kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку. «Имя прилагательное. Род и число прилагательных (с использованием методики К.А.Москаленко)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Имя прилагательное. Род и число прилагательных

 (по методике К.А.Москаленко)»

Цели: - формировать навык выделения имен прилагательных среди других частей речи;

 -учить определять число, род, падеж имен прилагательных;

 -обобщить знания о грамматических особенностях имён прилагательных, их роли в предложении, речи;

 -прививать навык самостоятельного применения изученных правил на практике;

 -отрабатывать навык комментированного письма;

 - развивать умение писать под диктовку, определять род, число прилагательных в словосочетании, предложении;

-развивать фонетический слух, логическое мышление, речь, внимание, память, орфографическую зоркость;

 - воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету, самостоятельность, активность, сознательную дисциплину.

 

  Оборудование: листочки кленовые, берёзовые с орфограммами, листок с темой урока , музыкальный центр, диск с музыкой Чайковского «Октябрь», раздаточный материал , опорные схемы, сигнальные карточки.

  На уроке используется методика К.А.Москаленко : комментированное письмо, творческая работа с дифференцированным подходом, речитативные упражнения, поурочный бал.

Ход урока

Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

 

-Садитесь.

-Открываем тетради . Сегодня …….. Классная работа.

Минутка чистописания. Словарная работа.

Звучит музыка Чайковского «Времена года», учитель читает отрывок из стихотворения

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

    -О каком времени года шла речь в этом отрывке? (осень)

    -Назовите парный согласный   звук в слове «осень»? ([с])

    - Дайте ему  полную характеристику. (согласный, глухой, парный, мягкий, обозначен буквой «эс»)

    - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

(На доске)

С с

- Запишем под диктовку словарные слова  на букву эс. (диктует учитель)

Словарь: соловей, сосед, сапоги, столица, смородина, солома, солдат, серебро, снегирь.

-Поставьте в словах  ударение и подчеркните непроверяемые гласные.

Наблюдение над ролью прилагательных в речи.

    -Осень – замечательное и прекрасное время года, которое любил и воспевал в своих стихотворениях Иван Алексеевич Бунин

Прочитаем хором отрывок из его  стихотворения (записаны на доске)

 

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.

- Назовите слова, с помощью  которых поэт  более ярко, выразительно описал лес.

- Что эти слова объединяет? (одной части речи – прилагательные)

Сообщение темы и целей урока.

–Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Учащиеся высказывают свои мысли, учитель корректирует ответы.)

……

Тема нашего урока: Имена прилагательные

/открывается табличка с названием темы урока/

     Повторение опорных знаний об имени существительном

- Что можете сказать об имени прилагательном? (открывается таблица)

 (Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

– Что изменяется в вопросах, которые мы задаем к имени прилагательному? (Окончание.)

– На что это изменение указывает? (На изменение прилагательного по родам и числам.)

– Расскажите об изменении прилагательного по родам. (Прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? (в начальной форме), прилагательные женского рода – на вопрос какая?; прилагательные среднего рода – на вопрос какое?)

– На что указывает вопрос какие? (На изменение прилагательных по числам.)

– Определяется  ли  род  прилагательных  во  множественном  числе? (Нет.)

-А теперь откроем учебник на с.38 и прочитаем правило. (читают хором)

Наблюдение над связью имён прилагательных с существительными в словосочетании, предложении.

– Мы ответили правильно на вопрос «Что такое имя прилагательное».

У меня есть ещё для вас вопрос : « А как же мы определяем род имени прилагательного в словосочетании, предложении?» Над этим мы и будем работать весь урок.

-  Составим  словосочетания  прилагательное + существительное.

-Давайте вспомним : «Что такое словосочетание?»

– Вернёмся к словарным словам, с которыми работали в начале урока. Составьте и запишите с ними словосочетания, добавив подходящие по смыслу имена прилагательные. (Например: старые сапоги,  и т.д)

- …..   начинает  комментировать, а мы все записываем.

(Учитель первое словосочетание записывает на доске)

– Выделите главное слово в каждом словосочетании. Какой частью речи являются эти слова? (Это существительные.)

– Обозначьте их род. Теперь задайте от существительных вопросы к прилагательным, определите по вопросу и окончанию род прилагательных.

– Какая связь существует между этими частями речи? (Род существительных и прилагательных совпадает.)

 -Сравните  свой  вывод  с  выводом в учебнике на с.39

(выполняет дежурный)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

И пять букв мы называем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

Работа с учебником.

- Открываем учебник на с.39, упр.76.

-Прочитаем задание.

Выделение из текста словосочетаний прилагательное + существительное, определение рода, числа имен прилагательных

- Устно выделяем словосочетания, затем  записываем самостоятельно в тетрадь через запятую.

-Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.

Закрепление изученного материала. Творческое задание

 

- А теперь выполним творческое задание. Я раздам вам карточки, в которых дан  текст с пропусками. Вам нужно будет его дополнить именами прилагательными, записывая их вместо точек.

-выделить окончания прилагательных, укажите  их число и род (в единственном числе) по вариантам 1 – в первом предложении, 2 – во втором предложении, 3 – третье предложение.

Осень.

Наступила ….. осень. В ….листве деревьев появились …. пряди. Между ……. листьями видна ……..шляпка подосиновика.

С полей убрали …….. урожай. На огородах краснеют …… бусы ………калины.

 

- Проверяем!

РЕЗЕРВ. Самостоятельная работа (упр. 75, с. 38).

Подведение итогов.

– Что повторяли на уроке?

– Над какими вопросами работали?

Выставление оценок/Поурочный бал

/Учитель комментирует работу учащихся на уроке

Потрудились мы на славу

Очень чётко отвечали

Вот настал теперь момент

Выставлять оценки всем.

VIII. Домашнее задание: упражнение 78, с. 40.

С.38 правило

 (Учитель поясняет задание)

Рефлексия

- Внимание! У вас на парте два квадрата: один зелёного цвета, а второй красного .  Ваша задача определить для себя: кто доволен своей работой на уроке, кто всё понял – возьмите зелёный квадрат, кто не доволен – красный квадрат.

 - Я рада, что в основном это зелёный цвет. Так пусть он чаще загорается по окончании каждого урока.

 - Благодарю вас за работу! 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. «Имя прилагательное. Род и число прилагательных (с использованием методики К.А.Москаленко)» »

Боева Ирина Анатольевна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №3 имени К.А.Москаленко»

Урок по русскому языку , 4 класс


Тема: «Имя прилагательное. Род и число прилагательных

(по методике К.А.Москаленко)»

Цели: - формировать навык выделения имен прилагательных среди других частей речи;

-учить определять число, род, падеж имен прилагательных;

-обобщить знания о грамматических особенностях имён прилагательных, их роли в предложении, речи;

-прививать навык самостоятельного применения изученных правил на практике;

-отрабатывать навык комментированного письма;

- развивать умение писать под диктовку, определять род, число прилагательных в словосочетании, предложении;

-развивать фонетический слух, логическое мышление, речь, внимание, память, орфографическую зоркость;

- воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету, самостоятельность, активность, сознательную дисциплину.


Оборудование: листочки кленовые, берёзовые с орфограммами, листок с темой урока , музыкальный центр, диск с музыкой Чайковского «Октябрь», раздаточный материал , опорные схемы, сигнальные карточки.


На уроке используется методика К.А.Москаленко : комментированное письмо, творческая работа с дифференцированным подходом, речитативные упражнения, поурочный бал.




Ход урока

Организационный момент.


Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


-Садитесь.

-Открываем тетради . Сегодня …….. Классная работа.


Минутка чистописания. Словарная работа.


Звучит музыка Чайковского «Времена года», учитель читает отрывок из стихотворения

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.


    -О каком времени года шла речь в этом отрывке? (осень)

    -Назовите парный согласный звук в слове «осень»? ([с])

    - Дайте ему полную характеристику. (согласный, глухой, парный, мягкий, обозначен буквой «эс»)

    - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

(На доске)

С с

- Запишем под диктовку словарные слова на букву эс. (диктует учитель)

Словарь: соловей, сосед, сапоги, столица, смородина, солома, солдат, серебро, снегирь.

-Поставьте в словах ударение и подчеркните непроверяемые гласные.

Наблюдение над ролью прилагательных в речи.


     -Осень – замечательное и прекрасное время года, которое любил и воспевал в своих стихотворениях Иван Алексеевич Бунин

Прочитаем хором отрывок из его стихотворения (записаны на доске)


Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.


- Назовите слова, с помощью которых поэт более ярко, выразительно описал лес.

- Что эти слова объединяет? (одной части речи – прилагательные)

Сообщение темы и целей урока.

–Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Учащиеся высказывают свои мысли, учитель корректирует ответы.)

……

Тема нашего урока: Имена прилагательные

/открывается табличка с названием темы урока/


Повторение опорных знаний об имени существительном

- Что можете сказать об имени прилагательном? (открывается таблица)


(Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Что изменяется в вопросах, которые мы задаем к имени прилагательному? (Окончание.)

– На что это изменение указывает? (На изменение прилагательного по родам и числам.)

Расскажите об изменении прилагательного по родам. (Прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? (в начальной форме), прилагательные женского рода – на вопрос какая?; прилагательные среднего рода – на вопрос какое?)

На что указывает вопрос какие? (На изменение прилагательных по числам.)

Определяется ли род прилагательных во множественном числе? (Нет.)


- А теперь откроем учебник на с.38 и прочитаем правило. (читают хором)

Наблюдение над связью имён прилагательных с существительными в словосочетании, предложении.

– Мы ответили правильно на вопрос «Что такое имя прилагательное».


У меня есть ещё для вас вопрос : « А как же мы определяем род имени прилагательного в словосочетании, предложении?» Над этим мы и будем работать весь урок.

- Составим словосочетания прилагательное + существительное.

-Давайте вспомним : «Что такое словосочетание?»

– Вернёмся к словарным словам, с которыми работали в начале урока. Составьте и запишите с ними словосочетания, добавив подходящие по смыслу имена прилагательные. (Например: старые сапоги, и т.д)

- ….. начинает комментировать, а мы все записываем.

(Учитель первое словосочетание записывает на доске)


– Выделите главное слово в каждом словосочетании. Какой частью речи являются эти слова? (Это существительные.)

– Обозначьте их род. Теперь задайте от существительных вопросы к прилагательным, определите по вопросу и окончанию род прилагательных.

– Какая связь существует между этими частями речи? (Род существительных и прилагательных совпадает.)

-Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.39

(выполняет дежурный)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

И пять букв мы называем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


Работа с учебником.

- Открываем учебник на с.39, упр.76.

-Прочитаем задание.


Выделение из текста словосочетаний прилагательное + существительное, определение рода, числа имен прилагательных


- Устно выделяем словосочетания, затем записываем самостоятельно в тетрадь через запятую.

-Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.

Закрепление изученного материала. Творческое задание


- А теперь выполним творческое задание. Я раздам вам карточки, в которых дан текст с пропусками. Вам нужно будет его дополнить именами прилагательными, записывая их вместо точек.


-выделить окончания прилагательных, укажите их число и род (в единственном числе) по вариантам 1 – в первом предложении, 2 – во втором предложении, 3 – третье предложение.

Осень.

Наступила ….. осень. В ….листве деревьев появились …. пряди. Между ……. листьями видна ……..шляпка подосиновика.

С полей убрали …….. урожай. На огородах краснеют …… бусы ………калины.


- Проверяем!


РЕЗЕРВ. Самостоятельная работа (упр. 75, с. 38).


Подведение итогов.

– Что повторяли на уроке?

– Над какими вопросами работали?


Выставление оценок/Поурочный бал

/Учитель комментирует работу учащихся на уроке

Потрудились мы на славу

Очень чётко отвечали

Вот настал теперь момент

Выставлять оценки всем.



VIII. Домашнее задание: упражнение 78, с. 40.

С.38 правило

(Учитель поясняет задание)



Рефлексия

- Внимание! У вас на парте два квадрата: один зелёного цвета, а второй красного . Ваша задача определить для себя: кто доволен своей работой на уроке, кто всё понял – возьмите зелёный квадрат, кто не доволен – красный квадрат.

- Я рада, что в основном это зелёный цвет. Так пусть он чаще загорается по окончании каждого урока.

- Благодарю вас за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Боева Ирина Анатольевна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157634


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства