kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изменение имен существительных по падежам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Изменение имен  существительных  по  падежам.

Цель урока: Учить распознавать падежи  имен существительных

Задачи урока:

-продолжить знакомить учащихся с  падежами  и их вопросами;

-научить различать и совмещать падежи и их вопросы;

- развивать  мыслительные способности  и речь у  учащихся;

- воспитывать интерес к предмету.

Тип урока:  повторение изученного

Методы урока: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы урока: фронтально-коллективная, работа по вариантам, рядам, группам,

Оборудование:  компьютер;  карточки с заданиями, схемы-опоры.

                                 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- проверка готовности учащихся к уроку.

-психологический настрой на урок

                            Мы начать урок готовы,

                            Будем слушать рассуждать,

                            И друг другу помогать.

Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка.
Исчезнет, боясь
Веселой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки –
Как я!
            В добрый час!

II. Проверка домашнего задания

-анализ упражнения  191

Лосиха бросает против врагов своих  разведчиков. Это глаза, уши и ноздри.

 Глаза поймали движенье. Уши уловили шорох. Ноздри почуяли запах. Теперь

разведчикам можно отдыхать. А ногам надо поработать.

III. Проверка знаний

Мы продолжаем исследовать часть речи, отгадайте какая это часть речи. Для этого зачеркните буквы   А  Ё

                   Аимяасуёщесатвиётеальноеё

  *Фронтальный опрос.

* Что называется именем  существительным?   У

* Что такое склонение?   Д

* Назовите вопросы имени существительного?     А

 *Каким членом предложения выражено имя существительное?    Ч

* Как изменяются  имена  существительные?  И

П о в т о р и м    о р ф о г р а м м ы.

1 орфогр.: Непроизносимый согласный в корне слова.
Над полями и лесами светит яркое солнце.                                     

  2 орфогр.:      Парный согласный в середине слова.
От теплых лучей ожила первая травка.

3 орфогр.:     Парный согласный в конце слова.
Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

4 орфогр.:    Ь - Показатель мягкости.
Как хороша весенняя капель!

5 орфогр.:       Двойная согласная в корне слова.
Группа ребят отправилась в лес.

6 орфогр.: Гласные после шипящих.
С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.

VI. Сообщение новой темы урока.

                 - Оформление тетради

                 -Минутка чистописания

Лл

лб

ль

Словарь: лебедь - [ л' э б' и т' ] - 6б; 5зв

       Словарная работа

   Спасибо,  язык,  медведь,  дорога,  собака,  берёза,  болото,  ботинки, библиотека,  мяч, мальчик, олень, арбуз, корзина.

- *Составляем предложение с синтаксическим разбором.

(в)  .се. ие   дни  л.б. ди   г.товились   (к) .тлёту.

пр.      прил.   сущ.   сущ.      гл.                     сущ.

 В  осенние  дни  лебеди  готовились  к  отлёту.

-* Решите орфографическую задачу

Птицы – нашы/и  друзь/ъя.   О/Ани  о/ахра/оняют  па/оля  ле/иса (от)  ври/едителей.

Птицы – наши  друзья.   Они  охраняют  поля  леса от  вредителей.

*Ф И З М И Н У Т К А

V. Проверка понимания.

Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. 

 Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой.              

 Отсюда и известный термин “склонение”.

- В русском языке 6 падежей,

в немецком - 4,

а у финнов целых 15.

          Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.

А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Давайте с ними познакомимся:

Именительный падеж,

Родительный падеж,

Дательный падеж,

Винительный падеж,

Творительный падеж,

 Предложный падеж.

 Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.

Парад падежей. (Учащиеся читают наизусть)

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей.

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про свое призвание

На ушко им поют.

1.

Я именительный падеж,  И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.  Предлогов с детства не люблю,  С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что? – Ни с чем не спутает никто.

2.

А я – падеж родительный.   Характер мой общительный.

Кого? чего? – и вот он я!    Предлоги часто мне друзья.

3

Я называюсь дательным,   Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?  Лишь только я могу сказать.

4

А я – винительный падеж,   И я во всем виню невежд.   Зато отличников люблю,

Для них “пятерки” я ловлю.   Кого позвать, во что играть,   Готов ребятам подсказать.

5

А я творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите! Чем? Творите! С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

6

А я – падеж предложный!   Со мною случай сложный.   Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чем я расскажу?  О чем мечтать и в чем гулять

         

VI. Закрепление

* ИГРА:  НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО!

1.Чулки, носки, яблоки, сад.

2.Чистота, сапоги, груши, рельсы.

3.Медали, село, камни, острова.

4.Школьники, скрипки, утро, столы.

5.Папа, волны, ключи, перья.

6.Ромашки, ягоды, встреча, огни.

*  Работа по вариантам.

I вариант

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

1.Смелость

+

2.Конь

+


 

3.Пень

+


 

4.Мясо


 

+

5.Площадь

+

6.Зелень

+

7.Дерево


 

+

8.Снегирь

+


 

II вариант

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

1.Урожай

+


 

2.Огурец

+


 

3.Лошадь

+

4.Ворона

+

5.Решение


 

+

6.Степь

+

7.Окно


 

+

8.Яблоко


 

+

* Работа по рядам  просклонять слова.

А) у доски

Целый день хлопочет в лесу проворная….БЕЛКА

В берлоге всю долгую зиму пролежит….МЕДВЕДЬ

Б) по рядам

 1 ряд: сад

 2 ряд: папа

 3 ряд: встреча

* Составь словосочетания   и укажи падеж

Варенье (из чего?)….          ВИШНИ                            

Письмо (от кого?)…. НЕЗНАЙКИ                                             

Жил (у кого?)….   БАБУШКИ

Вижу (кого?)….   ЗАЙЦА

Читал (что?)….   КНИГУ

* Поставь имя существительное в нужном падеже.

Мяч     П.п  - (думаю  о мяче),

Лёд       Р.п - (нет льда),

Сосна    Т.п - (горжусь сосной),

Солнце  Д.п - (даю солнцу),

Лес         В.п - (вижу лес).

*      Работа по учебнику

Страница: 77 упр207

Задание:

 Определи падеж выделенного существительного в пословице.

* За лесом видит, а под носом нет.    Т.п

* Сила не в силе, а в правде.                И.п

* Друг и в радости найдёт, и в горести не забудет.  П.п

* От волка  бежал, на медведя напал.    Р.п

* Дружба дружбе, а служба службе.      Д.п

VII. Итог урока

– Сколько падежей вы узнали?

– Как правильно определить падеж?

 VIII. Домашнее задание:

  Стр. 78 упр.209

                Упр. 208

Выставление оценок за урок с комментированием.



 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изменение имен существительных по падежам»

Алматинская область ,Сарканский район , Село Койлык,

Средняя школа именри Магжана Жумабаева

учитель начальных классов

Севериненко Татьяна Алексеевна


Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам.

Цель урока: Учить распознавать падежи имен существительных

Задачи урока:

-продолжить знакомить учащихся с падежами и их вопросами;

-научить различать и совмещать падежи и их вопросы;

- развивать мыслительные способности и речь у учащихся;

- воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: повторение изученного

Методы урока: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы урока: фронтально-коллективная, работа по вариантам, рядам, группам,

Оборудование: компьютер; карточки с заданиями, схемы-опоры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- проверка готовности учащихся к уроку.

-психологический настрой на урок

Мы начать урок готовы,

Будем слушать рассуждать,

И друг другу помогать.


Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка.
Исчезнет, боясь
Веселой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки –
Как я!
В добрый час!

II. Проверка домашнего задания

-анализ упражнения 191

Лосиха бросает против врагов своих разведчиков. Это глаза, уши и ноздри.

Глаза поймали движенье. Уши уловили шорох. Ноздри почуяли запах. Теперь

разведчикам можно отдыхать. А ногам надо поработать.

III. Проверка знаний

Мы продолжаем исследовать часть речи, отгадайте какая это часть речи. Для этого зачеркните буквы А Ё

Аимяасуёщесатвиётеальноеё

***Фронтальный опрос.

* Что называется именем существительным? У

* Что такое склонение? Д

* Назовите вопросы имени существительного? А

*Каким членом предложения выражено имя существительное? Ч

* Как изменяются имена существительные? И

П о в т о р и м о р ф о г р а м м ы.

1 орфогр.: Непроизносимый согласный в корне слова.
Над полями и лесами светит яркое солнце.

2 орфогр.: Парный согласный в середине слова.
От теплых лучей ожила первая травка.

3 орфогр.: Парный согласный в конце слова.
Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

4 орфогр.: Ь - Показатель мягкости.
Как хороша весенняя капель!

5 орфогр.: Двойная согласная в корне слова.
Группа ребят отправилась в лес.

6 орфогр.: Гласные после шипящих.
С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.

VI. Сообщение новой темы урока.

- Оформление тетради

-Минутка чистописания

Лл

лб

ль

Словарь: лебедь - [ л' э б' и т' ] - 6б; 5зв


Словарная работа

Спасибо, язык, медведь, дорога, собака, берёза, болото, ботинки, библиотека, мяч, мальчик, олень, арбуз, корзина.


- ***Составляем предложение с синтаксическим разбором.


(в) .се .. ие дни л .б. ди г.товились (к) .тлёту.


пр. прил. сущ. сущ. гл. сущ.

В осенние дни лебеди готовились к отлёту.


-*** Решите орфографическую задачу


Птицы – нашы/и друзь/ъя. О/Ани о/ахра/оняют па/оля ле/иса (от) ври/едителей.


Птицы – наши друзья. Они охраняют поля леса от вредителей.


******Ф И З М И Н У Т К А




V. Проверка понимания.

Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение.

Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой.

Отсюда и известный термин “склонение”.

- В русском языке 6 падежей,

в немецком - 4,

а у финнов целых 15.

Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.

А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Давайте с ними познакомимся:

Именительный падеж,

Родительный падеж ,

Дательный падеж ,

Винительный падеж,

Творительный падеж,

Предложный падеж .

Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.


Парад падежей. (Учащиеся читают наизусть)

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей.

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про свое призвание

На ушко им поют.

1.

Я именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что? – Ни с чем не спутает никто.

2.

А я – падеж родительный. Характер мой общительный.

Кого? чего? – и вот он я! Предлоги часто мне друзья.

3

Я называюсь дательным, Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать.

4

А я – винительный падеж, И я во всем виню невежд. Зато отличников люблю,

Для них “пятерки” я ловлю. Кого позвать, во что играть, Готов ребятам подсказать.

5

А я творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите! Чем? Творите! С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

6

А я – падеж предложный! Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чем я расскажу? О чем мечтать и в чем гулять


VI. Закрепление


*** ИГРА: НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО!

1.Чулки, носки, яблоки, сад.

2.Чистота, сапоги, груши, рельсы.

3.Медали, село, камни, острова.

4.Школьники, скрипки, утро, столы.

5.Папа, волны, ключи, перья.

6.Ромашки, ягоды, встреча, огни.

*** Работа по вариантам.

I вариант

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

1.Смелость


+


2.Конь

+



3.Пень

+



4.Мясо



+

5.Площадь


+


6.Зелень


+


7.Дерево



+

8.Снегирь

+





II вариант

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

1.Урожай

+



2.Огурец

+



3.Лошадь


+


4.Ворона


+


5.Решение



+

6.Степь


+


7.Окно



+

8.Яблоко



+



*** Работа по рядам просклонять слова.

А) у доски

Целый день хлопочет в лесу проворная….БЕЛКА


В берлоге всю долгую зиму пролежит….МЕДВЕДЬ

Б) по рядам

1 ряд: сад

2 ряд: папа

3 ряд: встреча


*** Составь словосочетания и укажи падеж


Варенье (из чего?)…. ВИШНИ


Письмо (от кого?)…. НЕЗНАЙКИ

Жил (у кого?)…. БАБУШКИ


Вижу (кого?)…. ЗАЙЦА


Читал (что?)…. КНИГУ



*** Поставь имя существительное в нужном падеже.

Мяч П.п --- (думаю о мяче),

Лёд Р.п ---- (нет льда),

Сосна Т.п --- (горжусь сосной),

Солнце Д.п --- (даю солнцу),

Лес В.п ---- (вижу лес).


*** Работа по учебнику

Страница: 77 упр207

Задание:

Определи падеж выделенного существительного в пословице.

*** За лесом видит, а под носом нет . Т.п

*** Сила не в силе, а в правде. И.п

*** Друг и в радости найдёт, и в горести не забудет. П.п

*** От волка бежал, на медведя напал. Р.п

*** Дружба дружбе, а служба службе. Д.п


VII. Итог урока

– Сколько падежей вы узнали?

– Как правильно определить падеж?

VIII. Домашнее задание:

Стр. 78 упр.209

Упр. 208


Выставление оценок за урок с комментированием.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Изменение имен существительных по падежам

Автор: Севериненко Татьяна Алексеевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267290

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам. "
    ["seo_title"] => string(87) "obshchieie-poniatiie-o-sklonienii-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "162707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422381246"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок русского языка " Изменение имен существительных по падежам"."
    ["seo_title"] => string(67) "urokrusskoghoiazykaizmienieniieimiensushchiestvitielnykhpopadiezham"
    ["file_id"] => string(6) "309596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458824959"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Открытый урок на тему "Изменение имен существительных по падежам.Склонение"."
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi-urok-na-tiemu-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham-sklonieniie"
    ["file_id"] => string(6) "305267"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457890582"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "" Как происходит изменение  имен существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(69) "kak-proiskhodit-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "191729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427361898"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока на тему "Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_izmienieniie_imien_sushchiestvitiel_nykh_po_voprosam_sk"
    ["file_id"] => string(6) "403591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490556744"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства