kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока русского языка в 9 классе "Художественный стиль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся познакомятся с жанрами художественного стиля, научатся находить стилевые черты, характерные для него; познакомятся с изобразительно-выразительными средствами, используемыми в художественных текстах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок 61 Художественный стиль»


Дата ____________

Предмет: русский язык

9 «б» класс

Урок 61


Название занятия

Художественный стиль, его языковые особенности.

Тип урока

Совершенствование знаний и способов деятельности.

Общие цели

На теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие о роли художественного стиля; формировать умение определять средства художественной выразительности: тропы и стилистические фигуры.

Результат

обучения

В ходе урока учащиеся будут знать об условиях различения художественного стиля. Покажут умения правильно определять условия употребления. Покажут навыки работы индивидуально, при определении художественного стиля и средств выразительности. Закрепят умения работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы.

Ключевые идеи

Благодаря применению инструментов критического мышления, индивидуальной работе при изучении темы, учащиеся будут знать: тропы: метафору, сравнение, олицетворение, метонимию, гиперболу, литоту; стилистические фигуры: анафору, эпифору, градацию

будут уметь:

- давать сравнительный анализ текстов;

- принимать новую информацию вдумчиво, преобразовывать;

- ввести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника;

- передавать полученную информацию другим учащимся;

- обобщать материал, анализировать, делать выводы;

- делать выводы и оценивать собственную деятельность через рефлексивную анкету.

Источники

1. Астана «Арман ПВ» 2013 год, И.О. Серикпаева

Материалы и оборудование

Учебник, дополнительный материал с печатного листа.


Ход урока

Этапы проведения занятия

Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

I.Орг. момент

Психологический настрой.

Хочу начать наш урок со слов Астрогора:

«Собирайте камни знаний, укрепляйте каплями терпения, дарите капли любви, ищите капли мудрости, ловите капли радости, храните капли надежды. Пусть из этих капель собираются реки и моря вашего духовного благополучия»

Проверка д/з

Диктант «Верю-не верю»

Раздаются листы оценивания (критерии: 0 ошибок – «5», 1 ошибка-«4»,

2 ошибки -3.

  1. Научный стиль обслуживает сферу науки и производства

  2. Жанры научного стиля: поэма, басня, роман

  3. Данному подстилю присущ монологический характер

  4. Стилевые черты: эмоциональность, образность

  5. Можно разделить на подстили: учебно-научный, научно-популярный, собственно-научный

  6. Текст научного стиля представляет чаще всего повествование.

  7. Фонетика, орфоэпия, междометие, примыкание – термины лингвистики

  8. Принтер, монитор, сайт, системный блок –это термины экономики.




Целевые установки повторение

Учитель сообщает тему и цели урока (учащиеся делают записи в тетрадь).  


II.Актуализация опорных знаний.






Учитель

- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):

Слово, слово – великое дело.

Ф. Достоевский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи” (Н.В. Гоголь)

Мотивация

Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете значение 1-ого эпиграфа (Великий мастер Слова Ф.М.Достоевский считал слово не просто единицей языка, а великим делом. Мы хорошо знаем, что СЛОВОМ МОЖНО УБИТЬ, СЛОВОМ МОЖНО СПАСТИ, СЛОВОМ МОЖНО ПОЛКИ ЗА СОБОЙ ПОВЕСТИ

Слово – это Дело, поступок, оружие. Никогда не надо забывать об этом).

  • Желаю всем вам всегда помнить о том, что слово – великое дело.

Прочитаем второй эпиграф, слова Н. В. Гоголя. Сегодня на уроке мы будем находить жемчужины, которые украшают нашу речь, делают ее образной и выразительной

III. Формирование новых понятий и способов действий.

Индивидуальная работа

2. Работа с учебником. Изучение теоретического материала на стр. 254 § 44.

«Художественный стиль».

  1. - Составление учебного конспекта и защита.

Оценивание ( ставите знак + за правильный, полный ответ, 6 –«5», 4-5 «4», 3- «3», за неполный ответ полплюса))

  1. Индивидуальная работа (на постерах).

  2. Изучение теоретических сведений по карточкам информаторам



IV. Применение. Формирование основных навыков и умений.



  1. Лингвистическое наблюдение

Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике.

1)Определите средство выразительности

1)«Горячий снег», «Мертвые души», жидкие гвозди, Старый Новый год, грустная радость (оксюморон)

2)Мальчик с пальчик, девочка-дюймовочка, «ниже тоненькой былиночки нужно голову клонить. (литота)

3) Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин) (антитеза)

4) Коль любить, так без рассудку

Коль грозить, так не на шутку

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча! (анафора)


5) Там, где , словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн…
(В. Брюсов) (сравнение)


6. Печальная береза
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она
(А. Фет) (эпитет)


7.Съешь еще тарелочку; весь город говорил об этом (метонимия)


2.Найти соответствия. Как называется данный прием? (перифраза)

1. Нефть
2. Зима
3. Япония
4. Сабля
5. Животные
6. Лев
7. Юность






1. Братья наши меньшие
2. Блистающая сталь
3. Царь зверей
4. Весна человеческой жизни
5. Седая чародейка
6. Черное золото
7. Страна восходящего солнца




V. Закрепление и проверка знаний.


Упражнение 239

Найти средства выразительности (тропы, стилистические фигуры)


Оценивание

Устная самооценка собственной деятельности на уроке.

Рефлексия и оценивание

Дополните одну из фраз:

Я попробую…

Я понял…

Я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Этап подведение итогов урока и выставление оценок

Учитель: Подводя итог, оцените самостоятельно свою работу и на полях выставьте оценки за каждый этап нашего урока, подсчитав затем средний балл. Это оценка результативности нашего урока.


Домашнее задание

§ 44 , упражнение 244





Просмотр содержимого документа
«приложение (2)»



Художественный стиль























фера употребления:


  • Статья в научных журналах и сборниках

  • Монографии

  • Диссертации

  • Энциклопедии

  • Словари

  • Справочники




Просмотр содержимого документа
«Определи средство»

1) Определите троп

1)«Горячий снег», «Мертвые души», жидкие гвозди, Старый Новый год, грустная радость

2)Мальчик с пальчик, девочка-дюймовочка, «ниже тоненькой былиночки нужно голову клонить.

3) Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин)

4) Коль любить, так без рассудку

Коль грозить, так не на шутку

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!


5) Там, где , словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн…
(В. Брюсов)


6). Печальная береза
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она
(А. Фет)


7).Съешь еще тарелочку; весь город говорил об этом.


2.Найти соответствия. Как называется данный прием?

А. Нефть
Б. Зима
В. Прометей
Г. Япония
Д. Сабля
Е. Животные
Ж. Лев
З. Юность






1. Братья наши меньшие
2. Блистающая сталь
3. Царь зверей
4. Весна человеческой жизни
5. Седая чародейка
6. Черное золото
7. Страна восходящего солнца
8. Прикованный к скале титан



Просмотр содержимого документа
«лист оценивания»



Ф.И._____________________________

Вид работы

Оценка


Диктант «Верю – не верю»

0 ош. –«5»,

1 ош. – «4»,

2 ош. – «3»




Индивидуальная работа (защита постера)

6(+) –«5»,

4-5(+) – «4»,

3(+) –«3»




Определить средство выразительности

7(+) –«5»,

5-6(+) – «4»,

4(+) –«3»




Найти соответствие

7(+) –«5»,

5-6(+) – «4»,

4(+) –«3»





Работа с текстом

5(+) –«5»,

4(+) – «4»,

3(+) –«3»






Ф.И._____________________________

Вид работы

Оценка


Диктант «Верю – не верю»

0 ош. –«5»,

1 ош. – «4»,

2 ош. – «3»




Индивидуальная работа (защита постера)

6(+) –«5»,

4-5(+) – «4»,

3(+) –«3»




Определить средство выразительности

7(+) –«5»,

5-6(+) – «4»,

4(+) –«3»




Найти соответствие

7(+) –«5»,

5-6(+) – «4»,

4(+) –«3»





Работа с текстом

5(+) –«5»,

4(+) – «4»,

3(+) –«3»






Ф.И._____________________________

Вид работы

Оценка


Диктант «Верю – не верю»

0 ош. –«5»,

1 ош. – «4»,

2 ош. – «3»





Индивидуальная работа (защита постера)

6(+) –«5»,

4-5(+) – «4»,

3(+) –«3»





Определить средство выразительности

7(+) –«5»,

5-6(+) – «4»,

4(+) –«3»





Найти соответствие

7(+) –«5»,

5-6(+) – «4»,

4(+) –«3»






Работа с текстом

5(+) –«5»,

4(+) – «4»,

3(+) –«3»























Просмотр содержимого документа
«приложение 2»

По листопаду

Отцветающим подсолнухом свесилось над лесами солнце… И не стерпел, вздохнул шумно ветер возле березы. Всплеснула она руками, и полетели-посыпались оттуда не то листья, не то желтогрудые птахи. Березки-подростки к матери своей обернулись и тоже пустили пташек. А осень прислушивается за бугорком, приглядывается красноглазой калиной. А может, она же уставила немигающие черные глазенки с крушины?

Слушаю перешепот лесной и спускаюсь в низину. Из отавы приподнялась тоненькой девочкой поздняя купавка. Золотеет ее головка, и сама она, холодная, вздрагивает от утренней сырости. И совсем по-летнему раскрылся жарко-желтый козлобородник, и рядом в болотине взяла да и расцвела скромная калужница.

Не опустела округа, не замолчала. Вон парочка вяхирей сбила листья с берез, а там поднялась над колками стая горлиц. “Квох-ох, квох-ох…” - шумят дрозды-рябинники на безъягодной черемухе.

В лесной остудине все еще тоненько вытенькивают пеночки. Тут как бы лето с осенью на меже остановилось. Большие синицы со всех сторон попискивают и звоночками перекликаются. И полевые воробьи, как на базаре, о чем-то спорят. “Фи-фи-фи!” - насмешливо кричит один. “Чо-че, чо-чи-че?” - спрашивает другой. В охотничьем азарте на них внезапно налетает ястребенок, и воробьишки падают-забиваются в кусты.

А леса всё волнуются, перешёптываются, и с шорохом летят, летят листья… В колодчике сверху листья, и на дне медные полоски с краснотала, кругляши с берёз и осин. И всё метёт, заметает его листопад.

День засерел и сгас. И глухо стало, и вечер сиротливо мигнул огоньками звёздочек. Только шорох и шушуканье в темноте, только листья за воротником моим, под ногами, на плечах. Дышу яблочным запахом и чем-то ещё непонятно грустным и близким.






  1. Языковые средства


Тропы

Эпитеты_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сравнения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Олицетворения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Метафора___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Просмотр содержимого документа
«средства»


Художественно-выразительные средства


анафора (для усиления, подчёркивания предшествующего слова)

- повторение одного и того же слова или выражения в начале каждого ряда. (Ст.Ф.)

Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.

антитеза (для усиления выразительности речи)

- резко выраженное противопоставление понятий или явлений. (Ст.Ф.)

Тут зима - бесконечная,
Лето – короткое.

гипербола (с целью преувеличения како-го-нибудь явления)

- художественное преувеличение. (Троп)

В сто сорок солнц закат пылал.

литота (сделать акцент на что-либо)

- художественное преуменьшение. (Троп).

Мальчик с пальчик.

метафора (для создания компактности, о многом можно сказать одним словом)

- скрытое образное сравнение. (Троп)

Сыплет черёмуха снегом.

сравнение (для создания особой вырази-тельности и эмоциональности речи)

- образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим. (Троп)

Вдали он подобен цветным парусам корабля.

олицетворение (для создания образности, выразительности)

- наделение неживых предметов человеческими чув-ствами, мыслями, поступками. (Троп)

Синий колокольчик спит в тени берёз.

оксюморон (для выражения чувства раз-двоенности, необычности)

соединение двух понятий, противоречащих друг дру-гу. (Ст.Ф.)

Мёртвые души.
И горят снежинки золотым огнём.
Есть тоска весёлая в алостях зари.

метонимия (предельно краткое выражение мысли)

- сближение или сопоставление понятий по смежно-сти, когда явление или предмет обозначаются с по-мощью других слов. (Троп)

Кремль принял решение.
Весь пароход сбежался.

эпитет ( с целью сделать речь яркой и образной)

- художественное, образное определение. (Троп)

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

парафраза (с целью сделать изложение живым, лёгким для восприятия)

-замена названия лица, предмета или явления описа-нием их характерных черт.

Туманный Альбион (вместо Англия). 
Добытчики чёрного золота.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
план-конспект урока русского языка в 9 классе "Художественный стиль"

Автор: Злоба Елена Михайловна

Дата: 10.05.2016

Номер свидетельства: 325186


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства