- воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету, самостоятельность, активность, сознательную дисциплину.
Оборудование: листочки кленовые, берёзовые с орфограммами, листок с темой урока , музыкальный центр, диск с музыкой Чайковского «Октябрь», раздаточный материал , опорные схемы, сигнальные карточки.
На уроке используется методика К.А.Москаленко : комментированное письмо, творческая работа с дифференцированным подходом, речитативные упражнения, поурочный бал.
Ход урока
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
-Садитесь.
-Открываем тетради . Сегодня …….. Классная работа.
Минутка чистописания. Словарная работа.
Звучит музыка Чайковского «Времена года», учитель читает отрывок из стихотворения
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
-О каком времени года шла речь в этом отрывке? (осень)
-Назовите парный согласный звук в слове «осень»? ([с])
- Дайте ему полную характеристику. (согласный, глухой, парный, мягкий, обозначен буквой «эс»)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
(На доске)
С с
- Запишем под диктовку словарные слова на букву эс. (диктует учитель)
-Поставьте в словах ударение и подчеркните непроверяемые гласные.
Наблюдение над ролью прилагательных в речи.
-Осень – замечательное и прекрасное время года, которое любил и воспевал в своих стихотворениях Иван Алексеевич Бунин
Прочитаем хором отрывок из его стихотворения (записаны на доске)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
- Назовите слова, с помощью которых поэт более ярко, выразительно описал лес.
- Что эти слова объединяет? (одной части речи – прилагательные)
Сообщение темы и целей урока.
–Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Учащиеся высказывают свои мысли, учитель корректирует ответы.)
……
Тема нашего урока: Имена прилагательные
/открывается табличка с названием темы урока/
Повторение опорных знаний об имени существительном
- Что можете сказать об имени прилагательном? (открывается таблица)
(Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
– Что изменяется в вопросах, которые мы задаем к имени прилагательному?(Окончание.)
– На что это изменение указывает? (На изменение прилагательного по родам и числам.)
– Расскажите об изменении прилагательного по родам.(Прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? (в начальной форме), прилагательные женского рода – на вопрос какая?; прилагательные среднего рода – на вопрос какое?)
– На что указывает вопрос какие?(На изменение прилагательных по числам.)
– Определяется ли род прилагательных во множественном числе?(Нет.)
-А теперь откроем учебник на с.38 и прочитаем правило. (читают хором)
Наблюдение над связью имён прилагательных с существительными в словосочетании, предложении.
– Мы ответили правильно на вопрос «Что такое имя прилагательное».
У меня есть ещё для вас вопрос : « А как же мы определяем род имени прилагательного в словосочетании, предложении?» Над этим мы и будем работать весь урок.
– Вернёмся к словарным словам, с которыми работали в начале урока. Составьте и запишите с ними словосочетания, добавив подходящие по смыслу имена прилагательные. (Например: старые сапоги, и т.д)
- ….. начинает комментировать, а мы все записываем.
(Учитель первое словосочетание записывает на доске)
– Выделите главное слово в каждом словосочетании. Какой частью речи являются эти слова? (Это существительные.)
– Обозначьте их род. Теперь задайте от существительных вопросы к прилагательным, определите по вопросу и окончанию род прилагательных.
– Какая связь существует между этими частями речи? (Род существительных и прилагательных совпадает.)
-Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.39
(выполняет дежурный)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
И пять букв мы называем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Работа с учебником.
- Открываем учебник на с.39, упр.76.
-Прочитаем задание.
Выделение из текста словосочетаний прилагательное + существительное, определение рода, числа имен прилагательных
- Устно выделяем словосочетания, затем записываем самостоятельно в тетрадь через запятую.
- А теперь выполним творческое задание. Я раздам вам карточки, в которых дан текст с пропусками. Вам нужно будет его дополнить именами прилагательными, записывая их вместо точек.
-выделить окончания прилагательных, укажите их число и род (в единственном числе) по вариантам 1 – в первом предложении, 2 – во втором предложении, 3 – третье предложение.
Осень.
Наступила ….. осень. В ….листве деревьев появились …. пряди. Между ……. листьями видна ……..шляпка подосиновика.
С полей убрали …….. урожай. На огородах краснеют …… бусы ………калины.
- Проверяем!
РЕЗЕРВ. Самостоятельная работа (упр. 75, с. 38).
Подведение итогов.
– Что повторяли на уроке?
– Над какими вопросами работали?
Выставление оценок/Поурочный бал
/Учитель комментирует работу учащихся на уроке
Потрудились мы на славу
Очень чётко отвечали
Вот настал теперь момент
Выставлять оценки всем.
VIII. Домашнее задание: упражнение 78, с. 40.
С.38 правило
(Учитель поясняет задание)
Рефлексия
- Внимание! У вас на парте два квадрата: один зелёного цвета, а второй красного . Ваша задача определить для себя: кто доволен своей работой на уроке, кто всё понял – возьмите зелёный квадрат, кто не доволен – красный квадрат.
- Я рада, что в основном это зелёный цвет. Так пусть он чаще загорается по окончании каждого урока.
- Благодарю вас за работу!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету, самостоятельность, активность, сознательную дисциплину.
Оборудование: листочки кленовые, берёзовые с орфограммами, листок с темой урока , музыкальный центр, диск с музыкой Чайковского «Октябрь», раздаточный материал , опорные схемы, сигнальные карточки.
На уроке используется методика К.А.Москаленко : комментированное письмо, творческая работа с дифференцированным подходом, речитативные упражнения, поурочный бал.
Ход урока
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
-Садитесь.
-Открываем тетради . Сегодня …….. Классная работа.
Минутка чистописания. Словарная работа.
Звучит музыка Чайковского «Времена года», учитель читает отрывок из стихотворения
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
-О каком времени года шла речь в этом отрывке? (осень)
-Назовите парный согласный звук в слове «осень»? ([с])
- Дайте ему полную характеристику. (согласный, глухой, парный, мягкий, обозначен буквой «эс»)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
(На доске)
С с
- Запишем под диктовку словарные слова на букву эс. (диктует учитель)
-Поставьте в словах ударение и подчеркните непроверяемые гласные.
Наблюдение над ролью прилагательных в речи.
-Осень – замечательное и прекрасное время года, которое любил и воспевал в своих стихотворениях Иван Алексеевич Бунин
Прочитаем хором отрывок из его стихотворения (записаны на доске)
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Веселой, пестрою стеной, Стоит над светлою поляной.
- Назовите слова, с помощью которых поэт более ярко, выразительно описал лес.
- Что эти слова объединяет? (одной части речи – прилагательные)
Сообщение темы и целей урока.
–Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Учащиеся высказывают свои мысли, учитель корректирует ответы.)
……
Тема нашего урока: Имена прилагательные
/открывается табличка с названием темы урока/
Повторение опорных знаний об имени существительном
- Что можете сказать об имени прилагательном? (открывается таблица)
(Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
– Что изменяется в вопросах, которые мы задаем к имени прилагательному?(Окончание.)
– На что это изменение указывает? (На изменение прилагательного по родам и числам.)
– Расскажите об изменении прилагательного по родам.(Прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? (в начальной форме), прилагательные женского рода – на вопрос какая?; прилагательные среднего рода – на вопрос какое?)
– На что указывает вопрос какие?(На изменение прилагательных по числам.)
– Определяется ли род прилагательных во множественном числе?(Нет.)
- А теперь откроем учебник на с.38 и прочитаем правило. (читают хором)
Наблюдение над связью имён прилагательных с существительными в словосочетании, предложении.
– Мы ответили правильно на вопрос «Что такое имя прилагательное».
У меня есть ещё для вас вопрос : « А как же мы определяем род имени прилагательного в словосочетании, предложении?» Над этим мы и будем работать весь урок.
– Вернёмся к словарным словам, с которыми работали в начале урока. Составьте и запишите с ними словосочетания, добавив подходящие по смыслу имена прилагательные. (Например: старые сапоги, и т.д)
- ….. начинает комментировать, а мы все записываем.
(Учитель первое словосочетание записывает на доске)
– Выделите главное слово в каждом словосочетании. Какой частью речи являются эти слова? (Это существительные.)
– Обозначьте их род. Теперь задайте от существительных вопросы к прилагательным, определите по вопросу и окончанию род прилагательных.
– Какая связь существует между этими частями речи? (Род существительных и прилагательных совпадает.)
-Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.39
(выполняет дежурный)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
И пять букв мы называем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Работа с учебником.
- Открываем учебник на с.39, упр.76.
-Прочитаем задание.
Выделение из текста словосочетаний прилагательное + существительное, определение рода, числа имен прилагательных
- Устно выделяем словосочетания, затем записываем самостоятельно в тетрадь через запятую.
- А теперь выполним творческое задание. Я раздам вам карточки, в которых дан текст с пропусками. Вам нужно будет его дополнить именами прилагательными, записывая их вместо точек.
-выделить окончания прилагательных, укажите их число и род (в единственном числе) по вариантам 1 – в первом предложении, 2 – во втором предложении, 3 – третье предложение.
Осень.
Наступила ….. осень. В ….листве деревьев появились …. пряди. Между ……. листьями видна ……..шляпка подосиновика.
С полей убрали …….. урожай. На огородах краснеют …… бусы ………калины.
- Проверяем!
РЕЗЕРВ. Самостоятельная работа (упр. 75, с. 38).
Подведение итогов.
– Что повторяли на уроке?
– Над какими вопросами работали?
Выставление оценок/Поурочный бал
/Учитель комментирует работу учащихся на уроке
Потрудились мы на славу
Очень чётко отвечали
Вот настал теперь момент
Выставлять оценки всем.
VIII. Домашнее задание: упражнение 78, с. 40.
С.38 правило
(Учитель поясняет задание)
Рефлексия
- Внимание! У вас на парте два квадрата: один зелёного цвета, а второй красного . Ваша задача определить для себя: кто доволен своей работой на уроке, кто всё понял – возьмите зелёный квадрат, кто не доволен – красный квадрат.
- Я рада, что в основном это зелёный цвет. Так пусть он чаще загорается по окончании каждого урока.