Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.
• Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:
Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).
Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена).
Выя - (шея). Длань - (ладонь).
Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).
Перст - (палец). Десница - (правая рука).
Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).
Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).
Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).
Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).
• Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления и
предметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют в нашей жизни. А как же
они называются?
Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары,
противоположные по смыслу.
Например: Ни зги не видно - хоть иголки собирай.
Ни зги не видно Жить своим горбом
заварить кашу воспрянуть духом
коломенская верста от горшка два вершка
по чайной ложке на ночь глядя
чуть свет как кошка с собакой
повесить нос хоть иголки собирай
на чужой шее сидеть единым духом
душа в душу расхлёбывать кашу
сидеть сложа руки не покладая рук
Аукцион
В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
ке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый осел; носиться как курица с яйцом и т. п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные упражнения на уроках русского языка»
Интерактивные упражнения на уроках русского языка
Лексико –фразеологические игры
• Переводчик
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.
• Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:
Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).
Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена). Выя - (шея). Длань - (ладонь).
Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).
Перст - (палец). Десница - (правая рука).
Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).
Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).
Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).
Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).
• Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления и предметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют в нашей жизни. А как же они называются?
Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу. Например: Ни зги не видно - хоть иголки собирай. Ни зги не видно Жить своим горбом заварить кашу воспрянуть духом коломенская верста от горшка два вершка по чайной ложке на ночь глядя чуть свет как кошка с собакой повесить нос хоть иголки собирай на чужой шее сидеть единым духом душа в душу расхлёбывать кашу сидеть сложа руки не покладая рук
Аукцион
В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
ке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый осел; носиться как курица с яйцом и т. п.
• Замени фразеологизмом
Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.
возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
• Угадайте слово по его описанию.
-Объясните, как вам это УДАЛОСЬ сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» плеч. Родной или крёстный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.
-Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1) Не воробей. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)2) На дворе, па траве. (На дворе трава, на траве дрова.)
3) Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?
«Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.
Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.
Печка на колёсах
Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.
Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах.
Игра в мяч
Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.
Хоккей. (2 команды).
По краям доски справа и слева хоккейные ворота. Перед ними – большая шайба. На левой шайбе написано «Мягкий знак на конце», на правой – «Мягкий знак в середине». Класс делится на 2 команды: левую и правую. Задача игроков – забросить как можно больше шайб в ворота противника, т. е. записать на доске слова с мягким знаком на конце или в середине слова. По сигналу судьи матч начинается: члены команд, которые хотят забить шайбу, т.е. записать слово с мягким знаком, поднимают руки. Капитан команды указывает нападающего, тот выходит к доске и пишет слово, после чего по указанию капитана выходит другой член команды и т. д., пока не прозвучит сигнал судьи об окончании матча. Шайба, заброшенная в свои ворота, не засчитывается. Игроков, нарушающих порядок, судья может удалять с поля. На игру отводится 3–4 минуты, после чего судьи проверяют правильность результатов по каждой команде и объявляют победителя.
Игра «Соколиный глаз».
Кто найдет в тексте больше устаревших слов?
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком.
Лингвистический футбол
Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
Вид деепричастий
«Рецепт»
Запишите рецепт приготовления любого блюда, используя деепричастия. Укажите вид деепричастий, употребленных вами.
Игра «Кулинар»
Составьте и запишите рецепты салатов из данных ингредиентов , используя деепричастия. Определите вид деепричастий, обозначьте суффиксы.
Салат слоеный с курицей
Продукты:
курные грудки - 2 шт.
лук репчатый - 1 луковица
морковь - 2 шт.
яйцо - 3 шт.
шампиньоны свежие - 200г
майонез - по вкусу
соль - по вкусу
Слоеный салат с грибами и крабовыми палочками Продукты:
рис - 3 ст.л.
крабовые палочки - 2 пачки
яйцо - 3 шт.
морковь
грибы
майонез.
Союз как часть речи
Игра «Да-нетка»
Выберите правильные признаки союза
Не изменяется.
Изменяется по числам и падежам.
В предложении является подлежащим.
Не является членом предложения.
Связывает однородные члены предложения.
Связывает подлежащее и сказуемое.
Связывает части сложного предложения.
Разряды частиц
Представьте, что частица БЫ рассказывает вам о себе. Запишите, что вы услышали.
Представьте, что к вам пришла частица ДАВАЙ. О чем она расскажет вам за чашкой чая? Запишите ее рассказ.
Вспомните 3-4 фразеологизма с отрицательными частицами. Составьте и запишите с этими устойчивыми сочетаниями предложения.
Составьте и запишите 6-7 правил, касающихся нравственного поведения человека, используя отрицательные частицы.
Лото «Замените наречия фразеологизмами»
Сильно краснеть – до корней волос; крепко спит – как убитый; быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову; громко кричать – во все горло, во всю Ивановскую; хорошо знать – как свои пять пальцев; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; мало – кот наплакал, раз, два и обчелся; рано – чуть свет, ни свет, ни заря; близко – рукой подать; плохо – из рук вон плохо, никуда не годится.
Мозговой штурм. Незаконченное предложение.
Наречие-это___________
Обозначает________________
Отвечает _______________
Перед вами прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. На каждом апельсине скрыто незаконченное предложение. Учащиеся срывают плоды, читают вопрос и дают ответ.
Развитие ассоциативного мышления.
А теперь подберите наречия, передающие вкус апельсина(вкусно, сладко, сочно, кисло, мокро, терпко, ароматно)-ответ по цепочке.
7.Составить предложения по картине, используя наречия.
Картина И.Н.Крамского «Старики» (II вариант картина «Осень» или поляна)
Разряды наречий по значению
Запишите предложения, заменив фразеологизмы наречиями. Укажите разряд по значению.
Лагутин ни за что ни про что обругал Шмакова.
Мы принялись ругать на все лады Шишкина за то, что он оставил ворота, а он оправдывался и говорил, что теперь будет играть по всем правилам.Коровы шествовали не спеша, обмахиваясь хвостами, наклонялись время от времени, чтобы выдрать пучок травы.Решив уехать во что бы то ни стало, она почувствовала себя вне опасности.
Правописание наречий
«Отыщите беглеца!»
Мягкий знак очень капризный житель страны Грамматика. Вот и сегодня он убежал от некоторых частей речи и спрятался в других словах. Помогите найти беглеца (выпишите слова с ь, объясните их правописание).
На поляне растут разные цветы. Одни из них очень дружелюбны, поэтому всегда держатся друг около дружки. Другие, наоборот, не терпят рядом с собой соседей. Разве заметят их красоту среди других цветов? Третьи вроде бы и дружат с другими цветами, но держатся немного в отдалении. Соберите три букета : 1 – розы ( слова пишутся раздельно), 2 – гвоздики (через дефис пишутся), 3 – анютины глазки ( пишутся слитно).
(Во) время урока, приехать (во) время; прочитать (в) первые, (в) первые минуты; одеться (по) зимнему, (по) зимнему небу; (с)начала урока, начать (с)начала; (в) начале подумай, (в) начале статьи; подняться (на) верх, спуститься (с) верху, (на) верх дерева; (в) глубь леса, нырнуть (в) глубь; (по) видимому отрезку шоссе; (по) видимому, не успеть; (во) вторых санях, (во) первых, прочти, (во) вторых, подумай; (в) дали летели, (в) дали голубой; шел 9на) встречу, (на) встречу с друзьями; сделать (на) зло, врагам, ответить (на) зло добром; сесть (на) конец скамейки, (на) конец все встали.