kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение лексики в процессе подготовки к ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить знания учащихся о лексике с точки зрения ее употребления, совершенствовать умение  определять лексическое значение слов, формировать умение находить в тексте художественные приемы, развивать интерес к прошлому своей страны. На уроке посторяются лингвистические понятия из раздела науки о языке "Лексика", знание лексического значения слов, сопоставление русских слов и иноязычных синонимов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение лексики в процессе подготовки к ЕГЭ »

Урок русского языка в 10 классе


Тема урока: Изучение лексики в процессе подготовки к ЕГЭ.


Цель урока:

Закрепить знания учащихся о лексике с точки зрения ее употребления;

Совершенствовать умение определять лексические значения слов, находить в тексте архаизмы и историзмы, фразеологические обороты;

Формировать умение находить в тексте художественные приемы;

Вырабатывать позитивное отношение к истории Отечества,

Развивать интерес к прошлому своей страны.


Оборудование урока: П/К, проектор, раздаточный материал к уроку, репродукции

С русским языком можно творить

чудеса. Нет ничего такого в жизни и

в нашем сознании, что нельзя было бы

передать русским словом.

К.Г.Паустовский


Ход урока: 1. ОРГМОМЕНТ.


2. Вступительное слово учителя.

Мы с вами повторяем изученный ранее материал по теме "Лексика".

Этот материал встречается в разных заданиях тестов ЕГЭ.

- Что изучает раздел науки о языке?


Слова… Слова… Слова…


Всему название дано -

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз -

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно - давно привычно нам,

Другое - незнакомо…

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов-

Купаться ежечасно!


3. Повторение раздела "Лексика" по блок-схеме.


Скажите, какие понятия из раздела "Лексика" вам знакомы?



Омонимы Синонимы Антонимы



ЛЕКСИКА


Исконно русская Заимствованная



Общеупотребительная Ограниченная в употреблении


Устаревшие Новые

(Архаизмы (неологизмы)

Историзмы)

Диалектные Профессиональные


4. Проверка домашнего задания.

Упр. 61 (Учебник Власенкова)

Словарная работа.

(К данным старославянизмам подобрать соответствующие русские слова)



Прах - порох, глава - голова, нрав - норов, елень - олень, одежда - одежа, рождать - рожать, брег - берег, невежда - невежа, полнощный - полночный, чуждый - чужой, страна - сторона, един - один, краткий- короткий, врата - ворота, агнец - ягненок, глад - голод.


Упр. 58


Подобрать к заимствованным словам русские синонимы.


Абстрактный - отвлеченный;

Вульгарный - грубый, неприличный, пошлый, упрощенный;

Пассивный - бездеятельный, вялый, безучастный;

Игнорировать - намеренно не замечать, пренебрегать;

Оригинальный - подлинный, самобытный, своеобразный;

Актуальный - важный, насущный, злободневный;

Идеальный - возвышенный, образцовый.



Упр. 62 (Выписать заимствованные слова)

Музей (лат), алфавит (греч), абажур (фр.), джинсы - (анг), синтаксис (греч) , колледж (фр), мэр (фр), пюре (фр), халва (тур), джемпер (англ), конспект (лат), партер (фр), хобби (англ), дуэт (ит), опера (ит), макароны (ит), гардероб (фр), зодчий , цирк (лат), лифт (англ).



5. Работа с текстом.


Текст


Живопись Андрея Рублева

(1)Как дивное эхо давно ушедших времен, завораживают взор творения Андрея Рублева, открывшего людям прелесть неяркой красы Руси. (2)Просторы небес, золотые пажити ее полей, голубые глаза озер и неторопливость рек. (3)Вещий голос живописи Рублева, чистый, правдивый, доносится из глубины веков, и мы видим белокаменные лебеди-храмы, зубчатые стены и гордые башни крепостей. (4)Редкой красотой любы нам творения Рублева, потому что угадываем в них душу пращуров наших.

(5)Прислушайся, и вдруг из бездны времени предстанут перед тобой стройные ряды шлемообразных воинов, лес копий. (6)Как две капли воды похожи они на воинов князя Игоря. (7)Набежала туча черная, кочевничья на солнышко красное, полетели стрелы вражьи, и несть им числа. (8)Много, много горького повидала Русь.

(9)Сын ее Андрей Рублев донес до дней сегодняшних радости и печали своего времени. (10)В его шедеврах будто слышится зов земли, перенесшей тяготы, но знавшей радость славных побед.



  1. лексическое значение слов

чистый 3пр. -

любы 4пр. -

  1. иноязычное слово

шедевр фр - произведение, являющееся высшим достижением искусства, мастерства.

  1. найти устар. слова (архаизмы)

несть

вещий

взор

пращур

пажити

  1. подобрать синонимы устаревшие к словам

голос - глас

вещий - пророческий

знаменитый - известный

творения - картины

взор - взгляд

  1. 1 предл. Завораживают - прямое или переносное значение?

2 предл. Золотые пажити

А какой еще художественный прием есть в 1 предл.?

Эпитет (дивное)

Каким художественным приемом является слово в переносном значении? МЕТАФОРА

Найдите метафору в этом предложении (голубые глаза озер). А как называется этот вид метафоры? ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

А есть еще олицетворение? (НЕТОРОПЛИВОСТЬ РЕК)

(попутно указывать вид предложения и чем они осложнены)


3 пр эпитет вещий голос,гордые башни, Метафора голос живописи

4 пр душу пращуров наших - инверсия

5 пр бездна времени метафора,лес копий - метафора

6 пр как две капли воды - фраз

7 пр инверсия -набежала туча черная, на солнышко красное,полетели стрелы вражьи,

8 пр повтор - много, много - повтор, инверсия повидала Русь

9 пр инверсия - до дней сегодняних

10 пр зов земли - метафора, славных побед - эпитет.

  1. Творческое задание.


Составить небольшой текст или отдельные предложения так, чтобы написанные на доске слова употреблялись в нем как в прямом, так и в переносном смысле.


Теплый, золотой, железный, веселый, угрюмый.


Сняв теплую куртку и золотые украшения, Машенька отправилась на тренировку. Обстановка в зале была теплая. Золотой характер тренера давал возможность веселым спортсменам сочетать подготовку с отдыхом. Над железными брусьями летала хрупкая девичья фигурка. Обладая железным характером, гимнастка шла к намеченной цели. Угрюмое настроение Маши улетучилось. Теплая компания приняла ее в свои объятия.


  1. Работа с тестами.

Выполнение заданий А2,11, 30 и В8


Итог урока.

Домашнее задание: Упр. 50, упр. 67.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Изучение лексики в процессе подготовки к ЕГЭ

Автор: Власенко Татьяна Васильевна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Организация работы кабинета английского языка "
    ["seo_title"] => string(52) "orghanizatsiia-raboty-kabinieta-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "148306"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419656327"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Аффиксация   как основной способ словообразования  при подготовке к ЕГЭ по английскому языку "
    ["seo_title"] => string(97) "affiksatsiia-kak-osnovnoi-sposob-slovoobrazovaniia-pri-podghotovkie-k-iege-po-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "213966"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432190519"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ. "
    ["seo_title"] => string(46) "komplieksnyi-analiz-tieksta-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107949"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403512935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства