kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивное обучение: организация учебных диалогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тенденция гуманизации и гуманитаризации содержания образования привела к появлению уроков словесности. Новое содержание влечет изменение формы. Интерактивное обучение основано на диалоговых формах процесса познания и решает одновременно три задачи: учебно-понавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную. Каждыу урок имеет тематический цнтр, которому подчиняются вопросы, примеры, творческие задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивное обучение: организация учебных диалогов »







ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ:

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ
ДИАЛОГОВ

Подготовила: преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО Суражского педколледжа им. А.С. Пушкина Морозова Н.Н.

2013 год

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ : ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИАЛОГОВ.

Тенденция к гуманизации и гуманитаризации содержания образования привела к появлению уроков словесности. Новое содержание влечет изме­нение формы.

Интерактивное обучение (iпtег-"между"-лат., аctiо"-действие) ос­новано на диалоговых формах процесса познания. В процессе обсуждения тем урока вырабатываются навыки общения и совместной деятельности .Диалог-это столкновение точек зрения и компромисс.

Очень важно грамотное использование учебного пространства каби­нета. Студенты работают совместно группами, парами, индивидуально, но в процессе работы общаются, видят глаза друг друга: парты должны быть поставлены так, чтобы обучающиеся сидели друг напротив друга.

При интерактивном обучении решаются одновременно три зада­чи: учебно-познавательная, коммуникативно-развивающая, социально-ориентационная.

На интерактивных занятиях развитие коммуникативных умений проис­ходит как в общении микрогруппы, так и в диалоге между группами. Эф­фективность зависит от того, насколько удается реализовать две основ­ные функции обучения: решение учебных задач и оказание поддержки чле­нам группы в ходе совместной работы.

Каждый урок должен иметь "тематический центр" и подчинять ему вопросы, примеры, творческие задания. Это служит общефилологическому (лингвистическому и литературному) образованию и воспитанию.

  • УРОК 1.

  • ТЕМА: Категория числа имен существительных. Использование форм имен существительных в речи.

ЦЕЛИ: закрепление и углубление знаний по теме, повышение познавательной активности и развитие языкового чутья , развитие коммуникативных умений и речи студентов.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: словарный диктант о использованием сигнальных карточек, грамматический разбор текста, работа со словаря­ми, беседа, связный монологический ответ по грамматике, са­мостоятельная работа, творческая работа "Бином фантазии".

ЛИТЕРАТУРА.

1. Современный русский литературный язык / под ред. П.А.Леканта.4-е изд. М: Высшая школа,1999г.;

2.Т.А.Служевская "Уроки русской словесности" .Практикум по культуре речи ,0.~П. "РИД",1997г.;

3.Соколова Г. И."На урок-с Бальмонтом", РЯШ N 1-99, стр.12;

4. Коротаева Е. В.Интерактивное обучение :организация учебный диалогов .РЯШ N 5-99,стр.З.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал (карточки о индивидуальным заданием, заданиями для микрогрупп), плакат "Правила сов­местной работы в микрогруппе", таблицы употребления слов: отношение-отношения", сходство- разница-различия, Толковые словари под ред, С. Ожегова ;словарь синонимов, аудиозапись "Профессионал" Марикони..

ПЛАН УРОКА

1.Сообщение темы и целей урока.

2.Индивидуальная работа у доски и по карточкам,

3.Орфографическая разминка .Словарный диктант о использованием сиг­нальных карточек

.Образовать коррелят множественного числа. .

4.Фонетический анализ слова "Солнце", Слово учителя о тематическом центре урока.

5Комплексный анализ текста. Работа в микрогруппах.

6.Углубление знаний по теме. Выполнение упражнения после введения пра­вила на основе наблюдения. Работа по вариантам.

7.Выборочный распределительный диктант с взаимопроверкой .Работа в парах.

8.Проверка выполненной работы с теоретическим обобщением.

9.Д/з. Написать сочинение-миниатюру на любую из предложенных тем;

а) Это было как солнечный удар...

б) Гимн Солнцу.

в) "Только солнцу сердце отвечало" (К,Бальмонт)

10.Анализ работы на уроке , оценочные суждения.

ХОД УРОКА.

1.Сообщение темы и целей урока.,

2.Синтаксический разбор предложения-эпиграфа к уроку. Транскрип­ция текста.

Я в этот мир пришел ,чтоб видеть солнце.

( древнегреческий философ Анаксагор)

Работа двух студентов по карточкам./ см. приложение,

3..Орфографическая разминка.

Словарная работа с сигнальными карточками.

Слова пишутся в столбик

.Подчеркните существительные, не имеющее формы мн.числа. (Правило)

Превращение ,преемственность, преподаватель , радиоприемник, преамбула ,президент ,примадонна, приоритет ,придел (к дому), предел (терпения), преломление ,прибежище, прививка, преодоление.

( Образовать корреляты мн.числа.)

4.Слово учителя о "Солнце".

"Все прекрасное на земле- от солнца, все хорошее -от человека." Как вы уже могли понять,тематическим центром нашего урока ста­нет слово-образ "Солнце".

-Я не верю в черное начало,

Пусть праматерь нашей жизни ночь.

Только солнцу сердце отвечало

И всегда бежит от тени прочь.

Так писал К .Д. Бальмонт-поэт "сереб­ряного века",современник Блока ,Есенина ,кумир читающей России тех лет -поэт Солнца, человек, который любил свою Родину; и в Па­риже, одном красивейших городов мира, помнил о русской дерев­не, писал о любви к своей земле .

5.Контрольный анализ текста.

( Работа по микрогруппам).

1)Работа со словарями. •

Подбор эпитетов к слову "солнце".

2)Чтение текста. Тема, идея.

Объяснение орфограмм и пунктограмм в тексте.

4} Теория вопроса (монологические ответы с использованием примеров из предложенного текста.)

5) Выборочный распределительный диктант, (запись в 3 столбика)

Слово учителя.,

-Солнце-это свет, тепло, радость, счастье. Солнце -свет, день; ночь-тьма. Мотив солнца и солнечного света есть у всех наших писателей, от неизвестного автора "Слова о полку Игореве" до наших современни­

ков .

9. Домашнее задание.

10.Оценочные суждения.



,-погонюсь

по следам...

Солнце мое! Я тебя никому не отдам !

М. Цветаева

"Зимнее утро" "Вакхическая песня"




гу




■к


.

Мороз и солнце: день чудесный ! Еще ты дремлешь, друг прелеотный- Пора, красавица, проснись 1

" Зимнее утро."

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.



1.Солнце одно, а шагает по воем городам. Солнце-мое. Я его никому не отдам.

Ни на час, ни на луч, ни на взгляд.-

Никому.-Никогда.

Пусть погибают в бессменной ночи города! В руки возьму!-Чтоб не смело вертеться

в кругу!

Пусть себе руки,и губы

2.Ты Солнце святое., гори !

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма 1-

" Вакхическая песня”.А.С.Пушкин.

3.И солнце кругло и бездушно,

Как желтое око совы,

Глядело с небес равнодушно..,

На тяжкие муки вдовы .

Некрасов Н.А.

4.Жизни податель ,

Светлый создатель,

Солнце, тебя я пою !

К.Бальмонт "Гимн солнцу".

5.Я опросил у высокого солнца,

Как мне вспыхнуть светлее зари.

Ничего не ответило солнце,-

.Но душа услыхала " Гори1"

5.Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз.

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом...

Как хозяин молчаливый

Ясно смотрит на меня.

А.Ахматова " Я пришла...

6.-По словам самой матери, я родился в солнечный день.

Если верить приметам, жизнь моя должна быть счастливой.

Соколов-Микитов " Детство."



7.Боже мой I Вчера- ненастье,

А сегодня -что за день !

Солнце, птицы ! Блеск и счастье !

Луг росист, - цветет' сирень…

8.Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля,

9.Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман...

А.С.Пушкин.

В " Словаре эпитетов русского литературного языка” Горбачевича свыше 100 определений к слову солнце.

ЭПИТЕТЫ : дымное ,лимонное, лучезарное, румяное, рыжее, ярое, юное,

ликующее, приветливое, гордое, красное ,ясное, грозящее,

златолицее, косматое, стеклянное, приплюснутое.

( М,Дудин, А.Прокофьев, С,Щипачев.)

*


УРОК N 2


*


ТЕМА: Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи.

ЦЕЛИ: Закрепление, повторение и обобщение знаний по теме развитие образной речи,развитие умения использовать художественные изобразительные средства языка.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с индивидуальным заданием; карточки для работ по микрогруппам, таблица для изучения понятия "оксюмо­рон", сигнальные карточки Н- НН , аудиозапись ,карточки для тестирования по теме.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: работа на уроке по принципу учебного диалога (интерактивное обучение);словарный диктант с использованием сигнальных карточек; грамматический разбор и фонетическая транскрипция. Индивидуальная работа, работа в микрогруппах; связный монологический ответ ,диалог-беседа.

ПЛАН

1.Сообщение темы и целей урока.

2.Грамматический разбор. Фонетическая транскрипция.

3.Орфографическая разминка с грамматическим заданием.

4.Работа в микрогруппах по теме урока.

5.Углубление знаний по теме урока

"Оксюморон". Тестирование с проверкой

6.Обобщение по теме Оценочные суждения.

7.Д/з.

ХОД УРОКА.

1.Сообщение темы и целей урока.

2.Синтаксический разбор предложения-эпиграфа к уроку. Транс­крипция текста.

Мне думается, что жизнь заодно с природой, любовное участие в
ее трудах и преображениях делают человека проще, мягче и добрее.

А.Яшин.

Индивидуальные задания работа по карточкам N 1 и N 2.



Все цветёт по дороге. Весна

Настоящим сменяется летом,

Протянула мне лапу сосна

С красноватым чешуйчатым цветом.

С.. Маршак.

Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит.

. Паустовский.

3.Орфографическая разминка.

Подлинный, смышленый, старинный, гостиный (двор), истинный, ле­бединый, кожаный, иностранный, мгновенный, дискуссионный, платя­ной, журавлиный, ядреный, тюлений, мудреный, свиной, лунный, соле­ный, соляной, масленый, масляный.

Составить словосочетание прил.+ сущ.; ввделить суффикс, просиг­налить о правописании.

4.Слово учителя. Природа и человек.

5. Работа в микрогруппах по теме.

1)Составить рекламный проспект Имя прилагательное',выбрав из предложенного списка постоянных и непостоянных признаков частей речи те, которые составляют имя прилагательное.

Категория рода, часть речи, синтаксическая роль, категория числа, спряжение, качественные, притяжательные, склонение, лицо, относи­тельное, превосходная степень сравнения, изъявительное наклонение, эпитет, грамматическая зависимость, книжная лексика, формы субъ­ективной оценки, признак предмета, именная часть сказуемого, крат­кая форма, качественно-относительные, простая сравнительная сте­пень, твердое склонение, действительные и страдательные, неизме­няемая форма слова.

2)Образование имен прилагательных.

Используя художественный текст, расскажите об образовании имен прилагательных. Текст " Светлое воскресение".

3) Правописание имен прилагательных Составьте словарный диктант-тест:

а) на правописание имен прилагательных, используя д/заготовки

б) карточка N 2

4)Стилистические свойства и особенности употребления имен прила­гательных в речи.

( составить таблицу на примерах.)

5)Роль имен прилагательных в художественной речи. Изобразитель­ные средства языка.

Оксюморон. Упражнения на новую информацию. Карточка N 6.

6)Творческое задание. "Вредные советы".

6.Тестирование.

7.Д/з.

8.Итог урока. Обобщение, оценочные суждения

.

- з -

.

Зад. 1

Прочитать текст выразительно. Определить тему, идею, указать изобразительные средства языка.

Орфограммы в тексте "Моя первая любовь-деревня..." К.Бальмонта.

Запишите наиболее употребительные прилагательные-эпитеты к слову “Солнце".

Яркое, сияющее, ослепляющее, раскаленное, лучезарное, знойное, теплое, белое, светлое, желтое, доброе,насыщенное, золотистое.

Используя в качестве примеров существительное из текста "Моя первая любовь-деревня..." К.Бальмонта, подготовьте устный связный ответ по теме "Категория имен существительных: 1) определение кате­гории рода, 2) ед.число им.сущ.; 3) мн.число им.сущ.; 4) двойствен­ное число (в качестве дополнительной информации) ; 5) информация о сущ..употребляемом только в ед. или мн. числе.

Б. У Джанни Родари был оригинальный метод обучения сочинению : он составлял "бином фантазии" из двух слов, между которыми на первый взгляд ничего общего, и просил написать рассказ, используя оба сло­ва. Составьте свой "бином",одно из слов - "солнце", другое выберите из орфографической разминки.

КАРТОЧКА N 6.

О какими словами из правого столбика можно соединить олова из левого, а о какими - нет ?

заклятый Друг, враг, противник, приятель

закадычный

кипучий (-ая) жизнь, ритм, деятельность, безделье

пожилой (-ая) господин, фермер, студент, лошадь

выразить глубокое раскаяние, сочувствие, поздравление

- г -

КАРТОЧКА N2.

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы, обращаясь, если нужно, к помощи словаря.

Л. .ловый, оранж. .вый, б..гровый, фиолетовый, коричневый, сире­невый, ж..лтый, ч..рный, б..гряный, пунц..вый, кумач..вый, гр..пато­вый, ч. .рвоный, Л..МОННЫЙ, ш..франный, тр..вяной, м..ланжевый, в..сильковый, с..пфирный, л,.зурный.

С!оотавьте 5-7 словосочетаний так, чтобы в первом случае олово было простым определением, а во втором-эпитетом.

Выразительно прочитать, определить тему, идею. Подчеркнуть прила­гательные; обозначить способ определения.

Используя примеры из художественного текста, рассказать об образо­вании имен прилагательных.

N 6.

Творческое задание.

“Вредные советы” ученику, родителям, преподавателям ( по примеру Г.Остера) с использованием имен прилагательных в краткой форме и степени сравнения.

V. Отношение (-я)...

Мы не случайно рассматриваем слово отдельно: оно дает

наибольшее количество ошибок, причем двух видов: и неоправданное употребление формы множественного числа: и неоправданное употребление формы единственного.

Это слово употребляется в единственном числе, если | обозначает направленность в одну сторону: “мое (наше, твое, ваше, его, ее, их) отношение к кому-либо (чему-либо)” - у субъекта отношение есть, а у объекта - нет, или же оно нас не интересует.

Это же слово употребляется во множественном числе, если обозначает взаимную направленность: “наши с ним

отношения”, “отношения между нами” - здесь оба лица - и субъекты, и объекты одновременно, свое отношение к другому есть у каждого.

Для удобства можно просто запомнить: если с этим словом употреблено другое с предлогом к - оно стоит в единственном числе: “Наше отношение к вам неизменно”; если с предлогами с или между - во множественном: “Наши отношения с ним испортились”, “Между нами прекрасные отношения”.

VI. 'Две большие разницы"...

Происхождение этого ходячего выражения - пародия, игра слов. Это намеренная неправильность; произносящий это словосочетание должен четко представлять себе, что на самом деле разница, даже между двумя или несколькими лредметами и явлениями, всегда одна. Вот различий (отличий) и сходств может быть несколько; если они конкретны и значимы, каждое в отдельности, употребляется форма множественного числа. Обычно это бывает в научной речи и в устойчивых сочетаниях типа “ряд различий”, “ряд сходств”, а также в сочетании с числительными: “здесь есть два сходства и три различия”.

В предложении типа “Между сестрами было поразительное сходство: одни и те же волосы, глаза, овал лица, походка, голос...” - хотя признаков перечислено несколько, достаточно единственного числа, т.к. все эти признаки вместе и составляют сходство.

Краткий вывод: если вы затруднитесь определить, в какой форме употребить перечисленные выше существительные, - выбирайте форму единственного числа: она универсальна; форму множественного используйте лишь там, где форма единственного невозможна.

ПРАВИЛА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ В
МИКРОГРУППЕ.

Говорите кратко, понятно, только по теме.

своего


Никогда не отказывайтесь от сообщения мнения группе.

Забудьте фразу « Все уже сказали!»

Умейте слушать.

Критикуйте идею, но не личность


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интерактивное обучение: организация учебных диалогов

Автор: Морозова Наталья Николаевна, Бердникова Александра Яковлевна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 210934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "ИНТЕРАКТИВНЫЕ   ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Сидорова О.С. "
    ["seo_title"] => string(104) "intieraktivnyie-formy-organizatsii-urokov-matiematiki-i-ispol-zovaniie-intieraktivnoi-doski-sidorova-o-s"
    ["file_id"] => string(6) "108664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403800154"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "ИНТЕРАКТИВНЫЕ   ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "
    ["seo_title"] => string(91) "intieraktivnyie-formy-organizatsii-urokov-matiematiki-i-ispol-zovaniie-intieraktivnoi-doski"
    ["file_id"] => string(6) "108668"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403801037"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Применение модульного интерактивного обучения  на уроках     казахского языка. "
    ["seo_title"] => string(85) "primienieniie-modul-nogho-intieraktivnogho-obuchieniia-na-urokakh-kazakhskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "151618"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420727235"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-sposobnosti-obuchat-sia-ili-ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107917"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Интерактивные инновационные технологии обучения в колледже "
    ["seo_title"] => string(71) "intieraktivnyie-innovatsionnyie-tiekhnologhii-obuchieniia-v-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "101737"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402429525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства