обучающие: закрепить знания о глаголе, как части речи,формировать умение употреблять глаголы в речи, способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
развивающие: развивать орфографическую зоркость; устную и письменную речь, внимание, память.
воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету, умение работать в группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Изменение глаголов по временам" »
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: "Изменение глаголов по временам"
Цель: учить различать глаголы по временам.
Задачи:
обучающие: закрепить знания о глаголе, как части речи,формировать умение употреблять глаголы в речи, способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
развивающие: развивать орфографическую зоркость; устную и письменную речь, внимание, память.
воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету, умение работать в группах.
Ход урока
Орг.момент. Психо-эмоциональный настрой.
Подравнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли!
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Улыбнитесь, соберитесь
И тихонечко садитесь!
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, как мы умеем работать. Я желаю вам всем удачи.
На уроке каждый должен быть внимательным, сообразительным, активным. Работаем быстро, отвечаем чётко, пишем красиво.
- Ребята, а что такое аукцион? ( Публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.)
Сегодня на уроке я буду покупать у вас ваши знания. И, конечно же, я хочу покупать только лучший товар, только грамотные, правильные ответы.Итак, объявляется лот 1
Известный русский лингвист Александр МатвеевичПешковский так сказал об этой части речи:
": - это слова, оживляющие все, к чему они приложены".
- О какой части речи мы будем говорить на уроке?(прикрепляю - глагол-)
- объясните смысл этой фразы
(глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать событие, невозможно представить будущее, узнать прошлое).
Мои слова:
С помощью глаголов мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет свои краски, как звучит, как чувствует себя. Глаголы могут "оживить" окружающий нас мир.
Объявляю - лот 2
А теперь, что может рассказать о себе глагол, наш главный герой урока? Принимаются только полные и грамотные ответы (Это часть речи, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, может изменяться по … )
Молодцы! А теперь углубим эти ответы и узнаем новое.
Ребята (по группам) приготовили новую интересную информацию; послушаем их.
1 группа Происхождение слова "глагол".
- термин "глагол" - это перевод с латинского "verbum", что значит "слово", "речь".
В словаре Даля это слово означает:
слово, речь
часть речи, разряд слов, выражающее действие, состояние.
слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить
2 группа “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. И это высказывание можно взять в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.
3 группаНазвание “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
4 группа В текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.
Молодцы! Вы заработали по 1 фишке. Лот продан.
Мы повторили теорию, а сейчас все полученные знания примените на практике. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Минутка чистописания на доске: в врвре …. (сможете продолжить, чтобы получилось слово?)
время Что такое время? Как вы понимаете это слово?
У вас на столах лежат словари. Найдите значение этого слова в них.
" Время - это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками".
- Какие пословицы со словом Время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время. Время не ждёт. Если всюду торопиться, то ни на что времени не хватит. Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь. Время руками не удержишь.)
Тема урока: Изменение глаголов по временам.
Словарная работа.
Вставьте пропущенные буквы. Образуйте от словарных слов однокоренные глаголы в неопределённой форме и запишите их в тетрадь. Определите вид глаголов.
Завтр…к, м…роз, …бед, р…бота, р…каз, п…беда.
Орфографическая минутка.
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. На какое правило слова этого упражнения?
С. 119 упражнение 376 – устно, с. 120 упражнение 379
А сейчас немножко отдохнём и послушаем разговор двух ребят и попробуем определить, верно ли говорят друзья:
- Два мальчика - спортсмена шли с тренировки и разговаривали.
- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю . . ., нет побежу. . . - замялся Гена.
- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.
- А как же сказать правильно? Подумайте!
Обсуждение в группах.
(Глагол "победить" в 1 лице не употребляется).
- Некоторые глаголы в 1 лице единственном числе не могут употребляться;
Это глаголы - исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть.
- Как можно сказать? (одержать победу).
- придумайте предложение с этими словами.
А мы чтобы быть спортивными немножко разомнёмся
Физминутка
Объявляю 4 Лот Работа по группам Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. Найдите, обоснуйте ответ.
Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.) Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.) Прочитает, пишу, нарисую, удивляю. (Прочитает – глагол будущего времени, остальные глаголы – настоящего времени.)
Объявляю Лот 5 Работа по группам. Поисково-орфографическая задача
Разделите слова с учётом их правописания на две группы. Ответьте на вопрос: по какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы? Приведите по 1-2 примера.
ОТВЕТ: 1 группа глаголы – раскаиваешься, ориентируешься(2лицо ед. ч.) сберечь, стеречь (неопр. Форма гл.)
2 группа имена существительные - молодёжь, упряжь , багаж ( Им. П. ) дач, пастбищ ( Р. П.)
Лот 6 (резерв)
От одного глагола образовать как можно больше однокоренных глаголов с помощью приставок и суффиксов ( возвратных суффиксов ся, сь )
1 группа – говорить
2 группа – кричать
3 группа – ходить
4 группа – бросать
Подобрать к этим глаголам синонимы. Как будут называться глаголы с суф. сясь, объясните. Представитель от каждой группы даёт ответы.
Итог урока. - Как изменяются глаголы? (По временам.) - Как определить время глагола? (По вопросу.) - Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?) - Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?) - Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?) Рефлексия Что вам особенно запомнилось? На каком этапе вы почувствовали себя сильными? Выставление оценок. Домашнее задание.