Просмотр содержимого документа
«"Изменение глаголов по временам"»
Тема урока: «Изменение глаголов по временам».
Цель урока: формировать у учащихся понятие о глаголе как части речи, о морфологических признаках глагола.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам. Формировать умение определять время глагола.
2.Совершенствовать умение писать словарные слова.
3.Дать представление об учебно-научном тексте. Формировать умение работать с ним.
Структура урока.
I.Организационный момент (~1 мин.).
II. Сообщение задач урока (~1 мин.).
III. Словарная работа (~5 мин.).
IV. Повторение изученного (~3 мин.).
V. Постановка проблемы (~1 мин.).
VI. Поиск решения (~8 мин.).
VII. Физкультминутка (~3 мин.).
VIII. Работа с учебно-научным текстом определения (~6 мин.).
IX. Первичное закрепление (~3 мин.).
X. Самостоятельная работа (~4 мин.).
XI. Закрепление (~3 мин.).
XII. Итог урока (~2 мин.).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Проверьте свою посадку. Мы начинаем урок русского языка. Я хочу, чтобы он принёс вам радость открытия новых знаний. У вас всё получится! Откройте тетради, проверьте наклон. Запишите число.
На доске записано:
Пятнадцатое марта.
Классная работа.
II. Сообщение задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что уже знаем глаголе, узнаем о нём новое, вспомним словарные слова, познакомимся с новым видом текста, будем учиться с ним работать.
Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Возьмите простой карандаш. Проверьте работу товарища. Если найдёте ошибки – исправьте их.
Поднимите руку, кто не нашёл ошибок.
Кто нашёл 1 – 2 ошибки?
3 – 4 ошибки?
А 5 и больше ошибок?
Сегодня я соберу ваши тетради и проверю, смогли ли вы найти все ошибки.
IV. Повторение изученного.
Расскажите, что вы уже знаете о глаголе.
- Глагол – это самостоятельная часть речи.
- Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать?, что сделать?
- Частица не с глаголами пишется раздельно.
Посмотрите на доску. Я вывесила ваши рисунки с портретом глагола. Расскажите, пожалуйста, почему именно так вы его нарисовали. (Выслушиваются ответы 3 детей.)
Молодцы! Я вижу, что вы все очень старались, и у вас получились замечательные работы.
V. Постановка проблемы.
А сейчас давайте вспомним, как изменяется имена существительные?
- Имена существительные изменяются по числам.
Как изменяются имена прилагательные?
- Имена прилагательные изменяются по родам и числам.
Как изменяются глаголы?
- Мы ещё не знаем.
Сегодня мы с вами на уроке частично ответим на этот вопрос.
VI. Поиск решения.
Послушайте необычный рассказ глагола о себе. Когда услышите вопрос, запишите его в тетрадь. У доски работает…
Однажды у Глагола спросили: «Что Вы делаете?» Вот что ответил Глагол: «Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки. А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать тебя».
Прочитайте вопросы, которые вы выписали.
- Что делаете? Что делал? Что буду делать?
Попробуйте сами ответить на эти вопросы.
- Сидим, пишем, читаем.
- Играли, гуляли.
- Буду учить, буду есть.
Сравните, как отвечали на разные вопросы. Что заметили?
- Действие происходит в разное время.
Кто догадался, как изменяются глаголы?
- Наверное, по временам.
Совершенно верно. Откройте учебники на странице 94. Найдите упражнение 348. Прочитайте текст сами.
Найдите и прочитайте предложения, в которых действие происходит сейчас.
- Лена учится в третьем классе.
- Сейчас она пишет диктант.
В каких предложениях действие происходило в прошлом? Прочитайте.
- Вчера она писала сочинение и написала его хорошо.
В каких предложениях действие только будет происходить?
- Завтра Лена будет писать изложение.
- Дома она прочитает рассказ и подготовится к изложению.
Какая часть вам сейчас подсказывала правильный ответ?
- Глагол.
Давайте запишем глаголы (они выделены) и поставим к ним вопросы. Идёт работать на доске… (По очереди работают два ученика.)
Учится (что делает?)
Писала (что делала?)
Написала (что сделала?)
Пишет (что делает?)
Будет писать (что будет делать?)
Прочитает (что сделает?)
Подготовится (что сделает?)
VII. Физкультминутка.
VIII. Работа с учебно-научным текстом определения.
Прочитайте текст в голубой рамке про себя.
О чём этот текст?
- О временах глагола.
Мы с этим текстом будем работать. Но сначала давайте узнаем, как это сделать правильно. Прочитайте информацию в серой рамке около знака вопроса.
Как можно назвать текст о временах глагола.
- Учебно-научный текст.
Что надо сделать сначала, чтобы лучше понять и запомнить его?
- Определить, сколько в тексте частей (абзацев).
- В тексте 4 абзаца.
Что должны сделать дальше?
- Определить, на какой вопрос отвечает каждая часть.
Прочитайте ещё раз каждую часть и задайте к ней вопрос. (Учитель постепенно открывает на доске.)
1.Как изменяются глаголы?
2.Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?
3.Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?
4.Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?
Что у нас получилось на доске?
- План текста.
Сейчас вы поработаете в парах. Я закрываю план. Ваша задача: один вспоминает пункт плана и задаёт вопрос, другой отвечает. Потом меняетесь. Кому будет трудно, поднимите руку.
Достаточно. Поднимите руку те, кому было сложно вспомнить вопрос.
А кто испытывал затруднения с ответом?
Спасибо за честность. С каким текстом мы сейчас работали?
- Мы работали с учебно-научным текстом.
В каком времени могут стоять глаголы?
- В настоящем, прошедшем или будущем времени.
Посмотрите, как мы будем сокращать. (Учитель записывает на доске.)
прош. вр. наст. вр. буд. вр.
IX. Первичное закрепление.
Давайте вернёмся к упражнению 348 и, пользуясь правилом, определим время каждого глагола. Комментируем по цепочке. (На доске по очереди работают двое учащихся.)
Учится (что делает?) – наст. вр.
Писала (что делала?) – прош. вр.
Написала (что сделала?) – прош. вр.
Пишет (что делает?) – наст. вр.
Будет писать (что будет делать?) – буд. вр.
Прочитает (что сделает?) – буд. вр.
Подготовится (что сделает?) – буд. вр.
X. Самостоятельная работа.
Запишите слова в столбик.
Сказал
Пойдёт
Кричит
Будет играть
Смотрел
Слова какой части речи записали?
- Глаголы.
Самостоятельно к каждому глаголу задайте вопрос и определите время. Пользуйтесь правилом. (Учитель оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, которые испытывают затруднения.)
А сейчас давайте проверим. Расскажите, как вы определяли время глагола.
Сказал (что сделал?) – прош. вр.
Пойдёт (что сделает?) – буд. вр.
Кричит (что делает?) – наст. вр.
Будет играть (что будет делать?) – буд. вр.
Смотрел (что делал?) – прош. вр.
XI. Закрепление.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Глагольный футбол». Не заметил глагол – значит пропустил гол! Гол засчитан, если сумели определить время глагола. Я называю слова. Услышали глагол – хлопаете. После этого я одному бросаю мячик – он определяет время глагола.
Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?
Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?
Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?
Если вы довольны своей работой на сегодняшнем уроке, считаете, что не потратили время впустую, узнали новое или научились чему-то – похлопайте. А если у вас многое не получалось, время прошло зря – потопайте. (Дети топают или хлопают.)
Спасибо всем за урок.
Домашнее задание: выучить определение на странице 94, страница 95 упражнение 349.