«Комплексное повторение изученного в 5 классе. Текст как речевое произведение».
Цели: повторение изученного в 5 классе, отработка навыков грамотного письма;
обучение элементам лингвистического анализа текста;
обучение культуре общения, воспитание внимательного, вдумчивого читателя.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Работа над эпиграфами урока.
Рос шар бел,
Ветер дунул –
Шар улетел.
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
? – О чём идёт речь в этих загадках? (параллельно повторяется орфография).
- А как вам кажется, какова тема нашего урока?
(Если время проведения урока совпадает с цветением одуванчиков, можно положить на учительский стол небольшой букетик этих цветов).
- Работа над темой урока.
- Беседа.
- Перед вами распечатки текста, в котором пропущены орфограммы и знаки препинания. А ещё у него нет заголовка (учитель читает текст, ребята предлагают варианты заголовка). Приложение 1.
- Коллективная работа по тексту.
Лингвистический анализ текста.
- Чтобы легче было работать над текстом, поработаем над орфографией и пунктуацией (выборочная проверка).
- Продолжаем работу над текстом. Заголовок у него уже есть, а какова тема? В чём же заключается основная мысль?
- Что, по-вашему, передаёт заглавие: тему или идею текста?
- А они взаимосвязаны?
- Определите стиль, тип текста, постройте речевую ситуацию.
- Найдите слова интересные с точки зрения фонетики, орфоэпии,
строения.
а). повторение фонетики – транскрипция слова ЯРКАЯ
б). повторение орфоэпии – орфоэпический разбор слова ЛЁГКОЕ
в). повторение морфемики – суффикс в слове ОДУВАНЧИК (с какой целью употребляются такие суффиксы); найдите в тексте формы данного слова.
г). повторение синтаксиса – разбор выделенного предложения.
- А теперь вернёмся к нашему тексту.
- Что придаёт ему красочность?
- Какие средства использует автор для выразительности?
- Для сравнения возьмём два текста. Приложение 2. (распечатки на партах)
- Прочитайте их и скажите, что общего и чем отличаются они друг от друга. Обозначьте РС.
Делают вывод.
- Творческая работа.
- Давайте представим тот золотой луг, о котором говорит М. Пришвин. Для этого нам необходимы одуванчики, а ещё представьте себя в роли этого цветка и напишите от первого лица. Итак, …я одуванчик…
(ребятам раздаются бумажные жёлтые одуванчики, на обратной стороне которых они пишут свои миниатюры; на доске - зелёное бумажное поле. По мере завершения работы учащиеся выходят к доске, читают свои миниатюры и приклеивают при помощи клея-карандаша на зелёное поле).
На доске «золотой луг».
- Итог урока.
- Ребята, так в чём же особенность лингвистического анализа текста? - Что помогает нам понять основную мысль текста и особенности авторского стиля?
Оценки за урок.
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру о каком-либо цветке.