Интерактивное обучение: организация учебных диалогов
Интерактивное обучение: организация учебных диалогов
Тенденция гуманизации и гуманитаризации содержания образования привела к появлению уроков словесности. Новое содержание влечет изменение формы. Интерактивное обучение основано на диалоговых формах процесса познания и решает одновременно три задачи: учебно-понавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную. Каждыу урок имеет тематический цнтр, которому подчиняются вопросы, примеры, творческие задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивное обучение: организация учебных диалогов »
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИАЛОГОВ
Подготовила: преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО Суражского педколледжа им. А.С. Пушкина Морозова Н.Н.
2013 год
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ : ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИАЛОГОВ.
Тенденция к гуманизации и гуманитаризации содержания образования привела к появлению уроков словесности. Новое содержание влечет изменение формы.
Интерактивное обучение (iпtег-"между"-лат., аctiо"-действие) основано на диалоговых формах процесса познания. В процессе обсуждения тем урока вырабатываются навыки общения и совместной деятельности .Диалог-это столкновение точек зрения и компромисс.
Очень важно грамотное использование учебного пространства кабинета. Студенты работают совместно группами, парами, индивидуально, но в процессе работы общаются, видят глаза друг друга: парты должны быть поставлены так, чтобы обучающиеся сидели друг напротив друга.
При интерактивном обучении решаются одновременно три задачи: учебно-познавательная, коммуникативно-развивающая, социально-ориентационная.
На интерактивных занятиях развитие коммуникативных умений происходит как в общении микрогруппы, так и в диалоге между группами. Эффективность зависит от того, насколько удается реализовать две основные функции обучения: решение учебных задач и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Каждый урок должен иметь "тематический центр" и подчинять ему вопросы, примеры, творческие задания. Это служит общефилологическому (лингвистическому и литературному) образованию и воспитанию.
УРОК 1.
ТЕМА: Категория числа имен существительных. Использование форм имен существительных в речи.
ЦЕЛИ: закрепление и углубление знаний по теме, повышение познавательной активности и развитие языкового чутья , развитие коммуникативных умений и речи студентов.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: словарный диктант о использованием сигнальных карточек, грамматический разбор текста, работа со словарями, беседа, связный монологический ответ по грамматике, самостоятельная работа, творческая работа "Бином фантазии".
ЛИТЕРАТУРА.
1. Современный русский литературный язык / под ред. П.А.Леканта.4-е изд. М: Высшая школа,1999г.;
2.Т.А.Служевская "Уроки русской словесности" .Практикум по культуре речи ,0.~П. "РИД",1997г.;
3.Соколова Г. И."На урок-с Бальмонтом", РЯШ N 1-99, стр.12;
4. Коротаева Е. В.Интерактивное обучение :организация учебный диалогов .РЯШ N 5-99,стр.З.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал (карточки о индивидуальным заданием, заданиями для микрогрупп), плакат "Правила совместной работы в микрогруппе", таблицы употребления слов: отношение-отношения", сходство- разница-различия, Толковые словари под ред, С. Ожегова ;словарь синонимов, аудиозапись "Профессионал" Марикони..
ПЛАН УРОКА
1.Сообщение темы и целей урока.
2.Индивидуальная работа у доски и по карточкам,
3.Орфографическая разминка .Словарный диктант о использованием сигнальных карточек
.Образовать коррелят множественного числа. .
4.Фонетический анализ слова "Солнце", Слово учителя о тематическом центре урока.
5Комплексный анализ текста. Работа в микрогруппах.
6.Углубление знаний по теме. Выполнение упражнения после введения правила на основе наблюдения. Работа по вариантам.
7.Выборочный распределительный диктант с взаимопроверкой .Работа в парах.
8.Проверка выполненной работы с теоретическим обобщением.
9.Д/з. Написать сочинение-миниатюру на любую из предложенных тем;
а) Это было как солнечный удар...
б) Гимн Солнцу.
в) "Только солнцу сердце отвечало" (К,Бальмонт)
10.Анализ работы на уроке , оценочные суждения.
ХОД УРОКА.
1.Сообщение темы и целей урока.,
2.Синтаксический разбор предложения-эпиграфа к уроку. Транскрипция текста.
Я в этот мир пришел ,чтоб видеть солнце.
( древнегреческий философ Анаксагор)
Работа двух студентов по карточкам./ см. приложение,
3..Орфографическая разминка.
Словарная работа с сигнальными карточками.
Слова пишутся в столбик
.Подчеркните существительные, не имеющее формы мн.числа. (Правило)
"Все прекрасное на земле- от солнца, все хорошее -от человека." Как вы уже могли понять,тематическим центром нашего урока станет слово-образ "Солнце".
-Я не верю в черное начало,
Пусть праматерь нашей жизни ночь.
Только солнцу сердце отвечало
И всегда бежит от тени прочь.
Так писал К .Д. Бальмонт-поэт "серебряного века",современник Блока ,Есенина ,кумир читающей России тех лет -поэт Солнца, человек, который любил свою Родину; и в Париже, одном красивейших городов мира, помнил о русской деревне, писал о любви к своей земле .
5.Контрольный анализ текста.
( Работа по микрогруппам).
1)Работа со словарями. •
Подбор эпитетов к слову "солнце".
2)Чтение текста. Тема, идея.
Объяснение орфограмм и пунктограмм в тексте.
4} Теория вопроса (монологические ответы с использованием примеров из предложенного текста.)
5) Выборочный распределительный диктант, (запись в 3 столбика)
Слово учителя.,
-Солнце-это свет, тепло, радость, счастье. Солнце -свет, день; ночь-тьма. Мотив солнца и солнечного света есть у всех наших писателей, от неизвестного автора "Слова о полку Игореве" до наших современни
ков .
9. Домашнее задание.
10.Оценочные суждения.
,-погонюсь
по следам...
Солнце мое! Я тебя никому не отдам !
М. Цветаева
"Зимнее утро" "Вакхическая песня"
гу
■к
.
Мороз и солнце: день чудесный ! Еще ты дремлешь, друг прелеотный- Пора, красавица, проснись 1
" Зимнее утро."
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
1.Солнце одно, а шагает по воем городам. Солнце-мое. Я его никому не отдам.
Ни на час, ни на луч, ни на взгляд.-
Никому.-Никогда.
Пусть погибают в бессменной ночи города! В руки возьму!-Чтоб не смело вертеться
в кругу!
Пусть себе руки,и губы
2.Ты Солнце святое., гори !
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма 1-
" Вакхическая песня”.А.С.Пушкин.
3.И солнце кругло и бездушно,
Как желтое око совы,
Глядело с небес равнодушно..,
На тяжкие муки вдовы .
Некрасов Н.А.
4.Жизни податель ,
Светлый создатель,
Солнце, тебя я пою !
К.Бальмонт "Гимн солнцу".
5.Я опросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило солнце,-
.Но душа услыхала " Гори1"
5.Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня.
А.Ахматова " Я пришла...
6.-По словам самой матери, я родился в солнечный день.
Если верить приметам, жизнь моя должна быть счастливой.
Соколов-Микитов " Детство."
7.Боже мой I Вчера- ненастье,
А сегодня -что за день !
Солнце, птицы ! Блеск и счастье !
Луг росист, - цветет' сирень…
8.Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля,
9.Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман...
А.С.Пушкин.
В " Словаре эпитетов русского литературного языка” Горбачевича свыше 100 определений к слову солнце.
ТЕМА: Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи.
ЦЕЛИ: Закрепление, повторение и обобщение знаний по теме развитие образной речи,развитие умения использовать художественные изобразительные средства языка.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с индивидуальным заданием; карточки для работ по микрогруппам, таблица для изучения понятия "оксюморон", сигнальные карточки Н- НН , аудиозапись ,карточки для тестирования по теме.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: работа на уроке по принципу учебного диалога (интерактивное обучение);словарный диктант с использованием сигнальных карточек; грамматический разбор и фонетическая транскрипция. Индивидуальная работа, работа в микрогруппах; связный монологический ответ ,диалог-беседа.
Составить словосочетание прил.+ сущ.; ввделить суффикс, просигналить о правописании.
4.Слово учителя. Природа и человек.
5. Работа в микрогруппах по теме.
1)Составить рекламный проспект Имя прилагательное',выбрав из предложенного списка постоянных и непостоянных признаков частей речи те, которые составляют имя прилагательное.
Категория рода, часть речи, синтаксическая роль, категория числа, спряжение, качественные, притяжательные, склонение, лицо, относительное, превосходная степень сравнения, изъявительное наклонение, эпитет, грамматическая зависимость, книжная лексика, формы субъективной оценки, признак предмета, именная часть сказуемого, краткая форма, качественно-относительные, простая сравнительная степень, твердое склонение, действительные и страдательные, неизменяемая форма слова.
2)Образование имен прилагательных.
Используя художественный текст, расскажите об образовании имен прилагательных. Текст " Светлое воскресение".
Используя в качестве примеров существительное из текста "Моя первая любовь-деревня..." К.Бальмонта, подготовьте устный связный ответ по теме "Категория имен существительных: 1) определение категории рода, 2) ед.число им.сущ.; 3) мн.число им.сущ.; 4) двойственное число (в качестве дополнительной информации) ; 5) информация о сущ..употребляемом только в ед. или мн. числе.
Б. У Джанни Родари был оригинальный метод обучения сочинению : он составлял "бином фантазии" из двух слов, между которыми на первый взгляд ничего общего, и просил написать рассказ, используя оба слова. Составьте свой "бином",одно из слов - "солнце", другое выберите из орфографической разминки.
КАРТОЧКА N 6.
О какими словами из правого столбика можно соединить олова из левого, а о какими - нет ?
С!оотавьте 5-7 словосочетаний так, чтобы в первом случае олово было простым определением, а во втором-эпитетом.
Выразительно прочитать, определить тему, идею. Подчеркнуть прилагательные; обозначить способ определения.
Используя примеры из художественного текста, рассказать об образовании имен прилагательных.
N 6.
Творческое задание.
“Вредные советы” ученику, родителям, преподавателям ( по примеру Г.Остера) с использованием имен прилагательных в краткой форме и степени сравнения.
V. Отношение (-я)...
Мы не случайно рассматриваем слово отдельно: оно дает
наибольшее количество ошибок, причем двух видов: и неоправданное употребление формы множественного числа: и неоправданное употребление формы единственного.
Это слово употребляется в единственном числе, если | обозначает направленность в одну сторону: “мое (наше, твое, ваше, его, ее, их) отношение к кому-либо (чему-либо)” - у субъекта отношение есть, а у объекта - нет, или же оно нас не интересует.
Это же слово употребляется во множественном числе, если обозначает взаимную направленность: “наши с ним
отношения”, “отношения между нами” - здесь оба лица - и субъекты, и объекты одновременно, свое отношение к другому есть у каждого.
Для удобства можно просто запомнить: если с этим словом употреблено другое с предлогом к - оно стоит в единственном числе: “Наше отношение к вам неизменно”; если с предлогами с или между - во множественном: “Наши отношения с ним испортились”, “Между нами прекрасные отношения”.
VI. 'Две большие разницы"...
Происхождение этого ходячего выражения - пародия, игра слов. Это намеренная неправильность; произносящий это словосочетание должен четко представлять себе, что на самом деле разница, даже между двумя или несколькими лредметами и явлениями, всегда одна. Вот различий (отличий) и сходств может быть несколько; если они конкретны и значимы, каждое в отдельности, употребляется форма множественного числа. Обычно это бывает в научной речи и в устойчивых сочетаниях типа “ряд различий”, “ряд сходств”, а также в сочетании с числительными: “здесь есть два сходства и три различия”.
В предложении типа “Между сестрами было поразительное сходство: одни и те же волосы, глаза, овал лица, походка, голос...” - хотя признаков перечислено несколько, достаточно единственного числа, т.к. все эти признаки вместе и составляют сходство.
Краткий вывод: если вы затруднитесь определить, в какой форме употребить перечисленные выше существительные, - выбирайте форму единственного числа: она универсальна; форму множественного используйте лишь там, где форма единственного невозможна.
ПРАВИЛА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ В МИКРОГРУППЕ.
Говорите кратко, понятно, только по теме.
своего
Никогда не отказывайтесь от сообщения мнения группе.