Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя русского языка и литературы»
Тема урока: «Однородные члены предложения» (8 класс с ЗПР)
Учитель русского языка и литературы: Вискова Наталья Евгеньевна
Цели:
обобщить знания обучающихся об однородных членах предложения, полученные в 5-7 классах;
формировать умение находить однородные члены предложения;
учить выделять однородные члены предложения на письме;
развитие познавательных интересов обучающихся;
воспитание любви к языку.
Оборудование: учебник русского языка, дидактический материал, таблица «Знаки препинания при однородных членах предложения», карточки – схемы предложений.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Сядьте удобно, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа.
Работа со стихотворением:
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но изучать его начнём
И сами до всего дойдём.
- Прочитайте четверостишье, записанное на доске самостоятельно, подготовьтесь к выразительному чтению.
- Это четверостишье станет эпиграфом нашего урока.
- Послушайте стихотворение и подумайте, какая тема нашего урока?
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!. .
Юлиан Тувим
- Есть ли здесь слова, которые мы произносим с интонацией перечисления?
- Как называются члены предложения, которые произносим с интонацией перечисления? (однородные члены предложения)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
- Однородные члены предложения.
б)Повторение изученного материала об однородных членах предложения.
Упр. 224, с. 105 (коллективная работа под руководством учителя).
в) Работа с таблицей:
- Какие знаки препинания и когда мы употребляем при однородных членах?
(повторение по таблице)
Запятая ставится:
O, но O.
O, а O.
и O, и O, и O.
O, и O, и O.
O и O, O и O.
O, O, O.
Запятая не ставится:O и O.
4.Синтаксическая разминка.
- Составьте предложение, взяв из данных указанные члены предложения:
Сказуемое из предложения: Уплывает зимний день за горизонт. Определение из предложения: Кружиться будет белый снег. Определение из предложения: Бумажный змей являлся одной из забав детворы. Подлежащее из предложения: Вот так маленький парусный кораблик увидел настоящую воду.
- Какое предложение у вас получилось? (Уплывает белый бумажный кораблик.) - Выполните синтаксический разбор предложения (на доске).
- Нужна ли запятая между определениями? Почему? (В предложении неоднородные определения, они относятся к подлежащему по-разному, запятыми не разделяются.)
5. Физминутка.
- Называю предложения с однородными членами вы хлопаете руками, без – наклоняетесь вперед.
На клумбе росли цветы.
На клумбе росли астры и розы.
Над полем кружатся насекомые.
Над полем кружатся бабочки и стрекозы.
Летом солнце светит и греет.
6. Закрепление изученного материала.
а) Перед вами карточка. Рассмотрите схемы и подберите к каждой предложение.
В феврале яркое солнце светит, но не греет.
Пришла весна, распустила листочки на деревьях и украсила лес.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
К нам вернулись ласточки, стрижи, грачи.
б) Самостоятельная работа (по вариантам).
Задание: вставь, где необходимо, запятые.
НАШ ЛЕС.
В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут рыжики маслята подберезовики опята. В лесу живут и волки и лисицы и зайцы и белки. Летом в лесу мы часто видим бревна на постройку изб и сараев. Наши кустари делают из дерева ложки корыта колеса телеги сани.
БЕЛКА.
У белки мягкая шерсть чуткие стоячие уши быстрые глаза и проворные цепкие лапы. Она очень быстро скачет с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю. Белка принадлежит к грызунам и питается древесными почками зернами орехами семенами еловых и сосновых шишек. Зубы у белки стираются но вскоре опять подрастают.
в) Творческая работа.
- Я предлагаю вам побыть немного писателями. Используя слова, попробуйте составить предложения с однородными членами в связный рассказ.