Просмотр содержимого документа
«"Изменение прилагательных по родам"»
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам"
Цели:
Формировать умения изменять имена прилагательные по родам и правильно писать родовые окончания имён прилагательных.
Развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при выполнении письменных работ.
Оборудование:предметные картинки для словарного диктанта.
Ход урока
I. Словарная работа
Сегодня напишем картинный диктант.
Малина, молоко, портрет, яблоко, сахар, платок.
- К какой части речи относятся записанные слова? Почему?
- На какие группы их можно разделить? Назовите эти группы.
а) с безударной гласной А и с безударной гласной О, б) двусложные и трёхсложные слова, в) слова, с ударением на 1-м, 2-м и 3-м слоге, г) по родам.
- Составьте предложение со словом малина. (В саду созрела вкусная малина. )
- Разберите предложение по членам предложения и частям речи.
- Из данного предложения выделите словосочетание сущ. + прил.
II. Новый материал
Сегодня на уроке мы будем учиться определять род имён прилагательных и правильно писать родовые окончания имен прилагательных.
1. На доске сделана запись:
Лес
большая зимняя
Дорога
большое зимнее
Озеро
большой зимний еловый
- Прочитайте слова первого столбика. Какой частью речи они являются? Почему?
- Прочитайте слова второго столбика. Какой частью речи они являются? Почему?
- Подберите к существительным соответствующие имена прилагательные. Задайте к ним вопрос.
Лес (какой?) большой зимний еловый (работают у доски)
- Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.
- Какого рода существительное лес?
- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?
дорога (какая?) большая зимняя
Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.
- Какого рода существительное дорога?
- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?
озеро (какое?) большое зимнее
Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.
- Какого рода существительное озеро?
- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?
- Как же можно определить род имени прилагательного?
2. Прочитайте группы слов:
лето, летний;
белая, белизна, белеет;
смех, смешное, рассмешил.
- Как называются слова каждой группы? Почему?
- Назовите имена прилагательные. (летний, белая, смешное)
- Запишите эти прилагательные в три столбика по родам. (у доски)
- Измените прилагательное летнийпо родам, затем белая, смешное.
- Сформулируйте вывод по следующему плану: (план записан на доске)
Как изменяются имена прилагательные?
Как определяется род имени прилагательного?
На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?
- Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.
В ходе работы на доске появляется схема:
Физминутка
III. Закрепление пройденного
1. Прочитайте словосочетания и объясните пропущенные орфограммы.
Б…рёзов…рощ. . , одн. . летн… растение, в. . сточный в. . тер, в. . сенн. . п. . года, ов…щной м. . газин, ст…личн. . м. . тро, ф…вральск. . праз. . ник.
Задание выполняется по рядам:
1 ряд выписывает словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в ж. р.
2 ряд – в м. р. , 3 ряд – в с. р.
2. Прочитайте, выделяя каждое предложение
Дует ветерок светит солнышко льётся песня
- Объясните, сколько здесь предложений, какие это предложения по составу.
- Распространите эти предложения, используя прилагательные звонкая, ласковое, тёплый.