Цель урока: закрепить знания учащихся о лексике с точки зрения ее употребления, совершенствовать умение определять лексическое значение слов, формировать умение находить в тексте художественные приемы, развивать интерес к прошлому своей страны. На уроке посторяются лингвистические понятия из раздела науки о языке "Лексика", знание лексического значения слов, сопоставление русских слов и иноязычных синонимов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(1)Как дивное эхо давно ушедших времен, завораживают взор творения Андрея Рублева, открывшего людям прелесть неяркой красы Руси. (2)Просторы небес, золотые пажити ее полей, голубые глаза озер и неторопливость рек. (3)Вещий голос живописи Рублева, чистый, правдивый, доносится из глубины веков, и мы видим белокаменные лебеди-храмы, зубчатые стены и гордые башни крепостей. (4)Редкой красотой любы нам творения Рублева, потому что угадываем в них душу пращуров наших.
(5)Прислушайся, и вдруг из бездны времени предстанут перед тобой стройные ряды шлемообразных воинов, лес копий. (6)Как две капли воды похожи они на воинов князя Игоря. (7)Набежала туча черная, кочевничья на солнышко красное, полетели стрелы вражьи, и несть им числа. (8)Много, много горького повидала Русь.
(9)Сын ее Андрей Рублев донес до дней сегодняшних радости и печали своего времени. (10)В его шедеврах будто слышится зов земли, перенесшей тяготы, но знавшей радость славных побед.
лексическое значение слов
чистый 3пр. -
любы 4пр. -
иноязычное слово
шедевр фр - произведение, являющееся высшим достижением искусства, мастерства.
найти устар. слова (архаизмы)
несть
вещий
взор
пращур
пажити
подобрать синонимы устаревшие к словам
голос - глас
вещий - пророческий
знаменитый - известный
творения - картины
взор - взгляд
1 предл. Завораживают - прямое или переносное значение?
2 предл. Золотые пажити
А какой еще художественный прием есть в 1 предл.?
Эпитет (дивное)
Каким художественным приемом является слово в переносном значении? МЕТАФОРА
Найдите метафору в этом предложении (голубые глаза озер). А как называется этот вид метафоры? ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
А есть еще олицетворение? (НЕТОРОПЛИВОСТЬ РЕК)
(попутно указывать вид предложения и чем они осложнены)
3 пр эпитет вещий голос,гордые башни, Метафора голос живописи
10 пр зов земли - метафора, славных побед - эпитет.
Творческое задание.
Составить небольшой текст или отдельные предложения так, чтобы написанные на доске слова употреблялись в нем как в прямом, так и в переносном смысле.
Теплый, золотой, железный, веселый, угрюмый.
Сняв теплую куртку и золотые украшения, Машенька отправилась на тренировку. Обстановка в зале была теплая. Золотой характер тренера давал возможность веселым спортсменам сочетать подготовку с отдыхом. Над железными брусьями летала хрупкая девичья фигурка. Обладая железным характером, гимнастка шла к намеченной цели. Угрюмое настроение Маши улетучилось. Теплая компания приняла ее в свои объятия.