Тема урока "Род имен существительных" Цель: обеспечение условий для практического использования знаний и представлений учащимися о правописании имен существительных мужского, женского и среднего рода, осознанного применения орфограммы при решении учебных задач. |
Целеполагание для ученика: Осознать значение знаний об имени существительном. Определять существительные по родам. Применять полученные знания в практических ситуациях. Соблюдать правила поведения на уроке. | Целеполагание для учителя (управленческие задачи) Организовать активную познавательную деятельность учащихся через решение проблемы в процессе продуктивной деятельности: - обобщить знания о мужском, женском, среднем роде имен существительных с их применением в практической ситуации; - использовать полученные знания в практической ситуации; - организовать процесс конструирования предлагаемых учебных ситуаций, определение путей их решения. Организовать работу по извлечению информации и её преобразованию в другой формат. Использовать интерес учащихся при изучении нового материала. Стимулировать детей к полным ответам. Формировать навык парной работы. Воспитывать чувство сопричастности к окружающей среде |
Планируемый результат: успешная реализация предметных и творческих способностей обучающихся | Личностные: осознание необходимости процесса обучения, владение коммуникативными умениями при работе в парах, проявление активной позиции на уроке.. Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения. Предметные: осмысление понятия "имя существительное", осознанное выявление знакомых орфограмм; применение алгоритма решения задач; контролирование собственной деятельности; проведение самооценки. |
Универсальные учебные действия: | Личностные: осознание необходимости процесса обучения Регулятивные: освоение способов построения и моделирования при решении проблемных учебных ситуаций. Познавательные: осмысление значимости понятия орфограмм для грамотного письма. Коммуникативные: выполнение осознанных речевых действий с использованием предметных терминов. |
Опорные понятия, термины: | Новые понятия, термины: |
Образовательные ресурсы: дидактический материал, раздаточный материал |
Этап урока | Содержание материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Индивидуализация |
1.Самоопределение к деятельности (1 мин) Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствие - настрой на позитивную деятельность | - Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Настроить учащихся на интересную плодотворную работу |
2. Актуализация знаний. Введение в проблему. (4 мин) Цель: мотивация учащихся на осознание решения выявленной проблемы в процессе деятельности | Введение в содержание урока 1.Развитие ВПФ - задания на развитие высших психических функций ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ - поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте и в уголке карандашом поставьте отметку. Повторение пройденного материала на карточках слова волна, гнездо, земля, дядя, море, голубь , дедушка, метель, диван, платье, река, пальто, карамель - Прочитайте слова. По какому признаку можно разделить слова на 3 группы? Представление информации об имени существительном в тетради - давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном, для этого отобразите характеристику существительного в тетради. Расскажите по таблице об имени существительном? (Имя существительное – это часть речи. – Обозначает предмет. – Отвечает на вопросы кто? и что? – Имена существительные бывают собственными и нарицательными. – Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными. – Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа. – Встречаются имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, например, ножницы, и форму только единственного числа, например, молоко Каждое имя существительное принадлежит к определенному роду. - Сегодня мы с вами расширим знания об имени существительном | - Мотивирует учащихся на выполнение работы. через собственную потребность в развитии ВПФ. -Организация взаимопроверки, формулирование выводов - Создает условия для выполнения задания -Стимулирует учащихся на аргументированный ответ -Организует продуктивную проверку выполнения задания - Обогащает активный словарь учащихся | -Актуализируют необходимость развития ВПФ -Выполняют задания - Обозначают выявленные проблемы - Организуют взаимопроверку, проводят рефлексию - Выполняют задание по условию - Сверка результатов -Вычленяют информацию из модели | -Использование временных ограничений - Оречевление действий учащимися. - Учет психологических особенностей детей (использование раздаточного материала) - Использование приема "моделирование" |
3. Постановка учебной задачи (3 мин) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала | Карточки со славами: Ж.р. | М.р. | С. Р. | Тетя | дядя | море | земля | судья | Платье | Волна | дедушка | солнце | девочка | папа | гнездо | Метель | стол | пальто | Сирень | Мальчик | окно | Какую закономерность вы видите? различные или одинаковые окончания? Куда мы можем отобразить это в схеме? Дополните. | - Осуществляет опору на графический образ информации небольшими, логическими законченными дозами - Мотивирует учащихся на выявление проблемы. - Направляет учащихся на определение личностных целей | - Осознанно воспринимают зрительную информацию, декодируют её в устную речь - Строят осознанные речевые действия, анализируют учебные ситуации | - Использовать прием исключения для определения темы урока - Учет возрастных особенностей через использование наглядно - иллюстративного ряда |
4. "Открытие" новых знаний (12 мин) Цель: содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору | Работа по учебнику Стр. 27 упр 43 Жареный картофель Широкое шоссе Красный помидор Вкусная карамель Московское метро Известная фамилия Зимнее пальто Душистая сирень Стройный тополь Яблочное повидло Физминутка Учитель называет существительные, если оно М.р. - дети поднимают руки вверх, Ж.р. - подпрыгивают, Ср.р.- приседают. | Построить процесс осознанной практической деятельности. - Подвести учащихся к осознанному способу изменения содержания задания, основываясь на краеведческий материал - Способствовать умению отличать собственные имена существительные от нарицательных - Познакомить с новой информацией, дать определение новых слов | - Моделируют ситуацию по выявлению мужского, женского, среднего рода имен существительных - Моделируют новую учебную ситуацию - Оречевляют деятельность - Осуществляют двигательную активность | - Использовать прием эмоционального стимулирования учения для организации обратной связи - |
5. Закрепления новых знаний и способов действий. (5 мин) Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Игра «Собери портфель» 1-й ряд – сущ. ж.р 2-й ряд – сущ м.р. 3-й ряд – сущ. ср.р Птицы, каникулы, животное, олени, медведь, север, ремень, тетрадь, яблоко, ружья, ножницы, небо, работа, дело, чтение, дорога, врач, реки, трава. – Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного во множественном числе? - Подберите и запишите самостоятельно по 2 существительных каждого рода. - А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа. - поставьте оценки 2. Фронтальная работа. Работа с преобразованием информации - работа по карточке Задание: определить род существительных Самолеты, снежинки, метели, волны, столы, моря, медали, дожди, окна, поля, голуби, лампочки, глобусы, листы, дома, куклы, сумки, шкафы. | Создает ситуацию успеха, оказывая направляющую помощь, организует конструктивное взаимодействие в парной работе | - Активно вступают в конструктивное взаимодействие в паре - Принимают инструкцию практической деятельности - Предлагают пояснения по результатам выполнения задания | Использовать прием сопоставления научных и житейских толкований изучаемого материала |
6.Включение в систему знаний и повторения (3 мин) Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, создание ситуации успеха | - Давайте заполним схему по новой теме. - сделайте вывод по таблице (1. каждое имя существительное (в единственном числе) принадлежит к определенному роду : мужскому, женскому или среднему. 2. имена существительные, которые можно заменить местоимением он, - мужского рода: стол, дядя, дедушка. имена существительые, которые можно заменить местоимением она,- женского рода: волна, земля, метель. имена существительые, которые можно заменить местоимением оно, - среднего рода: солнце, гнездо. Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания: М.р. нулевое, я, а Ж.р. а, я , нулевое С.р. е, о) | Использует словесный метод для вопросно-ответного общения, метод моделирования для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся по данной теме | - Осмысленно отвечают на вопросы - Моделируют условие задания для осознанного восприятия информации - Аргументируют словесные ответы, используя знаниевый компонент материала - Проводят самооценку | - Использовать прием эмоционального стимулирования учения для организации обратной связи |
7. Рефлексия деятельности. (2 мин) Цель: самооценка результатов деятельности | рефлексия деятельности - вот и подошел к концу наш урок. Ребята, какая информация для вас была новой? Что запомнилось? Кому было трудно? Кому легко? В чем возникла трудность? Поставьте карандашом отметку, которую вы бы себе сегодня поставили. Стр. 28. дз 45 | Мотивирует обучающихся к рефлексии, организует обратную связь. | Учащиеся оценивают свою деятельность | - Использовать прием эмоционального стимулирования учения для организации обратной связи |
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)