Дата ____________ | Предмет: русский язык | 9 «б» класс Урок 61 |
Название занятия | Художественный стиль, его языковые особенности. |
Тип урока | Совершенствование знаний и способов деятельности. |
Общие цели | На теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие о роли художественного стиля; формировать умение определять средства художественной выразительности: тропы и стилистические фигуры. |
Результат обучения | В ходе урока учащиеся будут знать об условиях различения художественного стиля. Покажут умения правильно определять условия употребления. Покажут навыки работы индивидуально, при определении художественного стиля и средств выразительности. Закрепят умения работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы. |
Ключевые идеи | Благодаря применению инструментов критического мышления, индивидуальной работе при изучении темы, учащиеся будут знать: тропы: метафору, сравнение, олицетворение, метонимию, гиперболу, литоту; стилистические фигуры: анафору, эпифору, градацию будут уметь: - давать сравнительный анализ текстов; - принимать новую информацию вдумчиво, преобразовывать; - ввести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника; - передавать полученную информацию другим учащимся; - обобщать материал, анализировать, делать выводы; - делать выводы и оценивать собственную деятельность через рефлексивную анкету. |
Источники | 1. Астана «Арман ПВ» 2013 год, И.О. Серикпаева |
Материалы и оборудование | Учебник, дополнительный материал с печатного листа. |
Ход урока |
Этапы проведения занятия | Действия преподавателя и действия участников |
Приветствие I.Орг. момент | Психологический настрой. Хочу начать наш урок со слов Астрогора: «Собирайте камни знаний, укрепляйте каплями терпения, дарите капли любви, ищите капли мудрости, ловите капли радости, храните капли надежды. Пусть из этих капель собираются реки и моря вашего духовного благополучия» |
Проверка д/з | Диктант «Верю-не верю» Раздаются листы оценивания (критерии: 0 ошибок – «5», 1 ошибка-«4», 2 ошибки -3. Научный стиль обслуживает сферу науки и производства Жанры научного стиля: поэма, басня, роман Данному подстилю присущ монологический характер Стилевые черты: эмоциональность, образность Можно разделить на подстили: учебно-научный, научно-популярный, собственно-научный Текст научного стиля представляет чаще всего повествование. Фонетика, орфоэпия, междометие, примыкание – термины лингвистики Принтер, монитор, сайт, системный блок –это термины экономики. |
Целевые установки повторение | Учитель сообщает тему и цели урока (учащиеся делают записи в тетрадь). |
II.Актуализация опорных знаний. | Учитель - Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске): Слово, слово – великое дело. Ф. Достоевский Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи” (Н.В. Гоголь) Мотивация Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете значение 1-ого эпиграфа (Великий мастер Слова Ф.М.Достоевский считал слово не просто единицей языка, а великим делом. Мы хорошо знаем, что СЛОВОМ МОЖНО УБИТЬ, СЛОВОМ МОЖНО СПАСТИ, СЛОВОМ МОЖНО ПОЛКИ ЗА СОБОЙ ПОВЕСТИ Слово – это Дело, поступок, оружие. Никогда не надо забывать об этом). Прочитаем второй эпиграф, слова Н. В. Гоголя. Сегодня на уроке мы будем находить жемчужины, которые украшают нашу речь, делают ее образной и выразительной |
III. Формирование новых понятий и способов действий. Индивидуальная работа | 2. Работа с учебником. Изучение теоретического материала на стр. 254 § 44. «Художественный стиль». - Составление учебного конспекта и защита. Оценивание ( ставите знак + за правильный, полный ответ, 6 –«5», 4-5 «4», 3- «3», за неполный ответ полплюса)) Индивидуальная работа (на постерах). Изучение теоретических сведений по карточкам информаторам |
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений. | Лингвистическое наблюдение Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. 1)Определите средство выразительности 1)«Горячий снег», «Мертвые души», жидкие гвозди, Старый Новый год, грустная радость (оксюморон) 2)Мальчик с пальчик, девочка-дюймовочка, «ниже тоненькой былиночки нужно голову клонить. (литота) 3) Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. (А. Пушкин) (антитеза) 4) Коль любить, так без рассудку Коль грозить, так не на шутку Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! (анафора) 5) Там, где , словно ожерелья, Многоцветные каменья Поднялись над пеной волн… (В. Брюсов) (сравнение) 6. Печальная береза У моего окна И прихотью мороза Разубрана она (А. Фет) (эпитет) 7.Съешь еще тарелочку; весь город говорил об этом (метонимия) 2.Найти соответствия. Как называется данный прием? (перифраза) 1. Нефть 2. Зима 3. Япония 4. Сабля 5. Животные 6. Лев 7. Юность
| 1. Братья наши меньшие 2. Блистающая сталь 3. Царь зверей 4. Весна человеческой жизни 5. Седая чародейка 6. Черное золото 7. Страна восходящего солнца
| |
V. Закрепление и проверка знаний. | Упражнение 239 Найти средства выразительности (тропы, стилистические фигуры) |
Оценивание | Устная самооценка собственной деятельности на уроке. |
Рефлексия и оценивание | Дополните одну из фраз: Я попробую… Я понял… Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Этап подведение итогов урока и выставление оценок Учитель: Подводя итог, оцените самостоятельно свою работу и на полях выставьте оценки за каждый этап нашего урока, подсчитав затем средний балл. Это оценка результативности нашего урока. |
Домашнее задание | § 44 , упражнение 244 |