагол в форме прошедшего времени, ед.ч., м.р.

Самопроверка: Презентация. Слайд 6.

8. Орфографическая работа. Презентация. Слайд 7. Работа с интерактивной доской.

Учащиеся выписывают из текста в рабочие тетради слова с пропущенными орфограммами. Один учащийся вписывает пропущенные буквы на интерактивную доску и комментирует орфограммы.

Пр..шёл, попр..сил, пров..жали, м..лчали, отв..чал, что(то), кто(то), л..знул,

увид..т, покаж..т, карма(н,нн)ый, в..новатыми, м..хал, пок..зать, (не)законность, пр..бывания, прос..т, понима..т.

9. Выполнение фонетического, морфемного и морфологического разбора.

Презентация. Слайд 8.

1. Фонетический разбор слова поезд.

2. Морфемный разбор слов: попросил, разглядеть, завертелось, постараюсь, изредка.

3. Морфологический разбор (по) мягким.

IV. Запись и комментирование домашнего задания. Презентация. Слайд 9.

Пересказать текст по плану (см. тетрадь).

Дать развернутый ответ на вопрос: «Что имела в виду женщина, которая сказала, что животное понимает всё»?

* Прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры».

V. Итоги урока.

Итак, анализируя текст Паустовского, сначала мы попытались осмыслить его содержание, понять тему и основную мысль писателя, поработали над лексическими особенностями текста. Через анализ текста выявили выразительные возможности единиц языка, показали, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста, его смысла.

Рефлексия. Выразите свое отношение к тому, что мы делали сегодня на уроке, продолжив предложения:

Сегодня мне было интересно узнать…. Я никогда раньше не задумывался над тем…. На следующих уроках мне пригодится…. На уроке у меня возникла проблема….

Презентация. Слайд. 10.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Комплексный анализ текста (эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры»)

Автор: Деменьшина Ольга Алексеевна

Дата: 19.08.2015

Номер свидетельства: 225927


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства