10 февраля урок русского языка
Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение). Урок-путешествие.
Цели:
учить детей находить в предложении имена существительные в заданном падеже по вопросам;
обращать внимание на предлоги, употребляемые с существительными;
формировать умение верно употреблять окончания существительных;
определять падежи имён существительных.
Предметные результаты: находят имена существительные в заданном падеже по вопросам, определяют падежи имён существительных.
Метапредметные результаты: Познавательные: знакомы с понятиями «склонение» и «падеж», с алгоритмом определения падежа, со словами – помощниками при определении падежей; различают роль имени существительного в именительном и винительном падежах в предложении.
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и последовательность действий.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки; умеют работать в паре.
Личностные результаты: понимают значение границ собственного знания и «незнания»; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет
Полный смеха, света, краски?
А зовется чудо…сказка! Слайд 1 анимация
2. Самоопределение к деятельности (7 мин.)
- Итак, мы отправляемся в страну сказок, в которой мы встретимся со сказочными героями.
В некотором царстве, в некотором государстве жила Василиса - премудрая. Слайд 1 анимация 2
И вот однажды её похитил Кощей - бессмертный. Слайд 1 анимация 3
Узнал об этом Иван царевич, отправился её искать. Идёт он, а перед ним река. На реке паром, а на пароме человек. Иван просит: «Перевези меня через реку.» Паромщик и отвечает: «Определи падежи имён существительных в предложении.»
Поперек реки пробирается паром. Слайд 2
- Задумался Иван. Ребята, давайте поможем Ивану.
-Запишем предложение в тетрадь и выполним задание. Но для начала сделайте запись числа и классной работы.
- Что же у вас получилось? (Ответы детей.)
Поперек реки (Р. п.) пробирается паром (И. п.). Слайд 2 анимация 1-2
- Какими знаниями воспользовались? (Использовали алгоритм определения падежа.)
- Восстановите этот алгоритм. (На доске карточки - шаги алгоритма.)
- Оцените себя на полях в тетради:
«!» - молодец, всё сделано правильно;
«+» - хорошо, были небольшие ошибки;
«?» - нужна помощь учителя
- Дал ответ Иван, перевез его паромщик. И пошел Иван дальше. Идет по дороге, а на дороге камень, а на камне надпись: «Коли правду услышишь, «+» нарисуй, а коли неправду скажут – «-» напиши.» Слайд 3
- Как вы поняли задание? Что надо сделать? (Послушать высказывания. Если они верны, поставить знак «+», если неверны – знак « - ».)
- Задумался Иван. Ребята, надо помочь! Знаки запишем в строчку.
Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на слайде Слайд 4
Слайд 5
- Какие высказывания вызвали затруднения?
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется склонением.
В русском языке пять падежей.
Имена существительные в именительном падеже являются главными членами предложения.
Имена существительные в предложном падеже употребляются без предлогов и с предлогами.
Все падежи в русском языке имеют свои предлоги.
Дательный падеж имеет вопросы кого? чего?
- Оцените себя на полях в тетради:
«!» - молодец, всё сделано правильно;
«+» - хорошо, были небольшие ошибки;
«?» - нужна помощь учителя
- Как вы поняли, какие знания нам пригодятся в путешествии? Какова тема сегодняшнего урока? Чем мы будем заниматься на уроке? (Мы будем закреплять знания о падежах и учиться их определять.)
3. Актуализация знаний (10 мин.)
Выполнил Иван начертанное на камне задание и пошел дальше по указанному маршруту. Дошел до Кощеева замка. Перед ним ворота, а на них надпись: Слайд 6
« Определи падежи слова ДЕЛО в первой части упр. 69, запиши вместе с вопросами, выдели окончания. Выполнишь задание – замок откроется.»
Задумался Иван, поможем молодцу.
Работа по учебнику упр. 69 (с. 38) при помощи таблицы падежей. Слайд 7
Работа в парах.
- Работать будете в парах. Вспомним правила работы в парах.
Запись оформите в столбик.
Проверка по образцу на слайде Слайд 8
И. п. (что?) дело
Р. п. (до чего?) до дела
Д. п. (по чему?) по делу
В. п. (за что?) за дело
Т. п. (чем?) делом
П. п. (в чём?) в деле Слайд 8 анимация
- Оцените себя на полях в тетради:
«!» - молодец, всё сделано правильно;
«+» - хорошо, были небольшие ошибки;
«?» - нужна помощь учителя
4.Обобщение затруднений во внешней речи (3 мин.)
- В каких падежах случились ошибки? По какой причине? Как избежать в следующий раз таких ошибок?
- Чтобы у помощников было достаточно сил, надо размяться.
ФИЗМИНУТКА
5. Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин.)
Открылся замок, ворота открылись, и Иван подошел к замку Кощея.
А пока Иван будет искать, где Кощей прячет Василису, я предлагаю вам выполнить одно необычное задание из учебника. Задание по вариантам. Прочитайте задание. Как вы его поняли?
*Работа по учебнику упр. 71 (с. 39)
Проверка Слайд 9
(кто?) человек
(кого?) человека
(кому?) человеку
(кого?) человека
(с кем?) с человеком
(о ком?) о человеке
(что?) гора
(с чего?) с горы
(к чему?) к горе
(на что?) на гору
(под чем?) под горой
(на чём?) на горе
- Оцените себя на полях в тетради:
«!» - молодец, всё сделано правильно;
«+» - хорошо, были небольшие ошибки;
«?» - нужна помощь учителя.
- Утомился Иван, помутнело в глазах. Покажем ему гимнастику для глаз.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 10
6. Включение в систему знаний и повторение (3 мин.)
Отыскал Иван Василису, но чтобы её спасти, надо убить Кощея. И Василиса дала Ивану заклинание, которое убьет Кощея. CD Упражнение Надо только названия падежей произнести в определённом порядке. Перенести название падежа на место пропуска.
Задумался Иван, а мы готовы ему помочь.
- Помогли мы Ивану собрать заклинание, произнёс он его Кощею, тот и умер.
Иван и Василиса вернулись домой. Слайд 11 Тут и сказке конец.
5. Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин.)
- Продолжите любую фразу. Слайд 12
(Дети высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
- Какие задачи мы выполняли на уроке?
- Готовы ли мы двигаться дальше или необходимо продолжить работу по теме «Склонение»?
- Оцените свою работу в течение урока на полях в тетради: Слайд 13
«!» - молодец, всё сделано правильно;
«+» - хорошо, были небольшие ошибки;
«?» - нужна помощь учителя.
Домашнее задание (по выбору): р. т. упр. 77 или 78 (1 мин.)