Открытый урок русского языка в 3 классе.
Учитель: Т.А.Секисова.
Тема: Изменение имен существительных по падежам.
Цель: Содействовать развитию умения различать падежи и их вопросы, задавать вопросы к именам существительным.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Личностные:
формировать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
Работать над развитием мыслительных способностей детей в сочетании с эмоциональным и нравственным формированием личности ребенка.
Познавательные УУД:
Познакомить с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами и в зависимости от вопроса ;
формировать умение определять падеж по вопросу с опорой на таблицу;
развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление детей,
интерес к русскому языку;.
Регулятивные УУД:
формировать умение высказывать своё предположение на основе анализа и синтеза;
формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формировать умение прогнозировать предстоящую работу ;
формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Развитие у детей способности наблюдения и анализа.
Коммуникативные УУД:
формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
продолжать работу над развитием связной речи учащихся;
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
приобщать детей к участию в диалоге при обсуждении поставленной задачи;
приучать детей к участию в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.
воспитывать аккуратность, трудолюбие и взаимовыручку
Оборудование: компьютер, доска, презентация, карточки с опорными словами.
Сценарий урока
1. Мотивация учебной деятельности.
Уч. Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять –
Чтобы грамотней писать.
2.Чистописание. 1(б)- за аккуратность.
Попугайчик, попугай.
Папу с мамой не пугай.
Не ищи жучка в крупе.
А найди нам букву …( п)
-Что обозначает в русском языке буква П?
( Обозначает парный согласный, мягкий и твёрдый звуки)
-Продолжите закономерность:
ппПп пППп
3.Словарно-орфографическая работа.
- Откройте учебник на стр 124. Найдите слово на букву п, которое означает ключевое слово нашего урока. Запишите в тетрадь.
4. Актуализация знаний.
Слово падеж.
Уч. - Можете ли вы объяснить значение нового словарного слова?
-Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.
. Слово «падеж» произошло от латинского “CASUS”- падение.
Имена существительные употребляясь в речи «падают» той или иной
формой, т.е т.е. изменяют свою форму.
5. Решение проблемной ситуации.
Уч.- А зачем нам вообще изменять слова? Давайте использовать их в первозданном виде.
Что уже изучили по этой теме? /падежи/
- Объясните значение фразеологизма: «Беречь как зеницу ока» (2б)
-Какое задание мы можем выполнить?
(Запишите, определите падеж имён существительных.)
6.Постановка учебной цели:
Запишите пословицу: « Правда в огне не горит и в воде не тонет»
- Объясните значение пословицы, какое задание можете предложить?
(Определить падеж имён существительных.)
- Предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Определять падеж имён существительных)
1. Работа в группах по карточкам ( упр.6)
Вывод: Как определяли падежи? ( по вопросам)
Физкультминутка
( Физзарядку дети проводят сами)
7. Закрепление знаний и способов действий.
1.Выяснение роли окончания в слове. (3б)
На доске: Зимовать зима
зимний до зимы
зимовка зимой
зимушка о зиме
перезимовать зимы
- Что объединяет слова каждой группы? ( Первая группа- однокоренные слова, вторая – формы одного и того же слова)
-Чем различаются родственные слова? ( Слова разных частей речи; образованы с помощью суффиксов и приставок)
- Чем различаются формы одного и того же слова? ( У них разные окончания)
- Какая часть слова помогает изменить форму слова? ( окончание)
- Зачем нужны разные формы одного и того же слова?( для связи слов в предложении)
2. Работа с деформированными предложениями.(2б)
На партах карточки:
С друг можно разделить и радость и беда.
Дерево дорого плоды, а человек дело.
-Придумайте задание к упражнению.( Дети предлагают задание: « Изменить форму имён существительных в соответствии со смыслом предложения»)
Дети работают в парах . Проверяется выполнение задания.
- Что помогло правильно выбрать форму имени существительного? ( вопрос, который задавали к имени существительному)
Как задавали вопрос? ( от главного слова к зависимому)
Уч. -Какая часть слова у имен существительных изменилась? /окончание/
-Для чего нам нужно окончание? /для связи слов в предложении/
-Значит, существительные изменяют свои окончания, когда оказываются рядом с другими словами, следовательно, изменять существительные надо!
-Что помогло слову «другом» изменить свою форму? /вопрос с кем? /
- Что помогло слову «плодами» изменить свою форму? / вопрос чем?/
- Что помогло слову «делами» изменить свою форму? / вопрос чем?/
- -Как называется изменение имен существительных по вопросам? / изменение по падежам или склонение имён существительных/
3.Самостоятельная работа упр № 7
( 1.Кто выполнил задание 1.- ставит 1б; 2. Кто выполнил задание 2-3б;
3. Кто выполнил задание 3- 3б)
-Одинаковы ли окончания у существительного ВОДА? ( нет)
-Почему? ( изменяли по падежам)
-Вывод: Для чего мы изучаем падежи? ( Для связи слов в предложении)
8. Домашнее задание: упр 10, «5б»-(1,2)
«3б»-(1)
9. Подведение итогов. Рефлексия.
-Падеж, это словоизменение или словообразование?
-Что заставляет слова изменять свою форму?
-Что нового мы можем добавить к нашему правилу о имени существительном?
-Кто из ребят, сегодня помогал в открытии нового?
Оцените свою работу: ( посчитайте жетоны (баллы)
Спасибо всем за урок!
.