Тема: « Изменение имен существительных по падежам »
Цели:
Формирование представления о склонении имен существительных, знакомство с названиями падежей и падежными вопросами. Формирование первоначального умения определять падеж имен существительных.
Коррекция и развитие внимания, правильного восприятия, памяти. Развитие познавательной активности.
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Изменение имен существительных по падежам »»
Тема: «Изменение имен существительных по падежам»
Цели:
Формирование представления о склонении имен существительных, знакомство с названиями падежей и падежными вопросами. Формирование первоначального умения определять падеж имен существительных.
Коррекция и развитие внимания, правильного восприятия, памяти. Развитие познавательной активности.
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю
Оборудование:
Таблица "Падежи имен существительных";
Индивидуальные карточки
Ход урока:
1. Орг. момент.
Напутствие детям
Счастье всем необходимо Но проходит есть, что мимо Мы его не сберегаем И о нем уж забываем
А как прекрасно счастье испытать И в душе, ну прям порхать Желаю только много счастья И не придет тогда ненастья
И жить на свете станет легче И запоет от счастья сердце Разве это не прекрасно И на душе, всегда чтоб ясно.
2. Этап проверки знаний
Работа с карточками
Запишите слово в единственном числе. Выдели окончание.
- Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные) С помощью чего они образовались?
- Какое слово может быть лишним? (кошачий – прилагательное, котята – множественное число)
Учитель: Хорошо, молодцы!
Сегодня нам понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное - хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.
4.Посмотрите на доску…читаем хором число, месяц, день недели.
- запишите в тетради, не забывайте проговаривать слова при написании;
- подчеркните орфограммы, которые встретили при написании.
5. Словарная работа
Картинк. На ней записано несколько словарных слов. Одно слово не относится к словарным ,лишнее зимняя.
- найдите и запишите словарные слова в тетради, исключив одно лишнее слово.
Космос,матрос, металл, область, овраг, остров
Какое слово лишнее? Почему?
(Зимняя лишнее, так как не является словарным)
На какие вопросы отвечают все записанные вами словарные слова?
(эти слова отвечают на вопросы кто? что? )
Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что?
6. Блиц-опрос
Что обозначает существительное?
На какие вопросы отвечает?
Какие существительные отвечают на вопрос КТО?
Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО?
Как называются существительные, которые пишутся с большой буквы?
Как называются существительные, которые пишутся с маленькой буквы?
Сколько родов можно определить у существительного? Назовите.
Сколько чисел?
Что ещё можно определить?
Сколько падежей в русском языке? Назовите.
Чем мы занимались на предыдущем уроке? (познакомились с названиями падежей, изучали имена существительные по вопросам).
Сегодня мы продолжим эту работу, но тема будет называться немного по-другому.
Запишите тему урока.
7. Работа над новым материалом:
Работа с доской
Белый и пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
падает, ложится…снег
Давайте изменим существительное снег по падежам
Для этого вспомним таблицу «Падежи существительных»
Изменение имен существительных
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.
Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.
В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:
Название падежа
Вспомогательное слово
Падежные вопросы
именительный
Существует
кто? что?
Родительный
Нет
кого? чего?
Дательный
Дать
кому? чему?
Винительный
Вижу
кого? что?
Творительный
Доволен
кем? чем?
Предложный
Думаю
О ком? о чем?
Какой вид работы выполнили? (изменяли существительное "снег" по вопросам).
Что изменилось? (окончания).
Выдели зелёной пастой
Вывод: Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
8.Высказывания детей.
Давайте изменим одушевлённое существительное по падежам (устно)
Работа по таблице: чтобы было легче запомнить вопросы падежей, мы будем пользоваться словами - помощниками из таблиц на партах ( чтение сильным учеником).
Падежи имен существительных
Название
Слова-помощники
Вопросы
Именительный падеж
есть
Кто? Что?
Родительный падеж
нет
Кого? Чего?
Дательный падеж
дать
Кому? Чему?
Винительный падеж
вижу
Кого? Что?
Творительный падеж
горжусь
Кем? Чем?
Предложный падеж
говорю о
О ком? О чем?
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают) И немножко отдохнем. (Потягиваются) Вправо, влево повернитесь, (Повороты) Наклонитесь, поклонитесь! (Наклоны) Руки вверх и руки вбок, (Движения руками) И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте) А теперь бегом вприпрыжку. (Бег на месте) Молодцы вы, ребятишки!
9. Работа с учебником Стр.116, упр. 265
Поставь к существительным вопрос и определи падеж
Надвигалась (что?) ночь (И.п.).
Бежит (кто?) лиса (И.п.).
Прибил (к чему?) к стене (Д.п.).
10. Самостоятельная работа.
Раздача индивидуальных карточек.
На партах лежат карточки. В 4 графе у каждого написано слово.
Измените его по падежам.
Дома будете учить падежи и падежные вопросы, а сейчас используйте при выполнении упражнения.
Название падежа
Вспомогательное слово
Падежные вопросы
МЕЛ
Именительный существует кто? что?
Родительный нет кого? чего?
Дательный дать кому? чему?
Винительный вижу кого? что?
Творительный доволен кем? чем?
Предложный думаю о ком? о чём?
11.. И в заключении:
С какой частью речи мы работали?
Чему учились на уроке?
Сколько падежей в русском языке?
Что нужно сделать, чтобы определить падежь у существительного?