kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Интонация. Основные элементы интонации. Функции интонации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • развитие языковой компетенции - совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений;
  • развитие коммуникативной компетенции - совершенствование владения навыками устной речи; развитие навыков публичного выступления;
  • развитие и совершенствование общеучебных умений: речемыслительных способностей, информационных умений и навыков (целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели); навыков сопоставительного анализа языковых явлений разных языков (в т.ч. интонационных особенностей русского и английского языков).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Интонация. Основные элементы интонации. Функции интонации" »

Мультимедийный урок по русскому языку в 10-м классе по теме "Интонация. Основные элементы интонации. Функции интонации"

Зарипова Гульбахар Заитовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

1. Обучающие:

  • дать представление об интонации как ритмико-мелодической стороне языка, которая служит средством выражения смысловых, грамматических отношений и эмоциональной окраски речи;

  • овладение умениями опознавать, анализировать интонационные явления звучащей речи с учетом их различных интерпретаций;

2. Развивающие:

  • развитие языковой компетенции - совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений;

  • развитие коммуникативной компетенции - совершенствование владения навыками устной речи; развитие навыков публичного выступления;

  • развитие и совершенствование общеучебных умений: речемыслительных способностей, информационных умений и навыков (целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели); навыков сопоставительного анализа языковых явлений разных языков (в т.ч. интонационных особенностей русского и английского языков).

3. Культурологические:

  • приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью).

Ожидаемые результаты.

Знать/понимать:

  • структурные компоненты интонации;

  • функции интонации в речи;

  • отличительные особенности русской интонации.

Уметь:

  • проводить анализ интонационных конструкций;

  • дать интонационный анализ художественных текстов с точки зрения роли интонации в характеристике героев литературного произведения;

  • оценивать интонационную интерпретацию лирических произведений разных деятелей искусства;

Аудирование и чтение:

  • использовать ознакомительно-изучающее чтение;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

  • различать богатство экспрессивных интонационных конструкций русского языка.

Говорение и письмо:

  • озвучивание фильма, осознавая типы интонаций по вербальным средствам общения,

  • создание сочинения "О чём и как говорят герои картины", используя приобретённые знания об интонации.

Техническое сопровождение урока, наглядность:

  • мультимедийная презентация;

  • музыкальное сопровождение (в т.ч. фрагмент из балета П.И.Чайковского "Спящая красавица", mp3);

  • -фрагменты двух авторских фильмов: Ф.Искандера и М.Казакова - о Борисе Пастернаке (запись передач канала "Культура");

  • фрагмент DVD-фильма "Анна Каренина";

  • видеофрагмент урока английского языка из серии учебных пособий "OXFORD";

  • трейлер мультипликационного фильма "Фантазия на славянскую тему" с CD-приложения к журналу "Enter" (для выполнения творческого задания по озвучиванию ролика).

  • электронное учебное пособие "1С. Русский язык".

Технические требования:

  • компьютер учителя,

  • проектор,

  • экран,

  • динамики,

  • компьютеры для учеников (минимум - 5).

Программное обеспечение:

  • проигрыватель Windows Media;

  • Flash - проигрыватель;

  • MS Office: Word, PowerPoint.

План - конспект урока

1. Погружение в тему урока.

- :Начнём с путешествия в хорошо знакомую сказку "Спящая красавица", сюжет которой использовал П.И.Чайковский для одноимённого балета. Для третьего действия спектакля он придумал сцену, которую называют "сказкой сказок": в ней благополучно проснувшуюся после столетнего сна принцессу Аврору и её спасителя принца Дезире приветствуют сказочные герои. Перенесёмся мысленно в сказочный дворец... Вот мы вместе с героями слышим звуки праздничного шествия. Как забавен и одухотворён дирижёр оркестра - гном! Вошли в круг принцесса Аврора и принц, закружились нарядные пары. Все во власти прекрасной музыки. И вдруг...

- Попробуйте угадать, кто появился на сцене и что случилось на балу. Почему вы так решили? Чем заняты эти сказочные герои? Какое у них настроение?... (Беседа о ссоре Кота в сапогах и Белой кошечки)

- Вы правильно услышали в музыке танца недовольное урчание Кота и гневное мяуканье Кошечки, злое шипение.

- Что помогло понять эту сцену?...

- Вы назвали основные средства, с помощью которых создаётся интонация... Это тема сегодняшнего урока.

2. Осмысление темы урока

"Дар речи - одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать её другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рождённая голосом человека, несёт в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаённый смысл и значение?!.."

В.П.Морозов

- О чём размышляет учёный - биолог, исследователь физиологических способностей вокальной речи и интонации В.П.Морозов?...

Но для того чтобы достичь слуха, чтобы были доступными мысли и чувства, нужно, чтобы устная звучащая речь отличалась выразительностью, эмоциональностью, чтобы она воздействовала на слушателя. Для этого есть разнообразные средства... (след. слайд)

Что же это за средства? Выявите их из высказывания другого учёного-лингвиста:

:В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т.п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте:"

А.Б.Шапиро, русский лингвист.

- Автор цитаты, называя тон, темп, тембр голоса, имеет в виду интонацию, которая играет значительную роль в устной речи.

Давайте выясним сущность составляющих элементов интонации, обратившись к нашему электронному учебнику...(самостоятельное чтение статьи, беседа по опорным вопросам).

3. Речевая практика.

1) Интересный факт. Первая запись русской интонации.

В 1878 г. М.П.Мусоргский работал над оперой "Женитьба".

Мусоргский посещает Александрийский театр и записывает нотами интонацию артистов, чтобы в своей опере добиться воспроизведения "простого человеческого говора". Это была первая запись русской интонации.

2) - А каковы отличительные особенности русской интонации в сравнении с другими языками.

Проверка домашнего задания № 1.

- Дома вы читали диалог на английском и русском языках. Повторим. Какие выводы вы сделали:. А вот как произносят те же реплики англичане:. (аудирование - прослушивание диалога на английском языке)

- Что вы заметили?...(Повествовательные, большинство вопросительных предложений в английском языке произносятся с понижением голоса, но при этом, в отличие от русской мелодики, звучание последнего слова резко усиливается, что воспринимается ухом русского человека как некоторое повышение. Такая повышающая интонация слышится в английских приветствиях, выражениях благодарности, дружеских пожеланиях).

Послушаем пример:

Исследование по этому вопросу провела :..(фамилия ученицы).

Выступление ученицы 10 класса :...

Доклад-исследование на тему: "Сравнительный анализ интонационных особенностей английского и русского языков".

- А как произносятся слова приветствия в русском языке? Обратимся к авторитетным мнениям.

3) И.Л.Андронников:

"Простое слово "здравствуйте" можно сказать

ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно.

Это простое слово можно произнести на тысячу ладов"

- Произнесём это слово...

Может быть, мы продолжим список? Нам помогут забавные герои картин немецкого художника Карла Шпицвейга...

- Дослушаем конец цитаты Андронникова:

"А написать? Для этого понадобится на одно "здравствуйте" несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены".

Проверка д\з № 2. Произнести фразу "Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным" (Френсис Бэкон) в разных речевых ситуациях, которые подсказывают фразеологизмы.

Как в воду опущенный; прокурорским тоном; учительским тоном; командирским тоном; не своим голосом; что есть мочи.

Сопутствующие задания: объяснить смысл афоризма, найти информацию об авторе высказывания, подобрать синонимы к фразеологизмам.

- Роль интонации в жизни человека исследовала :.(фамилия ученицы).

Выступление ученицы 10 класса :

Доклад-исследование "Роль интонации в жизни человека"

4. Интересный факт. "Фонограф"

Существуют специальные приборы, с помощью которых лингвисты фиксируют интонационные изменения при произнесении разных фраз.

С помощью акустической техники установлено, например, что выражение грусти сопровождается "узким мелодическим интервалом", "ровным мелодическим контуром", "медленным темпом", "слабой интенсивностью".

А первым человеком, кто изобрёл такой аппарат, был Эдисон:

Любимое изобретение Эдисона, которое считается единственным полностью оригинальным. На мысль о фонографе его навели звуки, похожие на неразборчивую речь, исходившие однажды от телеграфного повторителя. Первые фонографы издавали довольно резкие и грубые звуки, но многочисленным слушателям воспроизведение речи казалось волшебством.

Звук записывался иглой, связанной с мембраной, на цилиндрическом валике, обернутом оловянной фольгой. При возникновении колебаний в мембране игла вычерчивала на поверхности фольги канавку переменной глубины.

Юля в своём докладе обратила внимание на смыслоразличительную функцию интонации. В русском языке эта функция необыкновенно разнообразна.

5. У каждого мастера слова свои интонации, своё звучание.

Одна и та же фраза в произношении может приобретать тысячи изменений, соответствующих малейшим оттенкам чувства. Чувства выражаются интонацией, модуляцией голоса, быстротой речи, силой произнесения того или другого слова или же жестом, сопровождающим речь. Драматический актер, произносящий свою роль должен для каждой фразы найти вполне соответствующее ей выражение и верную ноту: в этом ярче всего проявляется его дарование. Фразу, которая на бумаге является мертвой и лишенной выражения, он оживляет своим голосом, он вдыхает в нее жизнь.

Аргументировать тезис о том, что русская интонация богата смыслами, нам поможет следующий эксперимент...

Сравнительный анализ исполнения стихотворения Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво" писателем Ф.Искандером
и артистом М.Казаковым.

6. Осмысление роли интонации в художественной литературе.

Интонация передаёт не только смысловые, но и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

И этим прекрасно пользовались русские писатели, тонкие знатоки богатства русской речи.

Мы, конечно, не раз будем говорить об этом на уроках литературы. А сегодня обратимся к роману Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Я знаю, что есть те, кто уже летом прочитал этот роман. Вы помните, как он начинается...

Мы обратим внимание на первый разговор Стивы Облонского с женой после того, как она узнала о его измене.

Интонационный анализ фрагмента из романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина".

Какое внутренне состояние героев раскрывает писатель?

Обратите внимание на характеристику темпа речи героев, тембра голоса, интенсивность и высоту звучания голоса.

Как, не слыша голоса героев, мы догадываемся об интонации их голоса.

Сделайте вывод о роли интонации в художественном произведении.

Посмотрите фрагмент из кинофильма "Анна Каренина". Сумели ли артисты передать авторский замысел?

Ответ: передавая интонацию речи героев, писатель раскрывает их внутреннее состояние, их переживания: чувство вины Степана Аркадьевича (жалким голосом, с дрожанием голоса); обиду, отчаяние его жены (с болью и злобой). Душевное напряжение обманутой Долли проявляется в темпе ее речи, влияет на тембр ее голоса ("сказала быстрым, не своим, грудным голосом"); раздражение, безысходное горе повышает высоту и интенсивность звучания (вскрикнула, закричала еще пронзительнее). У Стивы, наоборот, сознание своей вины и желание примирения заставляет его снизить высоту и интенсивность речи (сказал тихим, робким голосом).

- По интонации героев произведения читатель понимает, в каком состоянии они находятся, какие чувства охватили их.

7. Выявление основных функций интонации.

Выполнение упражнения на смыслоразличительную функцию знаков препинания, как материальных выразителей интонации на письме.

Доп.

В последние десятилетия возрос интерес к изучению стилистической функции интонации, её роли в формировании текста. Об этом вы прочитаете дома самостоятельно.

(Поскольку любой текст произносится в определённом стиле, принадлежит к какому-нибудь жанру, лингвисты выясняют, как изменяется интонация соответственно стилю и жанру. Привлекает исследователей и роль интонации в художественных произведениях, в которых она служит изобразительным средством, помогает раскрыть характер персонажей.

В работах стилистического характера особое внимание уделяется интеллектуальному значению интонации, поскольку она позволяет говорящему выделить в высказывании то, что является наиболее важным в момент речи.

Помимо интеллектуального, интонация имеет и волюнтативное (лат. voluntas - "воля") значение, когда выражает волевые действия. Угадайте их по произнесённой фразе::( приказ, запрещение, просьбу, предупреждение, предостережение, угрозу, повеление, мольбу, упрёк, разрешение, поучение, протест, увещевание, согласие, понукание, рекомендацию, уговор.)

Следовательно, интонацию рассматривают и с точки зрения её воздействия на слушателя.

В связи с этим выделяются три коммуникативных типа воздействия на волю и поступки слушателей:

1) обязывание или побуждение (приказ, требование, просьба);

2) повеление прекратить (запрещение, угроза, упрёк);

3) убеждение (предложение, совет, инструкция).

Сегодня, благодаря научному подходу к изучению этого сложного явления и достижением техники, по интонации устанавливается идентификация личности, а также эмоциональное состояние человека во время записи речи.

4. Формулировка выводов:

Творческая работа учащихся. Интерпретация интонации по вербальным средствам общения.

Озвучивание мультфильма "Фантазия на славянскую тему" ученицами 10 класса (фамилии учениц).

5. Заключение.

"Помните, что ваша интонация - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания".

Б.Н.Головин*

6. Домашнее задание.

  1. Выучить теорию по теме "Интонация".

  2. Творческий диктант. В качестве диктанта предлагается описание картины голландского художника Яна Стена "Строгий учитель". Творческая часть - озвучивание картины с характеристикой интонационных особенностей речи героев картины.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Интонация. Основные элементы интонации. Функции интонации"

Автор: Зарипова Гульбахар Заитовна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "урок "Интонация предложения" "
    ["seo_title"] => string(32) "urok-intonatsiia-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246858"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446468021"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Статья "Развитие исполнительского мастерства учащегося""
    ["seo_title"] => string(59) "statiarazvitiieispolnitielskoghomastierstvauchashchieghosia"
    ["file_id"] => string(6) "333881"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1465540122"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Дифференцированный подход к обучению устной речи у неслышащих школьников как основное условие активизации их устной коммуникации."
    ["seo_title"] => string(149) "diffierientsirovannyi-podkhod-k-obuchieniiu-ustnoi-riechi-u-nieslyshashchikh-shkol-nikov-kak-osnovnoie-usloviie-aktivizatsii-ikh-ustnoi-kommunikatsii"
    ["file_id"] => string(6) "331269"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464594291"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "авторская рабочая  программа по внеурочной деятельности театральной студии "Капитошка" "
    ["seo_title"] => string(94) "avtorskaia-rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-noi-studii-kapitoshka"
    ["file_id"] => string(6) "151689"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420732638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства