kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изобразительные возможности русского словообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация учебного занятия 1) Описание учебного занятия • Тема: Изобразительные возможности русского словообразования • Предметная область: русский язык • Участники учебного занятия: студенты 1 курса специальности 050146 «Преподавание в начальных классах». • Цель: формирование представления о словообразовательном повторе как художественном приёме, основанном на изобразительных возможностях русского словообразования. 2) Краткое содержание. Студенты осуществляют следующие виды деятельности: 1. комментирование эпиграфа в соответствии с темой занятия; 2. группировка слов по морфемному признаку; 3. соотнесение грамматического значения словоформы и его средства выражения - окончания; 4. формулировка понятия каждой морфемы; 5. морфемный анализ слова; 6. подбор однокоренных слов по данным словообразовательным моделям; 7. устное сообщение по теме; 8. анализ слов, образованных по одной словообразовательной модели в художественных текстах; 9. рефлексия – обобщение по теме. 3) Основа учебного занятия: • Содержание, соответствующее образовательному стандарту по дисциплине «Русский язык» (специальность «Преподавание в начальных классах»). • Раздел: «Морфемика. Словообразование». 4) Дидактические и методические задачи: Создать условия • для формирования компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с языковым материалом; • формирования языковых понятий в их взаимосвязи (окончание – грамматическое значение части речи, корень – лексическое значение, суффикс, приставка – оттенки смыслового значения); • развития монологической речи; • совершенствования постижения замысла художественного произведения путём анализа словообразовательного повтора; • формирования критического мышления, навыков работы в команде. Время работы – 1 час, 20 минут 1) Автор: преподаватель русского языка и литературы Николаевского-на-Амуре педагогического колледжа КМНС – филиала КГБОУ СПО «ХПК» Попова С. В. Источники информации: 1. А. М. Земский. Русский язык в двух частях. М.: «Просвещение», 1986 г. 2. Л. Л. Касаткин, Л. П. Крысин, М. Р. Львов, Т. Г. Терехова. Русский язык в двАннотация учебного занятия 1) Описание учебного занятия • Тема: Изобразительные возможности русского словообразования • Предметная область: русский язык • Участники учебного занятия: студенты 1 курса специальности 050146 «Преподавание в начальных классах». • Цель: формирование представления о словообразовательном повторе как художественном приёме, основанном на изобразительных возможностях русского словообразования. 2) Краткое содержание. Студенты осуществляют следующие виды деятельности: 1. комментирование эпиграфа в соответствии с темой занятия; 2. группировка слов по морфемному признаку; 3. соотнесение грамматического значения словоформы и его средства выражения - окончания; 4. формулировка понятия каждой морфемы; 5. морфемный анализ слова; 6. подбор однокоренных слов по данным словообразовательным моделям; 7. устное сообщение по теме; 8. анализ слов, образованных по одной словообразовательной модели в художественных текстах; 9. рефлексия – обобщение по теме. 3) Основа учебного занятия: • Содержание, соответствующее образовательному стандарту по дисциплине «Русский язык» (специальность «Преподавание в начальных классах»). • Раздел: «Морфемика. Словообразование». 4) Дидактические и методические задачи: Создать условия • для формирования компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с языковым материалом; • формирования языковых понятий в их взаимосвязи (окончание – грамматическое значение части речи, корень – лексическое значение, суффикс, приставка – оттенки смыслового значения); • развития монологической речи; • совершенствования постижения замысла художественного произведения путём анализа словообразовательного повтора; • формирования критического мышления, навыков работы в команде. Время работы – 1 час, 20 минут 1) Автор: преподаватель русского языка и литературы Николаевского-на-Амуре педагогического колледжа КМНС – филиала КГБОУ СПО «ХПК» Попова С. В. Источники информации: 1. А. М. Земский. Русский язык в двух частях. М.: «Просвещение», 1986 г. 2. Л. Л. Касаткин, Л. П. Крысин, М. Р. Львов, Т. Г. Терехова. Русский язык в двух частях. М.: «Просвещение», 1989 г. 3. С. И. Львова. Уроки словесности. «Дрофа», 1996 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Тема: Изобразительные возможности русского словообразования.

Слово не есть наша

произвольная выдумка: всякое

слово, получающее место в лексиконе

языка, есть событие в области мысли.

В. А. Жуковский

Цель: формирование представления о словообразовательном повторе как художественном приёме, основанном на изобразительных возможностях русского словообразования.

Задачи:

  • повторить понятие морфем русского языка,

  • развивать умение устанавливать соответствие грамматического значения слова как части речи и средства его выражения – окончания,

  • совершенствовать навык подбора однокоренных слов и отличия их от форм слова,

  • развивать умение анализировать семантику приставок и суффиксов, определяя их изобразительную роль в словообразовательном повторе художественного текста.


1. Актуализация изученного. Целеполагание.

-Прочитайте эпиграф к уроку. О каком событии из жизни слов нашего языка говорил Жуковский? (об образовании слов, о пополнении лексического состава языка)

-Какие разделы языкознания «причастны» к образованию слов? («Морфемика» и «Словообразование»).

Цель повторения этих разделов сформулируем после выполнения практического задания.

1.1. -Найдите «лишнее слово», мотивируйте свой ответ: герой, большой, чужой, второй (приложение, слайд 1).

«Лишним» является слово «герой», т. к. имеет нулевое окончание, все остальные слова имеют окончание –ой.

-Что выражает нулевое окончание в слове «герой» и окончание –ой в других словах?

Нулевое окончание в слове «герой» указывает, что данное слово является именем существительным, употребленным в значении м. р., 2 скл., ед. ч., им. п.

Окончание –ой в словах «большой», «чужой» указывает, что они относятся к имени прилагательному и употреблены в форме ед. ч., м. р., им. п.; в слове «второй» это окончание указывает на имя числительное (порядковое), которое употреблено в той же самой форме.

-Дайте определение, какая морфема называется окончанием.

Окончание – изменяемая часть слова, которая находится после корня, суффикса или постфикса и служит для формоизменения, при этом выражает грамматическое значения слова как части речи.

-Какая часть слова в наибольшей степени противопоставлена окончанию? Дайте ей определение.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов. Корень выражает стабильное значение, а окончание – постоянно изменяющиеся связи слов.

-Как называется часть слова без окончания? (Основа).

1.2. -Произведите полный морфемный разбор слов и дайте определение частям слова, которые отсутствуют в данной словообразовательной модели (суффиксам и приставкам).


1.3.- Чем обладают суффиксы и приставки? (Способностью передавать определенные языковые значения, оказывая влияние на лексическое значение всего слова).

-Как используется семантика данных морфем в художественных произведениях? После сообщения по теме сформулируйте цель занятия.

1.4. Сообщение на тему: «Изобразительные возможности русского словообразования».

Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и разнообразием. По подсчетам современных лингвистов, примерно 90% слов нашего языка являются производными, а это значит, что 9 из 10 слов прошли через «словообразовательный круг» в языке и имеют в своем составе словообразовательные морфемы, которые придают словам разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки.

В настоящее время в русском языке насчитывается огромное количество морфем, которые являются строительным материалом для уже образованных и вновь создающихся слов. Так, 60 тысяч слов из «Орфографического словаря» и 17-томного толкового словаря конструируются с помощью 4,5 тысячи корней, около 500 суффиксов и 100 приставок. Каждая из этих морфем оказывает влияние на лексическое значение слова, формирует это значение. Количественный состав морфем, развитая синонимика значимых частей слова, разнообразие способов образования слов в конечном счете определяют лексическое богатство русского языка, безграничные возможности для словотворчества, для языкового новаторства.

Секрет изобразительной силы русского словообразования состоит в том, что оно отличается исключительной стилистической гибкостью. Путем присоединения приставок или суффиксов создаются словообразовательные варианты, которые получают определенную функционально-стилистическую закрепленность. Те или иные словообразовательные модели оказываются более продуктивными в определенных стилях речи: потребовать- востребовать, шитьё – пошив, работник – работяга, мультфильм – мультик, пиление – пилка, закаливание – закалка и т. д.

Изобразительные возможности словообразования послужили возникновению художественных приемов (один из них – словообразовательный повтор), которые во все времена использовали писатели и поэты, выражая замысел своего произведения.

-Сформулируйте цель занятия.

2. Осмысление темы.

2.1. Работа в группах. Подберите однокоренные к словам «чужой, «большой», «второй» в соответствии со словообразовательными моделями (приложение, слайды 2-4):

1. Окончание – основа: корень, суффикс.

2. Окончание – основа: корень, приставка.

3. Окончание – основа: корень +соединительная гласная + корень + суффикс.

4. Окончание – основа: корень +соединительная гласная + корень.

5. Основа: корень, приставка, суффикс.

-Какова роль суффиксов и приставок в данных словах? (образуют однокоренные слова, вносят в их лексическое значение оттенки смысла в соответствии с принадлежностью к той или иной части речи).

2.2. Обратимся к художественным текстам, чтобы реализовать цель нашего занятия.

-Найдите в художественных текстах слова, образованные по одной словообразовательной модели. Обозначьте её графически.

Определите, какое значение придают приставки или суффиксы этой словообразовательной модели, как передают замысел автора (приложение, слайд 5).

1 группа (приложение, слайд 6). В стихотворении М. Цветаевой по одной словообразовательной модели образованы слова - глаголы, деепричастия: расставили, рассадили; расклеили, распаяли; развели, распяв; расслоили; расселили; рассовали, разбили. Эта модель имеет значение «утраты, разъединения, разобщения». Усилению этого значения служит и сопоставление этих слов с глаголами, содержащими приставку рас-, но со значением «доведение действия до конца, завершение интенсивного действия»: не рассо’рили – рассори’ли, не расстроили – растеряли.

Образ насильственной разлуки, так страстно переданный автором с помощью повтора слов с приставкой раз-(рас-), усиливается другими языковыми средствами: повторением резкого, «бьющего», «разъединяющего» звука [р] в этих же приставках, насыщением текста словами со значением пространства (версты, мили, дали, два разных конца земли, трущобы земных широт).

2 группа (приложение, слайд 7). В художественных произведениях А. Фета, С. Маршака, Л. Карелина по одной словообразовательной модели образованы слова – глаголы с приставкой про-: прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось; пролетели, протекли; проходили, проносились, пролетали. Приставка про- в этих словах выражает значение «законченности действия, связанного с преодолением какого-либо пространства». Так, например, в стихотворении Фета этот словообразовательный повтор помогает создать образ надвигающейся грозы.

3 группа (слайд 8). В стихотворении К. Бальмонта по одной словообразовательной модели образованы слова – имена существительные с приставкой без-: безвыходность, безгласность, безбрежность, безглагольность. Приставка без- в этих словах выражает значение «отсутствия какого-либо состояния, лишение его динамики». Данные существительные помогают создать образ всеобщего покоя, застывшего и горестного, охватившего всё вокруг.

3. Рефлексия.

-Какова роль повтора словообразовательной модели в художественном тексте? (приложение, слайд 9)

Повтор словообразовательной модели – это художественный прием, который используют авторы, употребляя слова с одними и теми же приставками и суффиксами для создания неповторимого образа, усиления главной мысли и переживаний лирического героя. Это возможно потому, что каждая из морфем оказывает влияние на лексическое значение слова, формирует его, реализуя тем самым изобразительные возможности русского словообразования.

Домашнее задание. Подобрать отрывки из художественных текстов и определить значение словообразовательного повтора в них.





















Просмотр содержимого презентации
«Приложение »

Изобразительные возможности русского словообразования   Найдите лишнее слово: герой  большой  чужой  второй

Изобразительные возможности русского словообразования

Найдите лишнее слово:

герой

большой

чужой

второй

Большой –   большенький,    большущий,    небольшой,    пребольшой ,   большеглазый

Большой –

большенький,

большущий,

небольшой,

пребольшой ,

большеглазый

Чужой -   чужак,   чужестранец,   чужеродный.

Чужой -

чужак,

чужестранец,

чужеродный.

Второй –  Вторичный,  второклассник ,  второсортный,  во-вторых.

Второй –

Вторичный,

второклассник ,

второсортный,

во-вторых.

Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели 1 . Найдите в художественных текстах слова, образованные по одной словообразовательной модели. Обозначьте её графически.  2. Определите, какое значение придают приставки или суффиксы этой словообразовательной модели, как передают замысел автора.

Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели

1 . Найдите в художественных текстах слова, образованные по одной словообразовательной модели. Обозначьте её графически.

2. Определите, какое значение придают приставки или суффиксы этой словообразовательной модели, как передают замысел автора.

Расстояние: версты, мили… Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли. Расстояние: версты, мили… Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это – сплав Вдохновений и сухожилий… Нас рассорили – рассорили, Расслоили… Стена да ров. Расселили нас, как орлов – Заговорщиков: версты, дали… Не расстроили – растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж – ну который – март?! Разбили нас – как колоду карт! (М. Цветаева)

Расстояние: версты, мили…

Нас расставили, рассадили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Расстояние: версты, мили…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий…

Нас рассорили – рассорили,

Расслоили…

Стена да ров.

Расселили нас, как орлов –

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт! (М. Цветаева)

1 . Прозвучало над ясной рекою,  Прозвенело в померкшем лугу,  Прокатилось над рощей немою,  Засветилось на том берегу. (А.Фет)  2. Быстро дни недели пролетели,  Протекли меж пальцев, как вода,  Потому что есть среди недели  Хитрое колесико – среда. (С. Маршак)  3. А вы везде зван, всем приятен. Наши женщины, помню, столбенели, когда вы проходили мимо. Проносились. Пролетали. (Л. Карелин)

1 . Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу. (А.Фет)

2. Быстро дни недели пролетели,

Протекли меж пальцев, как вода,

Потому что есть среди недели

Хитрое колесико – среда. (С. Маршак)

3. А вы везде зван, всем приятен. Наши женщины, помню, столбенели, когда вы проходили мимо. Проносились. Пролетали. (Л. Карелин)

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаённой печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали. Приди на рассвете на склон косогора,- Над зябкой рекою дымится прохлада, Чернеет прохлада застывшего бора, И сердцу так больно, и сердце не радо. Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далёко-далёко. Во всем утомленье, глухое, немое. (К. Бальмонт)

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаённой печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора,-

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет прохлада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далёко-далёко.

Во всем утомленье, глухое, немое. (К. Бальмонт)

Какова роль повтора словообразовательной модели в художественном тексте?

Какова роль повтора словообразовательной модели в художественном тексте?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изобразительные возможности русского словообразования

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Внутрипредметный образовательный модуль  по русскому языку «Секреты русского словообразования»"
    ["seo_title"] => string(89) "vnutripriedmietnyiobrazovatielnyimodulporusskomuiazykusiekrietyrusskoghoslovoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "329520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463944993"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа по предмету русский язык 7 класс к учебнику М.М. Разумовской "
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-russkii-iazyk-7-klass-k-uchiebniku-m-m-razumovskoi"
    ["file_id"] => string(6) "127644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415353580"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Развитие творческих способностей учащихся, через использование коммуникативно-речевых упражнений на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(144) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-chieriez-ispol-zovaniie-kommunikativno-riechievykh-uprazhnienii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "169063"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423334403"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "«Соединительные гласные O-Е в сложных словах» "
    ["seo_title"] => string(52) "soiedinitiel-nyie-ghlasnyie-o-ie-v-slozhnykh-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "178124"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424778702"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Лингвистика – это увлекательная наука "
    ["seo_title"] => string(39) "linghvistika-eto-uvliekatiel-naia-nauka"
    ["file_id"] => string(6) "243312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445693640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства