Тема: Развитие речи. Изложение «Вот и осень пришла».
Цели:
Учить учащихся написанию изложения по коллективно составленному плану, учить воспроизводить текст полно и последовательно, точно употребляя слова; познакомить с интересными сведениями из жизни ворон.
Просмотр содержимого документа
«Изложение "Вот и осень пришла" »
Тема: Развитие речи. Изложение «Вот и осень пришла».
Цели:
Учить учащихся написанию изложения по коллективно составленному плану, учить воспроизводить текст полно и последовательно, точно употребляя слова; познакомить с интересными сведениями из жизни ворон.
- На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наша лаборатория и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите — в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!
2. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение о времени года. А вот а каком, вам предстоит сейчас угадать.
Послушайте загадку. Поднимите руки, кто узнал это время года.
Совершенно верно
– Наш урок сегодня я хочу начать с загадки:
Стынет земля,
Вянет трава,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью).
– А какая самая главная примета осени? (Желтеют и опадают листья).
II. Подготовка к восприятию текста.
– Давайте представим себе путешествие по осеннему лесу.
Сядьте удобно, закройте глазки, представляем:
(Тихо звучит музыка П. Чайковского, учитель читает текст).
Я стою в лесу под большим раскидистым кленом, прижимаюсь к его шероховатому стволу и смотрю вверх. Последние лучи мягкого осеннего солнца золотят резные листья. Синее глубокое небо просвечивает сквозь переплетенье веток клена. Вдруг резкий порыв ветра сорвал листья.
И они кружатся, кружатся в воздухе, словно озорные золотисто-оранжевые огромные бабочки, и бесшумно падают на разноцветный ковер у подножья дерева. Я иду по лесной тропинке, а под ногами шуршат засохшие листья. В этом звуке слышится последний вздох листа. Скоро под снежным покровом замрет природа. Но будет весна. И снова повториться недолгий путь листа от весенней душистой почки до неприглядного сухого комочка.
II. Работа над текстом.
1. Первичный синтез.
Проблемный вопрос: По каким признакам вы догадались, что это время года-осень?
/Текст читает учитель или подготовленный ученик/
Вот и осень пришла!
Осень. Вода в реке потемнела. Небо покрылось тяжелыми серыми облаками. Часто идет мелкий осенний дождь. Холодный ветер обрывает последнюю листву с деревьев. Покраснела осина, дрожит от осеннего холода.Трепещет желтой листвой береза. Потянулись на юг журавли. Их прощальный крик далеко разносит по степи ветер.
/ответы на проблемный вопрос/
2. Беседа по структуре текста.
- Является ли что вы услышали текстом? /является/
- Докажите. /состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу/
- Какой это текст? /описание/
- Докажите./(к такому тексту можно поставить вопрос «что случилось?»/
3. Смысловой анализ текста
Работа по содержанию
Выяснение основной мысли
-Какое время года пришло?
-Какой стала вода в реке?
-Какое небо осенью?
-Какой идет дождь?
-Куда полетели журавли?
-Что делает ветер?
-Как деревья встречают осень?
Озаглавливание текста
- Как можно озаглавить текст?
- Давайте сравним ваши названия с авторским.
4. Структурный анализ текста
- На сколько смысловых частей вы бы разбили текст? (3)
Мнения разделились. Давайте рассуждать вместе. Прочитайте начало текста.
- О чём в нём говорится? (о небе, воде в реке)
- Как озаглавим первую часть?
Небо осенью
- Прочитайте основную часть.
- Из скольких частей она состоит? ( из 1)
- Прочитаем второй абзац.
- О чём в нём говорится? (о деревьях)
- Озаглавьте эту часть.
- А ты как думаешь?
- Сравним моё мнение с вашим.
Деревья осенью
- Прочитаем концовку.
- О чём в ней говорится? Сравним.
- Озаглавим.
Отлет журавлей
5. Языковой анализ текста
Орфографическая работа
Возьмите в руки веры – сигнальные карточки. Какой гласный вставим в первое слово. Как проверим?
Ос.нь, в.да, в р.ке, пот.мнела,.сенний, х.лодный, л.ству,с д.ревьев,покр.снела, др.жит, хол.да,пот.нулись, д.леко, по ст.пи, т.желыми, тр.пещет.
- Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)
- Как проверить безуд. гласный в корне?
- Как называются слова, написание которых нужно запомнить? (словарные). - - Найдите в тексте словарные слова.