~~Русский язык
1 класс
Тема: «Как проверить безударные гласные».
Цель: совершенствовать знания детей о правописании безударных гласных, применять знания при написании слов, развивать память, мышление, воображение, речь, навыки самостоятельной работы в тетради, с учебниками, прививать интерес к предмету посредством проведения нестандартной формы урока.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Все ль на месте, все ль в порядке
Книга, ручка и тетрадки?
Есть девиз у нас такой
Все что нужно под рукой
2. Актуализация
- У какого сказочного принца мы побывали на прошлом уроке? (у ударения)
- Что мы узнали об ударении, давайте цепочкой расскажем о нем:
Ударение:
- изменяет смысл слова
- есть в каждом слове
- слог, на который падает ударение – ударный
- падает на букву которая обозначает ударный гласный звук
- падает на все гласные буквы
- ё – всегда ударная.
Вывод: Слова не могут жить без ударения.
3. Новая тема.
А сегодня у нас не простой урок, к нам на урок пришла гостья. Давайте пригласим её.
Снежная Королева:
Пусть заметет метель и вьюга
Мне подчинилось все вокруг
Вы позабудете друг друга
Я превращу вас в снег и лед.
Я принесла кусочки льда
На них заданья написала
На что способны, вы, детишки?
Иль превратить мне вас в ледышки?
Ученик:
Уважаемая госпожа Снежная Королева. Я думаю, ребята будут стараться и выполнят ваши задания. Ну а пока я посмотрю, кто из вас быстро и бесшумно откроет тетрадь и запишет дату.
Я тетрадь свою открою
Уголочком положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь
Итак, посмотрим, какие задания принесла нам Снежная Королева.
1 льдинка – Словарный диктант.
Попробуйте отгадать загадки, ответы будем записывать и комментировать.
1. Скажет нам она му – му
Ты поймешь и я пойму
Что она издалека
Принесла нам молока
(корова)
2. Если кто – нибудь зевает
Чудеса со мной бывают
Поднимаюсь я – без ног,
Убегаю – без дорог
Хоть бегу недалеко
Не поймать, я …
(молоко)
3. И ушаст, и глазаст
И пугаться горазд
Заберется в куст и спит
Кочережку съест и сыт
(заяц)
4. Что за скрип, что за хруст,
Это что еще за куст
Как же быть без хруста
Если я …
(капуста)
5. Чик – чирик, к зернышкам прыг
Клюй, не робей
Кто это
(воробей)
6. Если бы я встала
То до неба бы достала
(дорога)
А сейчас для лучшего запоминания слов создадим ассоциативные образы.
(Составление предложений)
Корова дает молоко
Заяц ест капусту
Воробей прыгает на дороге
Итак, вы справились с первым заданием. Я думаю, что наша гостья довольна вами.
2 льдинка – чистописание.
Отгадай и пропиши.
Прозрачен как стекло,
А не вставить в окно
(лёд)
- с какой буквы начинается слово? Довольны с правописанием её.
Л
л
А сейчас мы покажем Снежной Королеве, как мы умеем кататься по льду, и какие красивые узоры мы рисуем
Постарайтесь, что бы у вас получились красивые узоры.
- Какие это буквы?
- Гласные буквы
- Что вы знаете о гласных буквах?
Гласные буквята
Прекрасные ребята
Парами гуляют
Танцуют и поют
Слоги создают
Буквы гласные
Очень опасные
Звук очень ясно слышится
А буква другая пишется.
- Как вы думаете, о каких гласных идет речь
/об ударных или безударных/
Ударные – ясно, безударные – неясно…
Например: вода, в(а)да
Чтобы грамотно записать слова, что мы должны сделать?
Алгоритм:
1) прочитать
2) поставить ударение
3) найти безударную гласную
4) проверить
Работа в справочниках.
- как мы проверим? (ударением)
- безударную гласную делаем ударной (вода – воды)
- для того, чтобы не забыть, давайте выучим следующие две строки:
Гласные ставь под ударение
Чтоб развеять все сомнения.
2. Физминутка
Встаньте из-за парт. Снежная Королева подула ветром, пустила вьюгу. Будем замерзать? Нет
Закрепление.
Погода Снежной Королевы хочет с вами поиграть. Я пишу на доске.
С…ды - а
Р…ды - я
В…сна - е
Тр…па - о
З… ма - и
Вывод: что помогло вам при решении орфографической загадки, что вы сделали (гласные под ударение).
Прочитаем правило в учебнике и запомним ст 59
- не зря в своей замечательной книге для детей Бурмако пишет:
«Хорошо живется ударной гласной корня, все ее отчетливо слышат, видят и правильно пишут. А как же быть безударной бедняжке. Помоги ей, поставь под ударение и она в благодарность так отчетливо зазвучит, что правильно её написать не составит труда.
- Вот и сегодня мы будем стараться писать без ошибок безударную гласную, ставьте её в сильную позицию – под ударение.
Работа с учебником (по образцу).
Коллективная работа с записью в тетрадь, 1 ученик у доски.
В: Как проверить безударную гласную.
Третья льдинка: работа с сигнальными карточками.
- Будьте внимательны: Снежная Королева хочет вас видеть хорошими льдинками в своем дворце.
Перед вами карточки с гласными буквами. На доске слова с пропущенными гласными. Прочитайте и поднимите ту гласную, которая пишется в этих словах. Устно прочтите слова.
Например: зв(__)рек, (е) – зверь.
Зв(__)рек
Л(__)док
П(__)ля
З(__)ма
Сн(__)гирь
К(__)рмушка
Цв(__)ты
Физминутка.
Четвертая льдинка. А сейчас Снежная Королева хочет, чтобы вы превратили ударную гласную в безударную (для этого изменяем в числах):
Мост – м(__)сты
Кит – к(__)ты
Стекла – ст(__)кло
Меч – м(__)чи
В: Безударную гласную проверяю
Число у слова изменяю.
Пятая льдинка.
Написать гласную букву и подобрать как можно больше проверочных слов:
В-о-дичка – водный,
Глазок – глаз, глазки, глазоньки,
Гористый – горы, горный.
В: Не всегда можно проверить безударную гласную: 1) изменяя число, надо подобрать слова, 2) родственное, где безударная гласная будет ударной.
Примечание: Не всегда безударную гласную можно проверить ударением, иногда они не проверяются – надо запомнить.
Из того что мы говорили, какие мы выводы сделали:
Алгоритм:
- прочитать - поставить ударение
- найти безударную гласную - и проверить
1 способ 2 способ
А) изменяю число Б) подобрать родственные слова
Вода – воды водичка – воды, водный.
Всегда ли можно проверить безударную гласную (нет надо запомнить) помидор.
Пятая льдинка. Домашнее задание.
Таким образом мы сегодня с вами победили Снежную Королеву, она нас не заколдует в льдинки, так как вы хорошо знаете правило правописания безударных гласных.
Снежная Королева: - Вы хорошо работали и справились со всеми моими зданиями, спасибо вам за урок. А теперь до свидания. Я ухожу вновь в свой сказочный мир.